«И мужество, как знамя, пронесли…»
план-конспект урока (4 класс)

Мендеева Булгун Валерьевна

«И мужество, как знамя, пронесли…»              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_muzhestvo_kak_znamya_pronesli.docx172.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» им. Бембетова В.А.

48808e128cefc059fe416d32c06387e3_M.jpg

Материалы к участию в региональном конкурсе

методических разработок

«УРОКИ ПОБЕДЫ»

Номинация: «Лучший классный час»

Автор разработки:

Мендеева Булгун Валерьевна,

учитель начальных классов

2019 год

г. Элиста

Классный час

Возрастная категория: дети 7 – 10 лет

«И мужество, как знамя, пронесли…»              Посвящается 75-летию Дня Победы

Цель: Воспитание чувства патриотизма, повышение исторической грамотности.

Задачи:

— познакомить детей с историческими фактами военных лет;

— познакомить с героями Великой Отечественной войны;

— воспитывать чувство гордости за великую Победу и благодарности ветеранам;

  — провести исследовательско – поисковую работу по сбору информации о калмыках в годы Великой Отечественной войны.

Используемые информационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, частично поисковая.

Формы организации деятельности: групповая, совместная, самостоятельная, краеведческая.

Межпредметные связи: с уроками истории, литературного чтения, музыки.

Аннотация.

Тема классного часа: «День Победы». Классный час способствует воспитанию у младших школьников патриотических чувств, знакомит с историческим прошлым своего народа. Данное мероприятие способствует развитию творческих способностей  и познавательных интересов обучающихся.

Ход классного часа

Учитель:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной.

И только в памяти живых

Она становится нетленной! (Г.Кобаев)

(Показ различных фотографий с изображением Братских могил и обелисков)

-Что это? (Ответы детей)

1уч. На проселках страны, у деревни любой

Есть могилы простые под фанерной звездой.

Тут от вражеской пули пал безвестный герой…

И ценой своей жизни защитил нас с тобой.

2уч. Как это было, как совпало!

Война-беда, мечта и юность!

Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…

(Звучит мелодия «Священная война»)

Учитель: 22 июня 1941 г. мирная созидательная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением гитлеровской Германии на Советский Союз. В грозные июньские дни 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны бок о бок с русскими, украинцами, белорусами, представителями других народов нашей страны самоотверженно сражались и славные сыны Калмыкии, бывшие на действительной военной службе еще до начала войны. Они исполняли свой священный долг перед Родиной в рядах пограничных, общевойсковых и специальных подразделений Красной Армии. Никогда не померкнет слава беспримерной в истории героической обороны Брестской крепости, в числе защитников которой были и сыны калмыцкого народа: Н. К. Санджиев, С. Б. Оликов, Б. Л.-Г. Харцхаев и др.

3 уч. Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

4 уч. От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий свободный народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной за войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Учитель: Группа бойцов и командиров 8-го Эстонского корпуса, уроженцев Калмыкии. В центре генерал - лейтенант Л.А. Пэрн. В разгроме фашистских войск в районе Ростова-на-Дону принимали активное участие и калмыки. 70-я кавалерийская дивизия, ядро которой составляли калмыки, 26—29 ноября 1941 г. отличилась в тяжелых боях за освобождение Ростова. Спешившись по тактическим соображениям, бойцы, командиры и политработники этой дивизии атаковали город на самом трудном участке — со стороны Дона. В боях за Ростов участвовал и Калмыцкий кавалерийский полк. Немало было калмыков в двух батальонах курсантов 2-го Орджоникидзевского военно-пехотного училища, а также в других воинских частях, громивших врага под Ростовом. На одном из участков штурма Ростова пулеметчик Н. Торгаев успешно отражал атаки немцев при переходе через Дон. Он среди первых воинов ворвался на улицы города и поддерживал огнем наступающие подразделения.

5уч. Был трудный бой.

Все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей.

6уч. Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал мальчишка:

Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу…

7уч. Был трудный бой.

Все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Учитель: Сыны Калмыкии принимали также участие в обороне Москвы и в разгроме фашистских полчищ на центральном направлении. Здесь храбро сражались с фашистами И. Бадмаев, Э. Джимбинов, М. Нармаев, И. Намсинов, А. Г. Шапшуков, М. Шарапов, Б. Халгинов, У. Эрдеев и многие другие представители калмыцкого народа. В республике успешно готовились боевые резервы Красной Армии. В ряды отрядов всеобщего военного обучения и народного ополчения за этот же срок вступило до 18 тыс. человек, которые учились владеть оружием, бросать гранаты, бороться с танками; 1582 женщины приобрели специальности медсестер и сандружинниц; более 80 тыс. человек было обучено мерам противовоздушной и противохимической обороны. М Т. Бимбаев - участник гражданской войны, Монгольской революции 1921 г. и Великой Отечественной войны.

МИР - короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово. ВОЙНА – это резкий толчок истории, рождающий смертельный ураган, бомбёжки, минные поля, похоронки. МИР и ВОЙНА – несовместимые понятия.

Война не обошла ни одну семью. Поднимите руки те, у кого кто-либо из родных воевал на войне.

Уже 75 лет мы живем без войны. За это мы благодарны советским воинам.

8 уч .Сокрушая железо и камень

Он врага беспощадно громил!

Над Рейхстагом победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу-герою!

Слава армии славной его!

Учитель:

Уроженцы республики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, активно участвовали в партизанском движении. За боевые заслуги около четырех тысяч воинов из Калмыкии были награждены орденами и медалями.

Проявившие исключительное мужество и героизм были удостоены звания Героя Советского Союза: Эренцен Лиджиевич Бадмаев, Баатр Манджиевич Басанов, Николай Иванович Баташев, Николай Тимофеевич Воробьев, Иван Васильевич  Гермашев, Ока Иванович Городовиков, Басан Бадьминович Городовиков, Эрдни Тельджиевич Деликов,  Кирилл Матвеевич Жигульский, Илья Ефимович Зигуненко, Степан Михайлович Крынин, Георгий Меркурьевич Лазарев, Анатолий Алексеевич Лопатин, Лиджи Исмаилович Манджиев, Владимир Вадимович Мергасов, Аким Гаврилович Метяшкин, Федор Григорьевич Попов, Николай Мартынович Санджиров,  Михаил Арыкович Сельгиков,  Павел Алексеевич Турченко,   Бембя Манджиевич Хечиев, Николай Константинович Храпов.

Среди офицеров – уроженцев степного края два человека имели генеральские звания: герой гражданской войны, генерал – полковник Ока Иванович Городовиков, генерал – лейтенант Басан Бадьминович Городовиков.

И вот он наступил май 1945 года. Пришла такая долгожданная Победа… 27 миллионов погибших – это каждый 6 житель нашей страны…не дождался этого дня.

Все вынес, все вытерпел Советский народ и смог не только освободить родную землю, но и помог народам Европы скинуть с себя черную пелену фашизма. И вот 24 июня 1945года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы.

Вся страна в едином порыве приветствовала победителей, даже солнце, выглянув из-за туч, озарило Красную площадь. Воины-победители, прошагав всю Европу, бросили к стенам Кремля поверженные фашистские знамена. Страна салютовала своим героям. Лица людей светились радостью, радостью за то, что на планете вновь воцарился мир!

9 уч. Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Учитель: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига наших солдат. Почтим память всех погибших минутой молчания.

10 уч. Помните! Через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните.

Не плачьте, в горле сдержите стоны, горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!

Учитель: 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгий взгляд павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.

- Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы жили в мире, учились, играли? (Ответы детей)

Уже много лет назад отгремели последние залпы войны и над Землей воцарился мир. Среди нас осталось очень мало очевидцев тех событий, их активных участников.

 Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше. Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием….

11 уч. Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

12 уч. Читайте, люди, книги о войне,

Не бойтесь слёз и горечи, и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне

И не стыдитесь горевать и плакать.

Итог классного часа:

-О чем мы сегодня говорили?

-Знали ли вы о сынах Калмыкии, что воевали?

-Что вы запомнили?

-Что вас удивило?

-Что вам было известно?

- Ребята, подводя итог классного часа и опираясь на то, что мы сегодня узнали, можем ли мы сказать, что подвиг советского народа это один подвиг? – Совершенно верно, так как советский народ воевал за свою Родину, защищал свой родной край, мы можем объединить всех защитников Советского Союза в единое целое и сказать, что это история одного подвига – подвига всего советского народа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь - Знамя Семьи!

Цель: Создать атмосферу дружбы и любви в семье, сплотить семейный союз родителей и детей через любовь и взаимопонимание....

"Найди Знамя" игра

Игра для пришкольного лагеря "Найди Знамя". Праздник  ко Дню России....

Знамя Победы

Конспект открытого занятия«Знамя Победы»...

Линейка "Знамя Победы"

Помните! Через века, через года,- помните!О тех, кто уже не придет никогда,- помните!Р Рождественский Человек жив, пока жива память о нём... В юбилейный год празднования победы в Великой Отечеств...

Компьютерная презентация к игре-конкурсу "Знамя Победы"

Данна презентация сопровождает и иллюстрирует игру-конкурс "Знамя Победв".  Игра-конкурс «Знамя Победы» рассчитана на обучающихся 9-10 лет. При подготовке к игре и при выполнении конкурсных задан...

«И мужество, как знамя, пронесли…» презентация

laquo;И мужество, как знамя, пронесли…»            ...

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности«ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»,  проводимый  в дневном летнем оздоровительном лагере....