Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников
план-конспект

Кукушкина Светлана Викторовна

 

Сопроводиельное письмо

Ф.И.О.  Кукушкина  Светлана Викторовна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Место работы: МКДОУ «Новодугинский детский сад»

Название: конспект НОД «Герой нашего времени»

Контактная информация: 215240 Смоленская область

Краткая аннотация

     Это конспект НОД по патриотическому воспитанию, знакомящий с юным героем ВОВ, нашим земляком, Ваней Федоровым. В ходе данного занятия вспоминаются и события, происходящие в годы ВОВ. Рассказывается о жизни деревенского мальчика, о его подвиге. Рассказывается, что в селе Новодугино есть места, отведенные в память юному герою. Призывается помнить, что все люди, в том числе и дети, сражавшиеся за шашу Родину, подарили нам мирную и счастливую жизнь.

Актуальность

     Смотря на подрастающее поколение, мы задаёмся вопросами: «Почему наши дети стали такие жестокие и бездушные?», «Почему они грубят и не уважают старших?», «Почему безразлично проходят мимо чужой боли и беды?», «Почему обижают младших?» и т.д.

     Не надо искать причину такого поведения далеко, она рядом. Посмотрите, на каких примерах воспитываются наши дети!!!

     Вы знаете? Что они смотрят по телевизору, что читают, в какие компьютерные игры играют, по каким сайтам, когда вас нет рядом, они ходят в паутине интернета?

     Взрослые делают ошибку, когда ограждают детей и не рассказывают им об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой Войны. Взрослые бояться нанести детям психологическую травму…

     Наши дети, к сожалению, очень мало слышат, видят и не знают о той войне, о цене той Победы.

     Поэтому надо проводить чаще занятия по патриотическому воспитанию дошкольников. Рассказывать о событиях ВОВ, о героических поступках, прививая тем самым уважительные чувства к тем, кто, не боясь и до конца, сражался на нашу Родину. Развивать интерес к истории своей страны. С уважением относиться к ветеранам ВОВ.

Цели:

познакомить детей с юным героем Великой Отечественной войны Иваном Федоровым.

     Образовательные:

  • познакомить детей с героем ВОВ, нашим земляком, Иваном Федоровым;
  • объяснить, почему народ с благодарностью чтит память этого героя;
  • расширять представление детей о событиях ВОВ

     Развивающие:

  • развивать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны.
  • развивать слуховую память, зрительное внимание.

     Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордости за подвиги русского народа, своих земляков;
  • воспитывать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени;
  • уважения к ветеранам ВОВ, уважение и доброжелательность к людям;
  • воспитывать чувство героизма, желание помогать всем окружающим.

     Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ,  заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, именах, пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ.

     Демонстрационный материал: выставка книг на военную тематику.

     Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

     Ход НОД

(Звучит композиция на военную тему, воспитатель читает стихотворение).

Навек запомни:

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер, ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня он сделал все, что мог:

Себя не пожалел и Родину сберег.

М. Исаковский

Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о самой страшной войне, о которой мы помним вот уже 70 лет – о Великой Отечественной войне.

Слайд 2.

Воспитатель. Как вы думаете, что же такое война? (ответы детей)

Беседа

     Суровое испытание выпало на долю русских людей летом 1941 года. 22 июня на нашу страну напала фашистская Германия. Она хотела завоевать весь мир и покорить Россию.

     Все люди грудью встали на защиту своего Отечества. Тысячи наших земляков в первые дни войны добровольцами ушли на фронт.

Слайд 3.

    В городах и селах людей арестовывали и казнили (убивали), ссылали в концлагеря, где заставляли работать.

     Жители городов, сел, деревень уходили в леса, объединялись в партизанские отряды.

Слайд 4.

     Немецкие солдаты отбирали у населения хлеб, скот, одежду. Более 120 партизанских отрядов и соединений действовали на Смоленщине. Смоленская земля превратилась в партизанский край. Партизаны перерезали военные коммуникации, уничтожали вражеские гарнизоны, пускали под откос эшелоны с оружием и военной техникой противника, громили склады неприятеля.

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Ребенок. Герой.

Воспитатель. Да, правильно! Все люди, которые сражались за нашу Родину, это герои.

Физкультминутка

Воспитатель. В годы войны рядом с взрослыми сражались и дети. Они были санитарами, партизанами и разведчиками.

Слайд 4.

Воспитатель.

Доярка-мать. Отец-кузнец.

Далеко мать. Убит отец.

А сын их – Федоров Иван

В пятнадцать лет уж воевал.

То на Дону, то – ныне вот -

На Волге бой с врагом ведет

За свой Смоленский край родной

С его солдатскою судьбой.

Слайд 5.

Воспитатель. Это стихотворение посвящено нашему земляку Ване Фёдорову, погибшему в годы ВОВ. И сегодня мы познакомимся с этим юным героем.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, какого человека мы можем назвать героем? (ответы детей)

Воспитатель. Я расскажу вам о жизни Вани Федорова, о его героическом поступке.

     Родился Ваня в деревне Бурцево Новодугинского района.

  Его отец, Герасимов Фёдор Герасимович, крестьянин. Фёдора Герасимовича призвали на фронт, где он и погиб. Мать Вани - Наталья Никитична – родила шестерых детей. Сыновья - Иван, Дмитрий, Николай – погибли на фронте. Ваня учился в Бурцевской начальной школе. Когда на село Бурцево налетели фашистские бомбардировщики и почти дотла сожгли его, Наталье Никитичне удалось вытащить из горячей хаты трех младших сестер Вани: Зину, Лиду, Машу, но все документы сгорели. Никаких официальных документов о Ване не осталось.

Ване ничего не оставалось, как идти сражаться за свою Родину.

     Перед лейтенантом Очкиным был мальчишка в длинной шинели и больших солдатских сапогах.

     - А ну, марш отсюда, пацан! – скомандовал лейтенант, который и сам бал всего лишь на пару лет старше этого эшелонного «зайца».

    - Сам ты пацан! – огрызнулся парень.

     Так впервые встретились два земляка, смолянин – Алексей Очкин и Иван Герасимов.

     И вошел он в историю Сталинградской битвы под фамилией Федорова. За день до боя, где он погиб, Ваня написал заявление с просьбой принять его в комсомол «Прошу принять меня в Ленинский комсомол. Пока жив, не дам фашистским гадам напиться из Волги. Клянусь сражаться до последнего вздоха». Клятву свою он сдержал. Всего один день довелось быть ему в комсомоле, но этот день равен целой жизни.

     Очевидец Ваниной гибели Алексей Яковлевич Очкин  (Слайд 6.) так рассказывает о том дне: «Это произошло 14-го октября 1942 года в Сталинграде. Сотни фашистских самолетов бомбили тракторный завод, где насмерть стояли солдаты 37-й гвардейской и 112-й сибирской дивизий. После бомбежки начался бесконечный артиллерийский обстрел: снаряды и мины изрыли, истерзали каждый клочок земли. Плавилось и горело железо. Как только смолкли пушки - напролом пошли фашистские танки, а за ними пехота. Среди защитников тракторного был пятнадцатилетний парнишка Ваня Фёдоров. Когда ранили наводчика и командира орудия, он продолжал стрелять по вражеским танкам, пока не кончились снаряды. А потом Ваня из автомата бил в упор по вражеской пехоте. Раненый в локоть он остался в строю.

Слайд 7.

     Алексей Очкин написал книгу «Суровые люди» и в ней так описал подвиг Вани: «Разорвался снаряд, у юного бойца оторвало кисть правой руки… Он лежал неподвижно, затем пошевелился, оторвал голову от земли. Несколько танков, обойдя площадь слева, устремились по узкому проходу вдоль развалин заводской стены. Как остановить?! Со стоном он прижимал к груди раздробленные руки. И было отчаяние… Перед ним лежали противотанковые гранаты, а как их бросить, если рук нет? И такая злоба обуяла его… «Пока жив, буду драться!» Ваня сжал зубами ручку противотанковой гранаты. Сжал так, что зубы хрустнули. А поднять не может. Тяжела граната, рот раздирает. Превозмогая адскую боль, он помог удержать ее обрубками рук, выбрался из окопа.… И лейтенант, и комиссар, и все бойцы, кто еще уцелел, видели, как над пылающей исковерканной землей поднялся мальчишка без рук, с гранатой в зубах и, подавшись вперед острым плечиком, пошел навстречу ревущим танкам… Зубами рванул чеку и упал под грохочущие гусеницы. Раздался взрыв! Фашистский танк застыл, а за ним в узком проходе – вся бронированная колонна». Так шагнул в бессмертие мальчишка. Имя его теперь высечено на красном мраморном знамени в Зале воинской славы памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Всего день он был в комсомоле. И было ему в ту пору неполных 15 лет.            

Воспитатель. В Новодугинской средней школе (Слайд 8) создан музей в честь памяти Вани Федорова. Под руководством учительницы Ольги Петровны Скворцовой был собран разнообразный материал о жизни и подвиге Вани Федорова. Сейчас этот материал передан в районный историко-краеведческий музей им. В.В. Докучаева.

Слайд 9.

    В музее села Новодугино есть специальное место, отведенное памяти юному герою, Вани Федорову.

Слайды 10-12 (рассказ по слайдам).

Воспитатель. А также в селе Новодугино была установлена мемориальная доска в память о подвиге Вани Федорова возле вечного огня.

Слайд 13.

Воспитатель. В селе Новодугино есть и улица, названная в честь Вани Федорова.

Слайд 14.

Воспитатель.

Дорогие ребята, прошло уже много лет с тех пор как закончилась эта страшная война, которая изранила не только нашу родную землю, но и души людей. Ведь почти каждый из наших земляков потерял на войне своих родных и близких. Поэтому мы никогда не сможем забыть их подвиги, ведь они защитили нашу Родину от страшного врага и подарили нам мирную и счастливую жизнь.

     В династии Федоровых, как в капельки росы солнце, отражается вся Россия. Все самое прекрасное из нашего народа вобрали в себя Федоровы.

 

                   

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания дошкольников

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю....

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

Патриотическое воспитание дошкольника

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина...

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

Цель:-  заинтересовать родителей данной проблемой;-  дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка  дошкольного возраста....

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

В данном разделе размещены материалы из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....