«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
статья

Богачёва Васса Ваисовна

Актуальность

Формирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость изменять содержания обучения на основе принципов метапредметности для достижения высокого качества образования. Важным звеном всех учебных предметов является текст, а работа с ним позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), выделены действия смыслового чтения. Оно включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, формирует умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать и понимать ее [1].

Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понятие содержания текста. Важно уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Такое внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста развивает устную речь и, как следующую важную ступень развития, речь письменную.

Ушинский К.Д. разработал основные методики работы по формированию осознанного чтения, которые говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. В его рекомендациях - чтение научно-популярных статей, художественных произведений. Ушинский разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, считал наглядность основным принципом обучения и создал система – «Объяснительное чтение» [2].

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. ЕЕ технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность

Формирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость изменять содержания обучения на основе принципов метапредметности для достижения высокого качества образования. Важным звеном всех учебных предметов является текст, а работа с ним позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), выделены действия смыслового чтения. Оно включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, формирует умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать и понимать ее [1].

Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понятие содержания текста. Важно уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Такое внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста развивает устную речь и, как следующую важную ступень развития, речь письменную.

Ушинский К.Д. разработал основные методики работы по формированию осознанного чтения, которые говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. В его рекомендациях - чтение научно-популярных статей, художественных произведений. Ушинский разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, считал наглядность основным принципом обучения и создал система – «Объяснительное чтение» [2].

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. ЕЕ технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Этапы формирования навыков чтения у детей с ОВЗ

ФГОС НОО повлек за собой пересмотр системы работы начальной школы с детьми ОВЗ. Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Важно сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника с ОВЗ, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает ребенок в первом классе, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение. И это важный фундамент для каждого ребенка, и в особенности для ребенка с возрастными особенностями здоровья.

Учителю начальных классов при работе с детьми ОВЗ, важно в своей деятельности решать несколько задач одновременно:

  1. Формировать и развивать мотивацию к чтению путем слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
  2. Создавать развивающую образовательную среду, в которой имеются художественные книжные и электронные ресурсы;
  3. Вырабатывать читательские умения, которые перерастут в читательскую компетентность, с помощью систематической практики.

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературного чтения формирует читательскую компетентность.  Она помогает младшему школьнику с ОВЗ осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Отсюда мы можем выделить три этапа формирования навыка чтения у детей с ОВЗ.

Аналитический этап требует от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом.

Синтетический этап предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования.

Этап автоматизации на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.

Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком с ОВЗ в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

  • упражнения в чтении должны быть каждодневными;
  • отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом особенностей детей и литературных особенностей текстов;
  • учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
  • учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
  • специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Факторы, обеспечивающие сознательное восприятие ребенком с ОВЗ читаемого

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.

Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. В процессе чтения вслух школьники с ОВЗ учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости при чтении с детьми ОВЗ.

  • использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
  • применение при чтении художественных произведений принципа многочтения (предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой) [4]. Состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Важно так же отметить что есть группы ошибок, которые допускают дети с ОВЗ при обучении смысловому чтению:

  1. искажение звукобуквенного состава;
  2. пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
  3. перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
  4. вставка произвольных элементов в единицы чтения;
  5. замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке". В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.

Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками.

Методы формирования навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

К.Д. Ушинский рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни».  Он подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считая наглядность основным принципом обучения родному языку.

Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов [5]. Большинство его идей актуальны и все чаще используются учителями при обучении смысловому чтению младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС НОО. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.

Технология продуктивного чтения Н. Н. Светловской резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

  1. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
  2. Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе «медленного чтения» следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
  3. Третий этап -работа с текстом после чтения.
  • Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста.
  • Знакомство с писателем.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Методы и принципы работы

1. активная работа со словом;

2. применение метода «ведение диалога с текстом»;

3. развитие читательского воображения.

Принципы работы:

Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.

Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимного и самоконтроля.

В-третьих, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.

Заключение

Работая над формированием навыка чтения у обучающихся с ОВЗ и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Читая, ребенок взрослеет, чем шире круг чтения, тем больше у учащихся возможностей найти самого себя. Мы должны научить тому, чтобы книги становились для ребят постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги, чтобы они узнали широкий мир книг и могли их выбирать. Чтение должно оказывать помощь в становлении личности, в принятии важных решений. Когда дети это поймут, тогда они захотят читать и полюбят книги.

Учителю необходимо в первый же учебный день показать детям в книге собеседника и научить их, еще не умеющих читать, задавать книгам самые первые, очень важные вопросы и самостоятельно, без учителя, получать на них ответы из книги. Нужно, чтобы дети учились думать над книгой, угадывать события. Тогда они захотят и учиться читать, и читать. Все это именно та работа, которая ведет к формированию навыков смыслового чтения.

Следует отметить, что вся работа по формированию навыка смыслового чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей с ОВЗ главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.

Ресурсы, используемые при подготовке материала.

1. https://sites.google.com/site/fgosobst/home/osobennosti-formirovania-uud-na-raznyh-stupenah-obsego-obrazovania/koncepcia-razvitia-uud 

2. https://potencial-school.ru/obyasnitelnoe-chtenie.html

3. http://zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf

4. https://lektsii.com/2-2038.html

5. https://studme.org/44183/literatura/metod_tvorcheskogo_chteniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом

На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Доклад с презентацией на тему: Формирование навыков смыслового чтения младших школьников...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Формирование первичных навыков смыслового чтения младших школьников

Материал содержит доклад  на педагогическом совете по теме "Формирование первичных навыков смыслового чтения младших школьников"...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.     С введением новых ФГОС обучение ориентировано на ...

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...