Роль классного руководителя в духовно-нравственном развитии личности школьника в современной школе
методическая разработка

Стасюк Оксана Валентиновна

Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: Роль классного руководителя в духовно-нравственном развитии личности школьника в современной школе

Как известно, главные задачи современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Однако никакие высокие технологии не помогут человеку стать порядочным, патриотом своей Родины. Человек не сможет достигать серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не будет заложен нравственный стержень.

Перед школой стоит очень сложная задача - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Хотелось бы сказать о влиянии гуманизма личности педагога на нравственное воспитание школьников. В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

  • Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
  • Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
  • В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём - то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно - нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданная три года назад и реализуемая в настоящее время воспитательная система помогает нам осуществлять намеченные планы.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу - это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Классные руководители работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности. Почти у каждого классного руководителя имеется социальный паспорт класса, проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно-нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские лектории, родительские собрания, конференции, совместные собрания родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д..

Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

Личностный подход - признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда - всё это тормозит развитие ребёнка.

Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.

Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни - он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

Средовый подход - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких - либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в школе проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний, День именинников, Новый год, день Матери, Мы за здоровый образ жизни, праздники Рождества и Пасхи, День Победы, Международный день 8 марта, «А, ну-ка, парни!».

Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым школьным делом, в котором принимают участие и дети, и родители. И таким образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.

Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, дети неосознанно перемещаются в ту среду, которая формировалась тысячу лет, и она становится для них органичной, естественной.

Педагогика праздника - это совершенная форма образования, которая содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, об исторической роли своего народа. Благодаря использованию приемов театрализации, дети начинают лучше понимать заложенный в текстах смысл, осознавать и воспроизводить психологическое состояние и действия персонажей. И сами становятся духовно чище и морально выше.

Однако не только эти мероприятия способствуют формированию духовно-нравственных ценностей - это одна из задач любого внеклассного мероприятия. гуманизм педагог воспитание мероприятие

Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, во внеурочной деятельности. Своими наработками в направлении духовно - нравственного воспитания сегодня делятся наши коллеги.

С чего мы должны начинать? Прежде всего важно сформировать у школьников идею Родины, помочь ему понять, что есть в его жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое - Родина. Причём знание о Родине - это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь учащихся.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

И хочется закончить словами В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком - то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...

Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....

О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.

Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и социализации школьника, направленую на формирование всех УУД, которая реализуется в системе в урочной и внеурочной деятельности....

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании младших школьников

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, восп...