Методическая разработка."Военная история. Наш земляк - В.П. Дубынин"
методическая разработка (4 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою страну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.

Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

- любовь к родителям и родному дому;

- любовь к природе, её охрана и изучение;

- любовь к родному краю, его изучение;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- изучение государственной символики;

- военно-патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгополова Раиса Григорьевна

 Свердловская  область

Воспитание любви к Родине   у младших школьников

Педагогический проект

 «Военная история. Наш земляк Виктор Петрович Дубынин»

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою страну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.

Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

- любовь к родителям и родному дому;

- любовь к природе, её охрана и изучение;

- любовь к родному краю, его изучение;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- изучение государственной символики;

- военно-патриотическое воспитание.

          Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма  начинать нужно с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестрёнке; с любви к дому, в котором ребёнок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растёт яблонька, посаженная в честь его рождения; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.    

     Знакомя детей с историей страны, я прошу их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее.

Представление о Родине (особенно у детей младшего возраста) меняется, расширяется с годами, поэтому начав с воспитания чувства любви к родителям, к дому, а затем уже расширяю это понятие: мой город, Москва, Россия.

         Среди наиболее действенных средств воспитания детей  в духе любви к Родине важное место занимают уроки мужества с использованием материалов краеведческого музея школы.  Каждый современный человек должен знать как историю своего города, так имена земляков-героев. Посещая музей,  дети узнают   историю школы, например, такой факт, что выпускники 1941-го  сразу после выпускного бала ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. В школе есть мемориальные доски выпускникам школы, которые погибли в годы Чеченской войны. В музее можно познакомиться с биографией этих  ребят.  Всё это история нашей  школы, которую дети знают и которой гордятся.

     Ребята знакомятся с историей родного  города. Узнают о том, как наш город жил в годы войны, какой значимый вклад внес в великую победу.  Знакомятся с  жителями города, ушедшими на фронт, какой боевой путь они прошли.  Как горожане чтут память воинов – героев.

Важное место в жизни любого человека занимает история – история личная, история предков, история города и края. Изучая историю, человечество развивается и поднимается на новую ступень развития, впитывая опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями.

Актуальность

Особенно важно помнить историю войн и трагедий, имевших место в жизни разных народов. Пока жива память о трагических событиях и героях, спасших жизни сотен и тысяч людей, человечество способно предотвратить разжигание межнациональных конфликтов и войн. Когда память о страшных событиях ослабевает – в мире зарождаются новые войны и трагедии.

Очень много разных источников пишут об истории Великой Отечественной 1941-1945 годов и подвигах героев той войны. Много неизвестных ранее фактов о тех тяжёлых днях появляется и в наше время, что способствует укреплению памяти о тех событиях.

Но вместе с тем важно помнить и о менее масштабных, но не менее трагичных событиях современной истории. Одним из таких событий в истории нашей страны является Афганская война 1979-1989 годов.

 У нас в городе на аллее Славы был открыт  мемориал - БМП -1 (боевая машина пехоты), а рядом памятник В. П. Дубынину.  Мы с ребятами  предположили, что если памятник установлен в нашем городе, значит существует какая-то связь.

 Цель проекта:  изучить биографию и историю подвига Дубынина Виктора Петровича, памятник которому установлен неподалеку от центральной площади города.

Задачи исследования:

  1. Изучить биографию Дубынина В.П..
  2. Изучить боевые заслуги Дубынина В.П..
  3. Узнать, почему в нашем городе установлен памятник В.П. Дубынину.
  4. Узнать, что означают слова, высеченные на памятнике,  

        «Приказываю жить».

  1. Изучить формы увековечения памяти Дубынина В.П..

Объект исследования:  солдат России – В.П. Дубынин.

Предмет исследования: боевые заслуги В.П. Дубынина,  формы увековечения памяти.

Методы проведения исследования: сбор информации, анализ литературы, изучение,  наблюдение, метод поиска, описание.

Участники проекта:  учащиеся  начальных классов.

Продолжительность проекта:  1 месяц.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный: сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание продуктов исследовательского проекта.
  • Основной:  реализация проекта.
  • Заключительный: подведение результатов исследования, презентация проекта в форме  урока Мужества  с приглашением ветерана войны – прадедушки ученика.

     Для работы над проектом класс разделился на группы: «журналисты»,  «исследователи»,  «краеведы».

      На подготовительном этапе, работая в группах, ребята собирали информацию. Большую помощь им в этом оказывали родители.

«Журналисты»   изучили биографию и боевые заслуги В.П. Дубынина;

«Исследователи»  искали ответ на вопрос: почему в нашем городе установлен памятник В.П. Дубынину;

«Краеведы»  изучили формы увековечения памяти В. П. Дубынина, узнали, что означают слова, высеченные на памятнике, «Приказываю жить».

       Основная часть проекта – это отчёт творческих групп.  Была создана интереснейшая презентация, был подготовлен фильм о Дубынине, прочитаны воспоминания сослуживцев о своём командире, посетили музей, открытый в доме, где жил Дубынин.

Виктор Петрович Дубынин прожил всего 49 лет. Но это была яркая, насыщенная жизнь человека, воина, патриота, полностью посвятившего себя служению Отечеству. Весь его боевой путь был неразрывно связан со стремлением построить тактику боя таким образом, чтобы избежать потерь вверенных ему военнослужащих.

      За каждой врученной Виктору Петровичу Дубынину наградой стоит подвиг, героизм и самоотверженность, проявленные им за годы службы во имя Родины. Только настоящие герои заслуживают подобного признания, а звание Героя России присваивается лучшим из них. Остается только догадываться, какой силой и стойкостью духа должен обладать человек, заслуживший столько почетных наград.

       В Каменске-Уральском на улице Ленина, на аллее Славы между Домом культуры «Юность» и спортивным комплексом «Олимп» в 2013 году установлен памятник легендарному генералу Виктору Петровичу Дубынину.

        Памятник изображает один из эпизодов афганской войны 1979-1989 годов. На постаменте установлены три бронзовые фигуры, обращенные в разные стороны: В.П. Дубынина, разведчика и радиста.

        Памятник символизирует единение простого русского солдата и настоящего командира, ведущего их в бой. При этом каждый из них, независимо от звания, готов прикрыть тыл сослуживца ценой собственной жизни.

       На постаменте под бронзовыми фигурами высечен наказ Героя России: «Приказываю жить». Эта короткая и ёмкая фраза отражает главную  цель жизни Виктора Петровича: любой ценой сохранить жизни подчиненных ему солдат.

   20 июля 2013 году Виктору Петровичу Дубынину посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Каменска-Уральского»

       Есть много способов, с помощью которых можно увековечить память героев: им воздвигают памятники, в их честь называют улицы, их имена присваивают достойным учебным заведениям, благодаря общественным фондам их дело продолжает жить и помогать достойным людям. И когда мы рассказываем о них другим людям  – это тоже увековечение их памяти, так как подробности их жизни и подвигов узнают многие, они передаются и будут передаваться из уст в уста, из поколения в поколение.

       Генерал армии, Герой России Дубынин Виктор Петрович прожил недолгую, но яркую жизнь. Среди коллег и сослуживцев он оставил о себе светлую память как о человеке, который считал своим долгом беречь и ценить прежде всего человеческую жизнь, особенно в условиях боевых действий.  Нужно, чтоб как можно больше людей знали об этом человеке.  

Творческая работа.

К уроку Мужества  в классе была организована выставка рисунков  «Защитники Отечества», проведён конкурс сочинений  «Наши герои – земляки».

      Заключительный этап – урок Мужества, где ребята рассказали  о В.П. Дубынине своим сверстникам, посмотрели фильм о героическом командире, встретились с ветераном войны – Губиным И.Ф. (прадедушка ученика). Ребята с интересом слушали воспоминания  ветерана. А на память подарили ему голубя, которого сделали своими руками.

     Оценка  проекта.     Внутренняя рефлексивная самооценка учащихся:

(Отметь знаком + те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом)

Я научился:

Искать информацию в сети Интернет

Искать информацию в книгах и энциклопедиях

Вести наблюдения

Пользоваться цифровым фотоаппаратом

Создавать презентацию

Обсуждать результаты работы с одноклассниками

Задавать вопросы, когда возникают трудности

Просить помощи, когда возникают трудности

Помогать товарищу, когда он просит об этом

Радоваться успеху товарища

     Заключение.

Люди не рождаются героями, но воспитание, стойкость, сила духа и выучка порождают настоящих героев, о которых помнят не только родные и близкие.

Изучая биографию и подвиги таких героических личностей, как Виктор Петрович Дубынин,  любой человек проникается духом патриотизма и любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

Методическая разработка урок истории «Петр Великий» 3 класс

Урок истории «Петр Великий» 3 классСформировать у учащихся образ преобразований (реформ) Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЭСТАФЕТЫ IV КЛАССЫ. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР"

Воспитание интереса к занятиям физкультурой и спортом, развитие двигательной активности учащихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия « Наш земляк Анатолий Дмитриевич Папанов»

Данная методическая разработка (сценарий внеклассного мероприятия) представляет собой материал для проведения мероприятий, способствующих  формированию устойчивого интереса к творчеству земляков ...