Статья "Приемы формирования коммуникативных учебных действий в группе продленного дня."
статья

Молокова Галина Евгеньевна

В статье представлены разнообразные формы работы по формированию коммуникативных учебных действий на занятиях в группе продленного дня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В современном мире все быстро меняется и конечно, это отражается на наших детях.  Теперь каждый новый набор первоклассников - это «другие» дети, дети нового времени.

Школьная система образования тоже требует изменений. Старые, проверенные, годами используемые методы не всегда подходят для современных детей.  Перед школой встала задача – подготовить выпускника, способного успешно жить и работать в стремительно меняющемся мире.            И только специально организованный процесс формирования коммуникативной компетенции гарантирует становление высших уровней социализации индивида. Необходимым условием успешной социализации интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры.

          ФГОС – ответ на вызовы времени. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач воспитателю необходимо создавать в группе благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера - тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

.

                Обучение учеников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) имеет особую значимость в современном мире, когда снижается уровень национальной языковой культуры в целом, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в современном общении. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека способности разнообразных высказываний в устной и письменной речи.

                    Проблема культурного общения школьников- одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для подростков обучение и общение являются главными видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно КК начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни. Именно КК обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

         У школьников подросткового возраста отмечается снижение уровня индивидуального словарного запаса.

А так же они:

 - не умеют аргументировать свои выступления и делать выводы или просто общаться друг с другом, а используют примитивные невербальные способы общения

 - проявляют речевой эгоцентризм

 - затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний

 - в творческих работах допускают большое количества орфографических и речевых ошибок из-за недостаточного навыка самоконтроля

 - затрудняются использовать логическую аргументацию (не достаточно сформированы умения)

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий немало возможностей в группе продленного дня.

  Как воспитатель группы продленного дня, я ставлю перед собой следующие задачи:

-Привитие интереса к чтению

-Работа над повышением читательской грамотности

-Разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний по предметам и необходимостью применения их на практике

         -Обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самовыражению, самообразованию в ходе овладения знаниями

         -Вовлечение в творческую, интеллектуальную деятельность соревновательного характера (ролевые игры, КВН, викторины)

     Основные формы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в ГПД.

  1. Выступления с готовой и неподготовленной заранее речью

Шестиклассникам предлагаю нарисовать карту материка «Русский язык», назвать основные государства, обозначить границы, охарактеризовать жителей.

  1. Беседа в парах
  2. Диалог

Оформлять мысли в устной форме на элементарном уровне дети учатся на диалоге - модели. Следующий этап - составление собственного диалога. Диалог - модель, с которым знакомятся учащиеся, состоит из уже знакомых фраз. Казалось бы, что же здесь развивающего? Но заученные фразы остаются бесполезными, пока   их   « не  включили в коммуникацию". Как только начинается диалог, появляется много нюансов. Оказывается, чтобы употребить знакомую фразу, надо прежде услышать и понять, что говорит собеседник и, в нужный момент, отреагировать. Кроме   того   многие   очень простые вещи, оказывается, требуют тренировки: обратиться к собеседнику не просто с фразой, а обратиться по имени; смотреть на собеседника во время коммуникации; терпеливо дослушать собеседника, даже если ему потребуется больше времени; поблагодарить собеседника за ответ и т. д.

  1. Рассказы и пересказы

 Например, даю ребятам 2 класса прочитать текст Н. Красильникова «В лесу».

       Солнце показалось над лесом, и на деревьях весело засияла листва. Ко мне подошел кот и стал ласкаться, но я сказал ему: «Брысь! Мне некогда с тобой играть, дядя Вася послал меня за водой».

       Я пошел тропинкой к ельнику. Кому-то лень ходить, а мне- весело: слушать птиц, наблюдать за лесными жителями. Вот- на дубовом суку ни царапины. Но здесь недавно пробежал зверек. Я заметил это по ворсинкам шерсти. Но какой- я не отгадал. Дядя Вася подскажет, когда вернусь.

      А вот и знакомый ельник. Я набрал из родника банку воды и вернулся к сторожке лесника.

      Вкусный чай мы пили с дядей Васей!

 В рассказе «спрятались» 7 зверей

  1. Дискуссии, дебаты
  2. Ситуационно-ролевые игры, конкурсы.

    Для учащихся 3-4 классов провожу игру «Знаете ли вы?» Ребята делятся на 2 команды. Вопросы даю сразу. Кто быстрее ответит. За каждый правильный ответ команде-1 балл, а ученику- жетон.

Замени буквы цифрами: а-1, б-2, в-3, г-4, д-5, е-6, е-7, ж-8, з-9, и-10, й-11, к-12, л-13, м-14, н-15, о-16, п-17, р-18, с-19, т-20, у-21, ф-22, х-23, ц-24, ч-25, ш-26, щ-27, ъ-28, ы-29, ь-30, э-32, ю-32, я-33.

Составь слово из цифр: 13,6,12,19,10,12,16,13,16,4,10,33. (лексикология)

 Для пятиклассников -конкурс «Лицедеи»

По 3 человека от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанные на карточке, а остальные участники- угадать фразеологизм. («Стоять на задних лапках». «Прикусить язык». «Ломать голову». «В рот воды набрал» и др.)

  1. Фильмы-эпизоды
  2. Игры- тренинги

Например: «Нить добрых  слов»
Учащиеся    встают в круг. В руки одному дается клубочек. Начало нити он оставляет у себя, и, называя своего соседа добрым и ласковым словом, передает клубочек. В конце получается круг с нитью, натягивая которую учащимся предлагается почувствовать силу и взаимосвязь дружеских    взаимоотношений.
Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться.

9. Переговоры

10. Театрализованные блицтурниры

Для 1 классов «Расскажи сказку правильно»

«Лиса и заяц» Зайчик встретился с медведем (4)

                         У зайчика была избушка лубяная, а у лисы-ледяная (1)

                         Зайчик встретился с собакой (3)

                         Петушок выгнал лису (6)

                         Зайчик встретил петушка (5)

                         Зайчик живет с петушком (7)

                         Лиса выгнала зайца (2)

Для 2 класса «Гуси лебеди»

-открытый микрофон

-проекты

-экскурсии и фотовыставки

Моя задача – повышение коммуникативной культуры у учащихся, а для этого я стараюсь повысить интерес к образованию, научить детей самостоятельно рассуждать, уметь работать в команде, самостоятельно работать. Самой приоритетной формой деятельности - мои учащиеся считают групповую работу. По их мнению, именно в такой работе развивается умение познавать и сотрудничать, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции ученика, готовой к общению и жизни в современном мире. Использование коллективных форм обучения   во внеурочное время способствует формированию индивидуальных интересов, творчества, социального опыта и самоопределения личности обучающегося. При рациональном использовании коллективных форм обучения у школьников более интенсивно пробуждается познавательный интерес и обеспечивается устойчивое внимание, а сам процесс познавательной деятельности, его результаты приобретают для ребят яркую эмоциональную окраску. Успешность обучения и преподавания при этом заключается в   создании   атмосферы   доверия   и   поддержки, позволяющих чувствовать себя свободно и   безопасно. Считаю себя человеком   активным и жизнеутверждающим, стараюсь не позволять себе пассивность и скуку.

         В основу формирования КК положен деятельный подход, т.к. развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика. Невозможно формировать другие компетенции, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в 1 классе

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.  Но ясно одно - формирование УУД невозможно, е...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...

Доклад "Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы."

Доклад учителя начального малокомплектного класса на тему "Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы."...

Статья «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»

В статье говорится о том, как нужно строить обучение на уроках русского языка  с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков....

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...