Главные вкладки

    Проектная деятельность в начальной школе
    статья (4 класс)

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Проектная деятельность в начальной школе»

    (из опыта работы учителя начальных классов Никитиной Н.В.)

    Не будет преувеличением назвать метод проектов самым популярным методом современности, применяющимся в различных сферах деятельности. Проекты разрабатывают и реализуют на всех уровнях власти, объявляются всевозможные конкурсы проектов, а в нормативно-методических документах системы образования метод проектов называется наиболее отвечающим задачам обновления.

    Современный быстро меняющийся мир требует от человека также динамично реагировать на  изменение условий жизни, воспринимать и перерабатывать значительное количество информации, делать выбор, непрерывно самосовершенствоваться. Научить детей этим жизненно необходимым качествам – наша задача. Обновление отечественной системы образования нацеливает нас на компетентностную парадигму образования. Суть ее – сформировать у выпускников ключевые компетентности в различных областях.

    В компетентностном подходе упор делается на личностно-ориентированные и деятельностные методы, среди которых ведущим является метод проектов.

    Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном  социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

     Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Технология использования метода проектов (из опыта работы)

    1 этап – постановка цели (мотивация)

    На первом этапе определяется цель проекта, обсуждаются возможные варианты выполнения проекта,  для ребят формулируется конкретное задание. Так, например, проект «Природа просит помощи» преследовал следующую цель:

    • Расширить опыт ребёнка в экологически ориентированной деятельности

    Для детей были сформулированы следующие задания:

    • Оценить результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, безобидно, полезно)
    • Выявить экологические проблемы в ближайшем окружении, возникшие по вине человека
    • Внести посильный вклад в разрешение выявленных экологических проблем.

    Сформулированные таким образом задания оставляют простор для поисковой и творческой активности, но в то же время достаточно конкретны и доступны учащимся.

    На данном этапе участники проекта:

    1. Провели экскурсию в природу

    2. Зарисовали увиденное и оформили Жалобную книгу природы

    3. Провели внеклассное занятие «Путешествие по страницам Жалобной книги»

    4. Сформулировали экологические проблемы (несанкционированные свалки, загрязнение атмосферы, бездомные животные, птицы)

    2 этап – разработка плана деятельности по достижению намеченной цели

    Определили основные шаги по разрешению выявленных экологических проблем.

     Ребята предложили:

     1. Провести субботник по уборке мусора

    2. Посадить деревья

    3. Помочь бездомным животным обрести новых хозяев

    4. Провести конкурс экологических листовок

    5. Заготовить корм для птиц

    6. Организовать работу «птичьей столовой»

    Определились, к кому придётся обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими инструментами предстоит научиться обращаться.

    3 этап – выполнение проекта

    На данном этапе  проводили непосредственно намеченные дела.

    Дружно трудились все на субботнике по уборке территории, затем сажали деревья, выпускали экологические листовки, участвовали в игре-соревновании между классами «Хлебная копилка», мастерили кормушки, кормили птиц в морозные зимние дни. В

    выдавшиеся свободные минутки на часах общения, в группе продлённого дня всем классом читали сказку «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. На этапе практических действий отрабатывались также навыки социального взаимодействия: были направлены ходатайства Главе сельской администрации  с просьбой принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на прилегающей к школе территории, директору школы о выделении автобуса для доставки саженцев,  организована встреча с ветеринарным врачом, на которой обсуждались проблемы бездомных животных и пути их решения.

    4 этап – подведение  итогов выполнения проекта

    Итоги проделанной работы подводили всем коллективом, не забыли пригласить родителей и всех, кто помогал в осуществлении задуманного. После презентации проекта самым активным участникам были вручены благодарности и грамоты.

             Отмечено, что не всё получилось хорошо, как было задумано. Обменялись мнениями о том, что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно, что нужно учесть, если ещё раз придётся выполнять подобную работу. А в том, что у данного проекта будет продолжение никто даже не сомневался: ребята стали видеть вокруг себя то, чего раньше просто не замечали, поняли, что «искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь», а слова  Маленького принца Антуана де Сент Экзюпери «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» стали призывом к сопереживанию, чуткости, милосердию. В мини-сочинении «Мои впечатления от работы над проектом» один из его участников написал: «Я прочитал книгу «Маленький принц». Мне так захотелось быть похожим на него! Я стараюсь быть полезным человеком». Эти слова ребёнка-четвероклассника подтверждают, что проектная деятельность в начальной школе может быть увлекательной, разнообразной и полезной. Она расширяет личный опыт ребёнка, учит анализировать результаты своих наблюдений, использовать полученные знания, умения и навыки в жизни, воплощать свои впечатления в различных видах творчества.

            Каждая подобная работа является ярким доказательством тому, что метод проектов стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту. Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей:

    • Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
    • Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
    • Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

    Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

    Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

    Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

    Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

    «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

    «Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

    Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

    Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

    Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

    В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

    Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

    В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....