Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа (1 класс)

Мехова Ирина Анатольевна

       Предлагаемый курс составлен на основе примерной программы: «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konkurs_yunyy_matematik_moy.docx56.14 КБ

Предварительный просмотр:

         Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа по внеурочной деятельности «Юный математик», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Предлагаемый курссоставлен на основе примерной программы: «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.        

Направление программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования и предусматривает участие в математических мероприятиях, конкурсах, викторинах, турнирах.

Актуальность программы: в условиях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»перед педагогами стоят задачи, направленные на популяризацию научных знаний среди детей, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Актуальность программы выражается в социальном запросе родителей на гармоничное интеллектуальное развитие ребенка, на формирование познавательной мотивации, поддержании искреннего интереса к миру, проявляющегося в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Цель программы: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путем использования различных жизненных ситуаций.

Задачи программы строятся на основных требованиях ФГОС НОО:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения предмета математики и в практической деятельности.

Одним из приоритетных направлений развития образования в регионе является повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе системно-деятельностного подхода и индивидуализации образования. (Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года). Таким образом, принципиальной задачей программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков в области математики, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, на основе системно-деятельностного подхода в организации внеурочной деятельности.

Отличительные особенности программы:

1.  Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения внеурочной программы.

2.  В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.  Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.  Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Используемые технологии:уровневой дифференциации;игровой технологии, проблемного обучения; технологии поисковой, исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Формы проведения занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, ролевая игра, конкурс, турнир, викторина, соревнование;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа в год., 2-4 классах – 34 часа в год. Общее количество часов – 135 ч.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов в год

1

Царство математики

2

2

Путешествие в конструирование

9

3

Логика и смекалка

10

4

Занимательная геометрия  

6

5

Математические игры

6

Итого

33

Программа внеурочной деятельности «Юный математик» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения математических праздников и шахматных турниров, при планировании и реализации декады математики, во внеурочной деятельности учителей начальных классов Нефтеюганского района, а также предусматривает достижения учащимися планированных результатов предусмотренных Основной образовательной программой начального общего образования.

Основные принципы содержания программы:

•        принцип единства сознания и деятельности;

•        принцип наглядности;

•        принцип личностной ориентации;

•        принцип системности и целостности;

•        принцип практической направленности;

•        принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся;

•  принцип разнообразия творческо-поисковых задач в области математики.

Общая характеристика курса.

Курс «Юный математик» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курсаявляются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выборомстратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строитьи проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободногообщения на занятиях.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

В результате освоения программы курса «Юный математик» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов- особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

      Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся           Текущий:

  •  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  •  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

      Итоговый контроль в формах: а) тестирование; б) практические работы; в) олимпиадные задания; г) контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя, в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Результатом работы по программе можно считать занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  •  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  •  косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Критерии оценки результатов тестов

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков обучающихся.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём математическом развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к изучению математике, а у кого-то закрепляется.

Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство:

1) проведение совместных мероприятий общеинтеллектуальной направленности с библиотекой «Радость» пгт. Пойковский;

2) взаимодействие с интерактивной образовательной платформой Учи.ру (участие в дистанционных онлайн-олимпиадах по математике);

Содержание программы.

1 класс (33 ч)

Содержание программы «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Царство математики. (2ч)

Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. Познавательно-игровая математическая игра «В гостях у Царицы Математики».

Путешествие в конструирование(9ч)

Головоломки.Танграм.Волшебный круг и квадрат.

Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги.Работа над проектом «Подводный мир».

Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.Аппликация из геометрических фигур.

Логика и смекалка (10ч)

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.

Игровой математический практикум «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

Занимательная геометрия (6ч)

Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур.Турнир по геометрии.

Математические игры (6 ч)

Игры на логику, на стратегию, решение математических ребусов, веселый счет.

Календарно-тематическое планирование

1 класс.

№  п/п

Дата занятия

Тема занятия

Форма занятия

план

факт

Царство математики -2 ч

1

03.09

Математика вокруг нас.

вводное

2

10.09

Познавательно-игровая математическая викторина «В гостях у Царицы Математики»

викторина

Путешествие в конструирование -9ч

Головоломки 5 ч

3

17.09

Танграм

практикум

4

24.09

Волшебный круг

составление ребусов

5

01.10

Волшебный  квадрат

беседа

6

08.10

«Спичечный» конструктор

конкурс

7

15.10

«Спичечный» конструктор

выставка

Оригами 2ч

8

22.10

Искусство складывания фигурок из бумаги.

практикум

9

12.11

Работа над проектом «Подводный мир»

Геометрические фигуры 2ч

10

19.11

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

конкурс

выставка

11

26.11

Аппликация из геометрических фигур.

Логика и смекалка -10ч

12

03.12

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы.

соревнование

13

10.11

Экспромт - задачки и математические головоломки.

практикум

14

17.12

Логические математические задания.

конкурс

15

24.12

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

практикум

16

14.01

Математические игры

ролевая игра

17

21.01

Задачи-смекалки.

соревнование

18

28.01

Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.

практикум

19

04.02

Экспромт - задачки и математические головоломки.

конкурс

20

11.02

Логические математические задания. Ребусы.

практикум

21

25.02

Игровой практикум «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

практикум

Занимательная геометрия  6ч

22

03.03

Колумбово яйцо.

работа в парах.

беседа

23

11.03

Головоломка Пифагора

24

18.03

Объёмные геометрические фигуры.

практикум

25

01.04

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

выставка

26

08.04

Турнир по геометрии

турнир

27

15.04

Путешествие в страну Геометрию.

путешествие

Математические игры 6 ч

28

22.04

Математические игры

ролевая игра

29

29.04

Секреты задач

конкурс

30

06.05

Математическая карусель.

викторина

31

13.05

Математическая карусель.

викторина

32

20.05

Блиц - турнир по решению задач

турнир

33

27.05

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

ролевая игра

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000

Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001

Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Нормативно-правовая база:

  1. Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
  2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785);
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497);
  4. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  5. Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»;
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р [Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года].
  7. Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  8. Основная образовательная программа НОО на 2018-2019 гг. МОБУ «СОШ№1»пгт.Пойковский, утверждённая приказом от 20.08.2018 г. № 404-О

Литература, используемая для разработки Программы

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. СПб.: 2012.
  2. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. М.: РОСТ, 2013.
  3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. Киров, 2014.
  4. Голубь В. Т. Графические диктанты. М.: Вако, 2013.
  5. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: 2012.
  6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ Учитель, 2013.
  7. Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М.: Луч, 2015.
  8. Шубаева Н. И. «Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности». Разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
  2. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
  3. Учебные материалы на сайте: http://1september.ru
  4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа: http://uchi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...