Мероприятие с презентацией для 3-4 классов. Литературно-художественная композиция "Картины крымских художников".
классный час (3, 4 класс)

Ермолаева Лия Владимировна

Литературно-художественная композиция знакомит детей с творчеством крымских художников и стихотворениями, вдохновившими их на создание картин, учит анализировать картины, видеть в них прекрасное, воспитывает  интерес к изобразительному искусству и к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc106.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Литературно-художественная композиция в 3-х классах “ Картины крымских художников”

Цели: развивать интерес у детей к творчеству крымских художников, показать отражение стихотворных строк великих поэтов в картинах, учить анализировать картины, видеть в них прекрасное, воспитывать интерес к изобразительному искусству и к поэзии.

Оборудование: презентация на тему, крымские пейзажи в рисунках детей, сборник стихов М.Волошина.

                                                 Ход мероприятия:

I.Сообщение темы и целей мероприятия. Вступительное слово учителя.  

   Живописные виды Крыма неизменно привлекали и привлекают художников, особенно ценящих дух свободы и свежего тепла. Это неповторимый колорит, живое ощущение тепла, дышащая атмосфера южного моря и гор. Возможно, поэтому на картинах художников Крым часто предстает с высоты птичьего полета, растворяется в нежной голубой дымке и бликует множеством теплых оттенков. Даже пасмурные и вечерние виды Крыма производят на зрителя впечатление ласкового тепла и мягкой свежести. Картины с пейзажем Крыма – это лучшее украшение для интерьера, в котором хочется воссоздать ощущение тепла и безмятежности. За счет радостных, свежих оттенков картины Крыма производят впечатление даже на людей, далеких от живописи: ими можно любоваться, не зная всех тонкостей работы художника, просто наслаждаясь эстетикой схваченного мастером момента.  

  Морской пейзаж - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам И. К. Айвазовского: "Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры"... Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту стихии.

II.Знакомство с творчеством крымских художников и стихотворениями, вдохновившими         их на создание картин.

 1)Выступления детей с рассказами.  

  Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (Ованнес Айвазян ; 17 [29] июля 1817 год — 19 апреля [2 мая1900 год) — всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа  Габриэла Айвазовского.

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовской. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Отец художника — Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор — Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. Одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи .

                                                                                                                                                          «Пушкин на берегу моря» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году. Хранится в Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагина.

В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда уважал творчество поэта и восхищался его талантом, а после личной встречи он стал вдохновением для художника. В 1880 году Айвазовский даже создал целый цикл работ, которые он посвятил Пушкину.

Картину «Пушкин на берегу моря» Айвазовский написал в год пятидесятилетия со дня смерти поэта.

Глядя на картину, вспоминаешь стихотворение Пушкина «К морю».

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Девя́тый вал — распространённый в искусстве, публицистике и разговорной речи художественный образ, символ роковой опасности, наивысшего подъёма грозной, непреодолимой силы. Символ девятого вала исходит из старинного народного поверья, что во время морской бури девятая волна является самой сильной и опасной, зачастую роковой. Выражение «девятый вал» часто употребляется также в переносном, метафорическом смысле.

Основанием для возникновения данного образа являлось сделанное ещё в древности наблюдение, что во время волнения на море периодически возникают волны заметно большего размера. Данное природное явление объясняется тем, что во время морского ветрового волнения возникают волны, различные по высоте, длине. При этом более короткие волны медленнее, чем волны длинные. Вследствие этого длинная волна «догоняет» короткую и они сливаются в единый вал. В результате слияния нескольких волн и возникает вал, который значительно крупнее и мощнее других волн.

Образ девятого вала наиболее широкое распространение получил в русской поэзии XIX века. Например, А. С. Пушкин снабдил девятую главу поэмы «Евгений Онегин» предисловием, в котором были такие стихи:

Пора: перо покоя просит;

Я девять песен написал;

На берег радостный выносит

Мою ладью девятый вал —

Хвала вам, девяти каменам, и проч.».

Образу девятого вала посвящён ряд музыкальных произведений. В 1917 года после победы Февральской революции была написана песня «Девятый вал»; посвящена она была «бабушке революции» Екатерине Брешко-Брешковской, музыку написал Фёдор Оцеп, слова принадлежат Валентинову

Девятый вал, свершился час желанный,

Войска! Народ! Знамён победный зов,

В плену тиран, тиранами венча́нный

Со всею сворою холопов и льстецов.

Девятый вал, привет вам, дни свободы,

Привет вам, стойкие, упорные борцы,

По тюрьмам гнившие, скитавшиеся годы,

Вы, Божьей милостью свободы посланцы.

Также песни с названием «Девятый вал» есть в репертуаре групп «Любэ», «Машина времени» и Stigmata, у бардовского дуэта «Иваси» (А. Иващенко и Г. Васильев). Песню «Девятый вал» (музыка Я. Дубравин, слова Л. Лучкин) исполняли Эдуард Хиль и Виктор Вуячич. Также существует ещё несколько музыкальных произведений и музыкальных групп с таким названием.

В сюжете картины «РАДУГА» - бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега.

Изобразив бурю, Айвазовский написал её так, будто сам побывал среди стихии.

Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты которого целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, чтобы со временем сменить гребцов.Уныние моряков сменяется оживлением. На небе появляется радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

Максимилиан Александрович Волошин (псевдоним.; настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877–1932), – русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед.

Родился 16  мая 1877 в Киеве, предки по отцу – запорожские казаки, по матери – обрусевшие в 17 веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897 окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Максимилиан Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».

С 1899 Максимилиан Волошин путешествовал по Европе, побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Греции, Испании. В 1899–1907 и 1913–1916 жил в Париже, в 1907–1913 — попеременно в Петербурге и Коктебеле, с 1917 — в Коктебеле.

Занимался в Луврской школе музееведения, Школе Ф. Колароссии, мастерских Д. Уистлера и Е. С. Кругликовой (с 1901). Слушал лекции в Сорбонне, посетил многие библиотеки Европы. В 1906 женился на художнице В. М. Сабашниковой.

Сотрудничал в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», газетах «Русь», «Русская художественная летопись», «Утро России». С 1910 работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, Е. С. Кругликовой, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне. Выступал в прессе в защиту художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Опубликовал брошюру «О Репине» (1913), пропагандируя отказ от натурализма в искусстве.

В 1910 Максимилиан Волошин выпустил первый поэтический сборник («Стихотворения. 1900–1910». М., 1910). Издал сборники стихотворений Anno mundi ardentis (М., 1915), «Иверни» (М., 1918), «Демоны глухонемые» (Харьков, 1919), «Усобица» (Львов, 1923), «Стихи о терроре» (Берлин, 1923); сборник статей о культуре «Лики творчества» (М., 1914). Переводил стихи В. Гюго, П. Верлена, Ш. Бодлера, О. Барбье, Г. Гейне, Э. Верхарна, рассказы Г. Флобера, О. Мирбо.

В 1910–20-х Максимилиан Волошин выполнил множество пейзажей Крыма, Франции, Испании. Писал преимущественно по памяти. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (1916–1924), «Жар-цвет» (1924–1929), Художественного общества им. К. К. Костанди (1925–1929). Провел персональные выставки в Москве и Ленинграде (обе — 1927).

В 1920-х работал уполномоченным Крымского ревкома по охране памятников истории и культуры Крыма, выступал с лекциями по искусству, с чтением своих стихов. С 1923 дом Волошина в Коктебеле имел статус бесплатного Дома творчества.

Максимилиан Волошин умер в Коктебеле; похоронен на холме Кучук-Енишар. В доме-мастерской Волошина организован музей.

Произведения Волошина находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

В 2006 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Музей личных коллекций) прошла выставка акварелей художника.

 Коктебель

Как в раковине малой, — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны,—
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Кимммерии темная страна,
Заключена и преображена.

 С тех пор, как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я, —душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой —
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага.

 Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива:
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

  Николай Осипенко – художник-маринист - родился 27 декабря 1958 года в Крыму. Закончил Московский университет искусств, факультет изобразительного искусства отделения станковой живописи и графики. На данный момент живет и работает в городе Симферополе.

      Сегодня основная часть работ художника находится в частных собраниях многих стран мира, а также музеях Украины. Участник Международных АРТ-Салонов.

     Стихия моря в работах художника – это продолжение лучших традиций русской школы художников-маринистов. Это не только превосходное изображение водной среды и освещения, это живое воплощение того восторга и эмоций, которые мы переживаем, находясь на берегу моря.  Покоряет  сила  и  интенсивность  света  и  цвета.

     
А с какой любовью и глубоким вниманием передают художники особенности ландшафта Крыма! Это особенно заметно в
работах Сергея Свиридова . Его картина «Над Черным морем» (2014) написана с потрясающим чувством уникальности южной природы. Чувство парящей легкости, теплые потоки встречного ветра, мягкий туман, скрывающий границу неба и моря – все это тонко подчеркивает остроту восприятия автором красоты и уникальности крымского пейзажа. Уроженец Крыма, Сергей Свиридов вырос среди пейзажей, образы которых четко запечатлены у него в памяти и эмоционально окрашены. Энергетика этих картин передается зрителю непроизвольно: через каждую деталь, интуитивно подобранный оттенок, угаданную форму.

Картина
Надежды Блиновой «Ай-Петри» (2012) не менее трогательно и ярко передает оригинальность и многообразие Крыма. От глаза художника не ускользнула прелесть разнотравья, победившего скалистую скупость. А как ярко и смело сверкает морская голубизна: здесь масло словно приобретает живую текстуру воды, передавая в цвете многообразие её движений. Насыщенные, но свежие краски были выбраны художницей неслучайно: вся композиция картины живет в едином ритме и согласованно обрушивает на зрителя ощущение подлинности и восторга .

Иначе увидел Крым
Влад Кравчук: его картина «Утро. Бухта Чехова» (2014) выхватывает из всего разнообразия южной природы маленький уголок и любуется всеми его богатствами. Картина легкая, яркая и живая – она словно складывается из множества ярких лоскутков, наполняя движением каждый цветной элемент. Этот прием не только создает визуальный объем, но и наполняет картину множеством звуков: ощущается и шелест воды, и легкий ветерок, и отдаленный беззаботный смех. Именно чувство, что картина продолжается и за холстом, кажется лишь небольшим окошком, создает у зрителя удивительное чувство «узнавания», возвращения в приятные и знакомые с детства места  .

«Крым. Ласточкино гнездо» (2000) - картина Геннадия Майстренко для большинства зрителей становится чем-то гораздо большим, чем живописный образ знаменитой достопримечательности. Энергетика автора делает этот пейзаж поистине сказочным и ясным, наполняет его ощущением искренней простоты и беззаботной свободы. Это уникальная возможность по-новому увидеть знакомый пейзаж и удивиться тому, как художник умеет по-своему, неповторимо выразить свои впечатления.

III.Рефлексия.

IV.Подведение итогов мероприятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Зима: поэт - художник - композитор"

Презентация к уроку музыки во 2 классе  на тему  "Зима: поэт - художник - композитор"...

Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)

Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...

«Литературно –художественный путеводитель по литературным местам Воскресенского края»

Получить представление о литературных местах Воскресенска и его края, о писателях и поэтах, проживающих или посетивших город....

Конспект урока + презентация по изобразительному искусству на тему: "Герои сказки глазами художника", 3 кл

Тема урока:  Герои сказки глазами художника                       3  класс...

Литературно - художественная гостиная «Евгений Чарушин - писатель и художник»

Цель: воспитание любви к литературному наследию детских писателей.  Задачи:1) воспитывать умение посредством слова передавать жанровое многообразие авторского замысла;2) формировать интерес ...