Классный час. "Блокадный Ленинград"
классный час (4 класс)

Федотова Яна Александровна

Данный классный час был проведен  с целью создания условий для формирования чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности и благодарности, расширить кругозор детей о блокадном Ленинграде;  почтить память людей, живших в блокадном Ленинграде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

Тема. Блокада Ленинграда.

Цель. Создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности и благодарности.

Задачи:

  • почтить память людей, живших в блокадном Ленинграде;
  • расширить кругозор детей о блокадном Ленинграде;
  • формировать эстетические чувства детей, ценностные отношения;
  • формировать чувство гордости за свою Родину.


Оборудование: презентация, рассказы детей.

Ход занятия

1).Организационный момент

Ребята, кто-нибудь знает, какой праздник вчера  27 января отмечала  наша страна? (День снятия Блокады Ленинграда)

Сегодня мы поговорим об этом знаменательном событии.(слайд)

Звучит музыка. “Священная война”.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. (слайд)

2. Основная часть

Фашисты хотели захватить наши земли, а людей истребить или сделать рабами.

Один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Ленинград - это нынешний город Санкт-Петербург. 8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Ребята, как вы понимаете слово блокада? (Изоляция, окружение и др.) (слайд)

Начались обстрелы и бомбежки. ( слайд)

Начало

- Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (слайд)

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали  Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». ( слайд)

 В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Ударили сильные морозы. Ленинград  занесло снегом.  Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали  устанавливать в комнатах железные печки-буржуйки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.(слайд)

Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.( слайд)

 «Мне было десять лет, -  вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. -  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя  за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

По воду

Я в гору саночки толкаю. 
Еще немного — и конец. 
Вода, в дороге замерзая, 
Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша, 
А ветер каменит слезу. 
Изнемогая, точно лошадь, 
Не хлеб, а воду я везу.       Бетеева А

 - Как  вы думаете, как жили люди в эти страшные дни? Как спасались?

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя. Начался голод

 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба такого размера и это была норма на весь день.(показ) Это было трудно назвать хлебом. (слайд) Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

- Ребята, так выглядела хлебная карточка - бумажный листочек, расчерченный на квадратики.(слайд) За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. Но и за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром.

 При утере карточка не возобновлялась.

Видеоролик о блокадном хлебе.

Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой , где их ждали голодные дети.

 Других продуктов  практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили  из них суп.  Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали  кожаные сапоги и туфли.

«Мы здесь живем очень плохо, - пишет  в письме  семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали  бы три буханки хлеба, все бы съел».

Дети  того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от  которой они может быть  капризничая  отказывались в мирное время.

Вот записка Вали Чепко, (слайд) которое она назвала  «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая  подпись: об этом я и не мечтаю.

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода  в 1942 году.  В ту первую страшную  блокадную  зиму  в городе каждый день от голода  умирали 2-3 тысячи человек. Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла. Блокада отняла у девочки родных и она стала сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева ( слайд). 

В осаждённом Ленинграде, 
Эта девочка жила.
В ученической тетради,
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:     Айляров В

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"(17 слайд)

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. (слайд)

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». ( слайд) 

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

страшней и радостней дороги. Батраз

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

 Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. ( слайд)

Дети блокадного Ленинграда мечтали о будущем, о  будущем без войны. И, поэтому, преодолевая  слабость, в лютый холод,  под обстрелами – они шли в школу.

ШКОЛА

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.(слайд)

Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " (слайд) 

Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

Новый год

Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой, тем не менее  было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами  выступали артисты. Но главное,  что в пригласительных билетах было написано, что их ждет  обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда  по тому времени. А еще в город  привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза.(слайд)

Маленькие герои

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели, сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали  юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов.(слайд) Чтобы ребята   могли работать за станками, для них  делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.

Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

 С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе, со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за  872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу. Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Люди Ленинграда, вы - герои!

Люди Ленинграда,  вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!  Гусалов Г

Ребята, а вы знаете, какой был символ Блокады Ленинграда? (Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича)

Страдали люди в те страшные дни. Послушайте воспоминания людей, переживших Блокаду. (Сообщения детей)

  1. Я родилась в Ленинграде в 1935 году. Жили мы в Коломягах, тогда это была окраина города. Весной 1941-го на поле около своего дома посадили, как обычно, картошку. А летом, как началась война, к нам пришли военные и сказали, что по этому полю должен пройти противотанковый ров. Рядом с нашим домом был выкопан окоп. Туда мы первое время бегали при бомбежках. Помню, бабушка разбудила всех нас ночью словами: "Что вы спите? Ведь светопреставление!" С полки на кухне с грохотом упали кастрюли, самовар. Мы выбежали на улицу - было светло как днем. Немец бомбил Ленинград. Горело совхозное поле...

Людмила Викторовна Абрамова


  1. К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В октябре 1941-го после бомбежки и ранения мама водила меня на перевязку в поликлинике на Красной улице. Всю дорогу она наставляла меня, что надо не плакать, когда медсестра будет снимать, а точнее отдирать старую повязку: "Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи". Мамины уговоры подействовали, сестрички даже хвалили меня за выдержку. Это свойство стыдиться слез и не показывать своей боли осталось у меня на всю жизнь.

Наталия Кирилловна Ленкова

  1. ...Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все коши и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. Из картошки вырезали глазки, проращивали их, и затем уже из них растили картофель.

Валентина Кузьминична Константинова

  1. Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод. Вечером кастрюлю воды согреем, я в нее - три крупинки пшена, три тоненькие палочки вермишели, три макаронинки. Такой суп и ели, считай, одну воду. Бывало, приду с работы - все домашние плачут, ругают меня. Мол, хлеб и крупа лежат, а ты не даешь. Но я-то понимала: сегодня можно все съесть, а завтра? Зато у меня все выжили.

Анна Николаевна Егорова

И все-таки город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют.

Ленинградский салют 

…..Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора! (Тараскин Петр)

Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями.   Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! 

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Р.Рождественский

Как можно почтить память людей? (Отвечают)

Видео о Блокаде Ленинграда


5). Итог

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вас впечатлило больше всего?

В осаждённом Ленинграде, 
Эта девочка жила.
В ученической тетради,
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:     Айляров В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час, посвященный годовщине снятия фашистской блокадыЦель: формирование патриотизма, системы духовно-нравственных ценностей...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград" посвящен дате снятия блокады города Ленинграда. Материал классного часа показывает как тяжело приходилось лоенинградцам , а особенно  детям, выживать ...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Разраьотка классного часа для детей о Блокадном Ленинграде.К 75-летию Победы....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...

Классный час «Блокадный Ленинград»

Материал для ачальной школы...