Классный час "Воспитание толерантности и дружбы народов на примере детских сказок"
план-конспект занятия (1 класс)

Рассказова Вероника Валерьевна

Данный классный час может быть полезным учителям начальных классов, особенно 1-2 класса. В простой, доступной пониманию детей форме, даются понятия толерантности, умения сопереживать и принимать ближнего, ставить себя на место другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ШКОЛА №100 Г.УФЫ

Воспитание толерантности и дружбы народов

на примере детских

сказок

Классный час в 1 А классе

2017 год

Классный руководитель

Рассказова В.В. 


Дети! Вы наверное слышали в последнее время такие слова «толерантность», «толерантный», «не толерантный». Кто знает, что они означают? ( Ответы детей)

Давайте узнаем, как объясняет это слово толковый словарь: «Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям». Другими словами,  это терпимость к другим,  противоположным нравам, обычаям, культуре, поведению.

Какие качества должны быть у толерантного человека? (Ответы детей).

Давайте на примере детских произведений поймём, что означает толерантность, толерантное отношение, толерантное поведение.

Предлагаю вам вспомнить сказку С.Маршака «Кошкин дом». ( Показ отрывка из первой части мультфильма).

Вопросы по содержанию отрывка:

  • Как живёт героиня Кошка?
  • Почему она велела прогнать котят?( Они были бедны. просили её о помощи)
  • Восприняла ли Кошка беду котят, оказала ли им помощь?
  • Как вы думаете, почему?( Ей не хотелось думать об их проблемах, отвлекаться от своих дел)
  • Можно ли назвать её поведение толерантным? (Ответы детей)
  • Что было дальше, кто помнит? (Ответы детей)
  • Как повели себя другие герои, приятели Кошки? А как котята? Можно ли назвать их поведение толерантным? (Ответы детей)

Получается, что в сказке Маршака не все герои вели себя толерантно, воспринимали другого независимо от их положения в обществе, как близкого себе.

Теперь давайте обратимся к другой сказке, уже народной, «Лиса и Журавль».

  • Из-за чего возник конфликт между героями? Отнеслась ли Лиса с уважением к Журавлю? К его особенностям или , можно сказать, обычаям? (Ответы детей)
  • А что сделал в ответ Журавль? Учёл  ли он ошибку Лисы?
  • Проявили ли герои  сказки толерантность?
  • Как нужно было вести себя героям сказки, чтобы не возникло конфликта? (Ответы детей)

И давайте ещё вспомним знакомую всем сказку «Теремок».

  • Как жилось всем героям в теремке до прихода медведя?
  •  Как вы думаете, почему такие разные звери жили мирно и дружно?
  •  Как  они относились друг к другу?
  • А что было бы, если мышка ответила лягушке или остальным, что нет, «не мышкам» тут жить нельзя? Или потребовала, чтобы все они стали только квакать? (Ответы детей)

Скажите, а в нашей жизни возможны ситуации, сходные со сказками? (Ответы детей).

Да, к сожалению, в нашей жизни тоже случаются беды, пожары. Тогда люди ищут новое жильё, ожидают помощи от ближних. А кто знает, что означает слово «ближний»? Согласно христианским заповедям вашим ближним является любой человек.

Также в нашем современном мире случаются военные конфликты, боевые действия. Тогда люди вынуждены искать себе новое место жительства, переезжать в другую страну. Они становятся беженцами или иммигрантами. И как сложится их дальнейшая жизнь, будет зависеть от того, как их примут в новом месте. Даже в новой стране люди будут говорить между собой на родном языке, соблюдать обычаи и традиции своего народа.  Дети пойдут в местную школу, взрослые найдут работу на новой родине. В праве ли окружающие местные жители требовать от переселенцев забыть родные обычаи, не говорить на родном языке? Конечно же, нет. Тем более, в роли таких переселенцев могут оказаться любые люди. Даже будучи туристом, можно столкнуться с недоброжелательством местных жителей. Что будет с их стороны как минимум невежливо.

Давайте подведём итог. Какие качества необходимо иметь людям, чтобы быть толерантными?

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям                                          

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность                                                                          

11. Умение не осуждать других 

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

(Обсудить с детьми каждый пункт списка качеств толерантной личности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Дружба народов"

эта презентация поможет провести красочный классный час....

Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"

Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...

Материалы выступления на фестивале Дружбы народов в рамках недели толерантности. Испания.

Данный материал включает стихотворный монтаж, который служит заочной экскурсией по стране. Легко запоминается детьми и при желании возможно обыграть на сцене....

Классный час. Урок мира, дружбы и толерантности. 3 класс.

1.     Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;показать причины возникновения войн, пути раз...

Классный час "Толерантность-это дружба"

Цель: формирование толерантных установок у обучающихся, воспитанников.Задачи: познакомить с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности; развить способности адекватно и полно по...

Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности «Дружба народов»

Цели мероприятия:-воспитывать толерантное отношение учащихся к другим народам и чувство гордости за свою культуру;-углублять и расширять знания детей о своей Родине;- развивать вокально-хоровые и хоре...

Классный час "Дружба народов"

разработка классного часа для начальной школы с психолого-педагогической диагностикой...