Внеклассное мероприятие ко Дню памяти жертв Холокоста
материал (4 класс)

Павленко Наталья Дмитриевна

Данное мероприятие подходит для проведения в 3-4 классах начальной школы. К конспекту прилагается презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМНИТЬ И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!

Сценарий открытого мероприятия для 3-4 классов, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Цели:

  1. ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста:
  2. Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях
  3. Ознакомление с историей концлагерей, как трагической страницей периода Второй мировой войны;
  4. Формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

 «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Ход мероприятия:

Просмотр фрагмента из кинофильма «Мальчик в полосатой пижаме»

 - Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Какая тема у нашего мероприятия?

- А как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний  мальчик, чтоб оказаться в заключении?

- Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления. Он казался в заключении  потому что, принадлежал к нации, которую во время Второй мировой войны  лидер фашистов Адольф Гитлер, решил искоренить полностью. Он был евреем. И из-за своего происхождения,  он оказался в заключении, а точнее в концлагере.  

-  27 января солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте я хотела бы поговорить на нашем мероприятии.

Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

 Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Звучит песня Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

 Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Секретарь юденрата (еврейский совет) в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”

 “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей.  Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

 Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Звучит 1 куплет песни Бухенвальдский набат

- Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти Освенцим.

Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

 Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б). Для умерщвления 1500 человек  требовалось 5-7 кг газа

Звучит 2 куплет песни Бухенвальдский набат

Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего  перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б.  Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория. В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б.

Звучит 3 куплет песни Бухенвальдский набат

- Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных  преступные эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

- Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

- Звучит мелодия «Список Шиндлера»

1 ученик: Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

2 ученик: За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

3 ученик: А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

4 ученик: Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Звучит песня  А.Розенбаума “Бабий Яр”. 

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

 Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

 Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

 Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

 Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

 

1 ученик: Что означает слово «Холокост»?

                 Сегодня это знать обязан каждый.

2 ученик: Снимите шляпы.

                 Встаньте во весь рост.

вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!  

Минута молчания (звук метронома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП «ЗАКОН ДОРОГИ – ЗАКОН ЖИЗНИ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

Цель: профилактика детского и подросткового дорожного травматизма.Задачи:1.  Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.2.  Повторить правила дорожного движени...

Внеклассное мероприятие, посвященное дню памяти жертв ДТП

Внеклассное меропиятие для 3-4 классов...

Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...

Международный день памяти жертв Холокоста

С 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы  приняли участие в «Неделе памяти», посвященной годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (...

Международый день памяти жертв Холокоста

В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы при...

Внеклассное мероприятие "Ко Дню памяти жертв ДТП"

Разработано воспитателем ГПД ГБОУ школа № 3 Петроградского района Санкт-ПетербургаАлександрой Николаевной Наумовой Ко Дню памяти жертв ДТП.Для урока: презентация, по листочку бумаги у ученик...

«Международный день памяти жертв Холокоста»

Сценарий мероприятия «Международный день памяти жертв Холокоста»...