КАК ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
статья (3 класс)

Тажыйма Айгуля Хулеровна

Уважаемые читатели! 

  • Если есть необходимость, Вы можете скопировать данный материал.
  • В стате рассматривается проблемы формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является  приоритетной для целого ряда отраслей педагогического  направления. Особенно актуально становится  это проблема сегодня, в свете новых законах об образовании, такие как «Концепция развития об образования» « Федеральный закон об образовании».
  • В статье доказывается, что через практики данную проблему можно решить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_umeniya_sotrudnichat.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Тажыйма А.Х

Учитель начальных классов

МБОУ Гимназия г. Шагонар.

Проблема формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является  приоритетной для целого ряда отраслей педагогического  направления. Особенно актуально становится  это проблема сегодня, в свете новых законах об образовании, такие как «Концепция развития об образования» « Федеральный закон об образовании». Так  данных документах об образования, при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов [1].

Следует отметить что, один из известных докторов психологических наук Цукерман Галина Анатольевна исследовала роль сотрудничества детей в процессе групповой работы. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Поэтому так важно, особенно в начальной школе, формировать у детей стремление помогать друг другу, совместными усилиями достигать поставленной цели, важной не только для ребенка, но и для всей группы [4 с. 49].

На межрегиональном педагогическом семинаре, «Учитель 21 века» педагоги отмечают, что настоящее время многие дети не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать, им с трудом удается внимательно слушать других. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов [2 с. 56].

Рассматривая проблему сотрудничества у детей начальной школы, нам необходимо было обратиться к вопросу «Как организовать взаимодействие учеников между собой? Как научить их сотрудничать?»

Мы предполагаем в том, что успешное развитие умения сотрудничества будет достигнутым при условии организации групповой и парной работы, в процессе художественно-конструкторской деятельности.

 Объектом нашего исследования является процесс развитие  умения сотрудничать  со  сверстниками  у учащихся 3 класса.

  Предметом нашего исследования является художественно–конструкторская деятельность.

   Целью нашего исследования является исследовать влияние художественно-конструкторской деятельности на развитие умения сотрудничества со сверстниками.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть основные понятия темы нашего исследования.

2. Описать исследование по теме работы.

3. Описать полученный опыт.

Мы предлагаем один из способов развития умения сотрудничества учащихся.  Это художественно - конструкторская деятельность. Поскольку она является  наиболее привлекательным видом творческой деятельности для младших школьников, способной приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата, возможность организовать групповую работу, получить продукты.

Термин «Художественно-конструкторская деятельность» возникло от латинского слова «сonstruo» т.е. «складывать», «расставлять», означает привидение в определенное взаимоположение  различных предметов, частей, элементов.

Конструкторская деятельность - один из видов художественно - изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов. Изготовление подделок игрушек атрибутов для игр из бумаги, картона, природных бросовых  материалов [3 с. 24].

Исходя из двух терминов, можно отметить, что они оба взаимосвязаны, не противоречит друг с другом, так как первый термин зависит ко второму.

          С целью исследования возможностей развития сотрудничества у учащихся 3 класса посредством художественно-конструкторской деятельности было спланировано и реализовано  экспериментальные исследования. Для учащихся 3 класса было дано задание для групповой работы, чтобы выявить уровень развития умения сотрудничества. Мы зафиксировали результаты исследования на карте наблюдения, которая мы составили заранее с критериями оценивания «умения сотрудничества».

Таблица №1 Карта наблюдения группы

Группа №1 «Рукотворная краса»

Содержание и качество работы

В группе уважается мнение каждого

Умение диалогового общения

Умение адекватно оценивать себя

С заданием справились вовремя

Ильин Р.

-

-

+/-

+

+

Калинина. А

+/-

-

+/-

-

Воробьева. С

-

+

+

-

Каплин. Д

-

+

-

-

          В ходе констатирующего исследования были получены такие результаты: учащиеся 3 класса в основном показывают низкие результаты умение работы в группах. Самый низкий уровень в данной диаграмме показал критерий «С заданием справились вовремя». Основной причиной низкого уровня данного критерия была в том, что учащиеся не смогли распределить своих обязанностей.

Диаграмма таблицы №1 Карта наблюдения группы

Можно отметить в том, что художественно-конструкторскую деятельность можно использовать на национально - региональном компоненте общего образования. Привожу пример из своего опыта. Мы с детьми начали конструировать традиционную жилищу тувинцев – юрту. Наши занятия проходились следующим образом. 

В организационном этапе  наших занятий учащиеся определяют цель и задачи предстоящей работы, объединяются в группы, распределяют своих обязанностей, познакомятся традициями и обычаями древних предков, делается мотивация к предстоящему делу.

На втором этапе (основном) - в основном этапе происходит обсуждение способов решения задач, создаются творческие работы: рисунки, схемы, модель, «конструктор». По окончанию основного этапа – это соотнесение микро группами своей деятельности с деятельностью других учеников или микро групп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. 

На заключительном этапе - (итоговом) ученики делятся полученным опытом, рассказывают о ситуациях, которые им удалось пережить и вынести для себя.  

          После нескольких занятий был проведен повторное наблюдение, которое показало, что у учащихся появился навык умения взаимосвязи, стали более доброжелательны  друг к другу, в связи с тем, что они работали в малых группах. Также учащиеся приобрели и знания в предметной области, такие как, например, познакомились с особенностями культуры своей Родины.

Таблица №2 «Результат повторного наблюдения»

Группа №1 «Рукотворная краса»

Содержание и качество работы

В группе уважается мнение каждого

Умение диалогового общения

Умение адекватно оценивать себя

С заданием справились вовремя

Ильин Р.

+

+

+

+

+

Калинина. А

-

-

-

+

Воробьева. С

+

+

+

-

Каплин. Д

-

+

-

+

Таким образом, художественно-конструкторская деятельность является одним из способов развития сотрудничества, что в  результате осуществления предложенной системы работы появился навык умения взаимосвязи со сверстниками, что явилось подтверждением ее рациональности и эффективности.  Следует отметить, задача каждого ученика состоит, не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

 Список используемой литературы:

1. Федеральный закон об образовании утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  29.12.2012 год.

2. Мережковская. Е.Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 7. 2. Кон И.С. Дружба М.: Просвещение, 2005.

3. .        Конышева, Н.М. Методика трудового о бучения младших школьников. Основы дизайн образования [Текст]: учеб. Пособие для студ. сред. Пед. учеб. Заведений / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 2013. - 192 с,178,52.

4. Сопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"

В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)

Психолого-педагогические исследования, а также практика  обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их  учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...

Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами

Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Подборка игр и упражнений на развитие умения сотрудничать, на развитие умения активно слушать и умения высказываться...

Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...