Развитие творческих способностей детей в ГПД
методическая разработка

Колемасова Ольга Геннадьевна

Перед воспитателем группы продлённого дня встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Одной из главных задач воспитателя группы продлённого дня является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников. Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т.е. жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни. Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников нет. Каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

Основная часть

1. Понятие «творческие способности».

2. Виды занятий в группе продленного дня.

2.1. Самоподготовка.

2.2 Игра.

2.3. Художественное творчество: аппликация, оригами, конструирование, лепка, рисование.

Список литературы.

Введение

«Вся радость жизни в творчестве……»

                                                            Ромен Ролан

Сегодня, главная цель среднеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всесторонне раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников путём введения в учебно-воспитательный процесс новых методов обучения и воспитания.  Отметим, что воспитание имеет решающее значение для процесса обучения, они взаимосвязаны.

В основу системы воспитания положены следующие исходные принципы:

1)  Принцип гуманистического воспитания;

2)  Принцип личностно -  ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме,  прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

3) Принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

4) Принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) Принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой; 

Важнейшим требованием к группе продлённого дня является дополняющая роль урочной деятельности. Задача воспитателя способствовать созданию  режима благоприятного для укрепления здоровья младших школьников и  обеспечения высокого уровня работоспособности.

В группе продленного дня режим разработан с учётом возрастных особенностей учащихся, с чередованием умственной, обучающей и досуговой деятельности, занятий физкультурой и спортом. Цель воспитателей в группе продлённого дня состоит в том, чтобы занять ребёнка, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны учащемуся младшего школьного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и духовного роста совершенно очевиден. Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим ГПД нужен в школе любого типа и в первую очередь для детей младшего школьного возраста.

Теперь уже не только педагоги, но и родители убедились в том, что пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.

Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продлённого дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.

Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек.

За пределами урока дети могут органично реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрыться цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, весёлым затейником и рассказчиком. А тот, кто не бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продлённого дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное – придать смысл всей жизни ребёнка.

В условиях школы продлённый день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребёнка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребёнок должен быть защищён физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей младших школьников и, конечно же, в первую очередь, самого воспитателя.

1. Понятие «творческие способности»

Любой человек тянется к чему-то новому, оригинальному, неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным  формам и останавливается на чём-то ещё неизведанном, пусть по началу ещё непонятном. Даже маленький ребёнок, хорошо изучив свою игрушку – меньше использует её в своей игре по назначению. Ребёнок пытается использовать её в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для неё изначально.

Таким образом, способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Всё пускается на самотёк. И тот ребёнок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным «человеком из толпы». Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Развитие творческих способностей происходит через

- умение переводить идеи в образы;

- развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;

- использование приема “мозгового штурма” для развития беглого мышления;

- умение среди множества ответов и решений находить нужные;

- оригинальность мышления.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребёнку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью. Если мы поймём, что особо важно для формирования способностей ребёнка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребёнка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Из всего этого следует, что перед воспитателем группы продлённого дня встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Одной из главных задач воспитателя группы продлённого дня является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников. Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т.е. жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни. Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников нет. Каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.

                                        2. Виды занятий в группе продленного дня

2.1. Самоподготовка

     Самоподготовка  один из основных этапов в режиме группы продленного дня.

Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.

Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. Перед самоподготовкой группе ставятся ряд задач:

- закрепление и повторение изученного материала,

- развитие интереса к учению,

- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы,

- формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

- информационная (закрепление и повторение знаний полученных на уроках);

- развивающая функция (развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.);

- конструктивная функция (планирование учебной работы, распределение сил).

Воспитательные функции:

- мотивационная;

- формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);

- организационная функция.

В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседы – «Как выполнять домашнее задание», «Минута час бережет».

2.2 Игра

Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра стимулирует творческие процессы, способствует разрядке напряженности, снимает утомление. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.

Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Провожу  беседы по правилам игр, разучиваю считалки, речевки, все это помогает при организации игр.

Игры разнообразны и проводятся ежедневно в классе и на улице. Иногда сама становлюсь участником игры или приходят в гости ученики прошлых выпусков. Но мне хочется сделать жизнь детей в ГПД еще более интересной и увлекательной. Досуговые программы с веселыми играми и песнями, забавными конкурсами, задорными танцами - слагаемые успеха любого детского развлечения.

Наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества являются интеллектуальные игры, в которых требуется выполнение довольно сложной умственной деятельности, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Сейчас значительно возрос интерес к применению интеллектуальных игр в школе. Среди них особое место занимают - шашки и шахматы.

Шашки являются одними из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Эти игры вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало. Шашечная игра может помочь ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки или шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Поэтому я традиционно провожу в группе «Ежегодный шашечный турнир».

2.3. Художественное творчество: аппликация, оригами, конструирование, лепка, рисование

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, может быть внеклассная работа по изготовлению аппликаций.

Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух и конечно – бумагу. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения детей хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования представлений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость. Творчество – это, прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.

Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей – оригами. Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая-то фигурка.

Почему оригами нравится взрослым и детям?

Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут   рождается фигурка. Для занятий нужна только бумага и ваши знания. С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей. Оригами – это личное и коллективное творчество. Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых способностей. Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки (без больших материальных затрат).

Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

– развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

–  знакомит с основными геометрическими понятиями;

–  улучшает способность следовать устным инструкциям;
–  расширяет коммуникативные способности;
– воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
–  воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир, добрый, радостный, веселый.

Подготовка к занятию – это целое научное исследование и проектирование. Ведь каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Одним из видов творческой деятельности является конструирование.

Термин “конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.

Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Оно имеет 2 основных этапа: этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка и этап его практической реализации. Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся.

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения. При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего, предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитатель должен лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.

Ещё один из видов творчества - лепка из различных материалов.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития детей. Лепка расширяет их кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Занятия изобразительным искусством. Они заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Маленький человек, сидящий за партой, смотрит на воспитателя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве.

Занятия изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей. На своих занятиях воспитатель вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве. Главным условием успеха таких занятий является постоянное эстетическое самообразование воспитателя.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности младших школьников. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а ребята начальных классов уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

Влияние сказок, прочитанных в детстве, на формирование личности ребенка очень велико.

Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. - 1990 №4.

3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Начальная школа. – 1999 №12.

5 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. – Вопросы психологии. - 1993 №2

7. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

8. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.

9. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.

10. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989.

11. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

12. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества". - М.:3нание, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...