Социальное проектирование как средство профориентации в начальной школе
опыты и эксперименты

ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

С. Н. Галабурда, МБОУ «СШ №5»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Школа является первой организованно-работающей средой, долгое время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития, детство, отрочество, молодость. Школа аккумулирует все действия среды в целом. Преобразование социальной позиции ребенка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции школы состоят в том, чтоб обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их методами освоения и приумножения ее богатств. Источник социальной активности, формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на школу. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов, формирование социально- активной позиции юного человека на производстве предваряет отношение к реальности юных людей в период их обучения в школе.

Проектирование не является новой для школы деятельностью. У нас в городе, как и во многих регионах страны, успешно реализуется проект «Я – гражданин России», в котором участвуют школьники разных возрастов.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Воспитательная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Наиболее характерные черты младших школьников 1-3 классов - подвижность, большая впечатлительность, конкретность мышления, любознательность, неумение долго концентрировать внимание на чем-либо одном, эмоциональность. Развитие интересов происходит в основном под влиянием учебной деятельности, но интересы эти неустойчивы.

У учащихся начальной школы только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интересов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовлетворение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, трудовых традициях семьи,  знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности малой Родины, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Цели и задачи профориентационной работы:

  • в  1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.
  • во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
  • в 3-4 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Рассмотрим этапы работы профориентационной работы, на примере социального проекта «Мы в мире профессий»:

Цели  проекта: Знакомство с миром профессий

Задачи проекта:

  • Научить учащихся подбирать материал, пользоваться справочной литературой, узнавать больше информации от родителей, ориентироваться в мире профессий;
  • Создать альманах о профессиях «Яви усердие в деле…»;
  • Создать сайта «Путешествие по миру профессий»;
  • Сплотить коллектив родителей, коллектив учащихся;
  • Вовлечь способности детей и обеспечить их знаниями о мире профессий их родителей;

Задачи метапредметные:

Личностные универсальные учебные действия ориентация на понимание причин - успеха в той или иной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль, на понимание предложений и оценок других людей;

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам;

–  внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, ориентации на социальную роль «хорошего ученика»;

Регулятивные универсальные учебные действия

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

–  проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных (творческих) заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) информации, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ (по возможности);

- строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– строить монологическое высказывание;

– владеть диалогической формой коммуникации;

–  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Формирование мотивов:

  • развитию творческих способностей;
  • получение трудовых навыков;
  • развитие у детей адекватных эмоциональных реакций на происходящее (удивление, восторг, сопереживание);
  • рост навыков самостоятельной деятельности, умений работать в группе, коллективе;
  • повышение уровня воспитанности членов классного коллектива.

Кадровое обеспечение:

Учащиеся – узнают информацию о профессиях родителей, рисуют свою будущую профессию, подбирают название профессий по алфавиту;

Классный руководитель – координирует деятельность учащихся, направляет и помогает осуществить все идеи учащихся. Также систематизирует все накопленные материалы и передает на обработку все материалы дизайнеру;

Родители учащихся – активно помогают своим детям, рассказывают о своей профессии, подбирают фотографию с рабочего места, дают «добрые советы», проявляют сотрудничество и поощряют детей;

Дизайнер – предлагает  и разрабатывает варианты дизайна альманаха.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный

 На классном часе,  в совместной беседе учащиеся с классным руководителем приходят к единому мнению, о необходимости узнать, о мире профессий как можно больше. Проблема выявляется после предварительного анкетирования,  где выясняется, что некоторые дети класса не знают, кем работают их родители, какая у них профессия.  Родители поддержали наше начинание. Они помогают детям понять, что человеческая жизнь удивительно многообразна, и нуждается в своем Великом Мастере – человеке, вкладывающем в труд всю душу.

II. Организационный

2.1. Определение темы проекта.

        На следующем из классных часов, дети приходят к выбору  темы социального проекта -  «Мы в мире профессий». Проект рассчитан на один  год,  но  если будет успешен, дети планируют продолжить работу.

 Определяется круг понятий над которыми планируется работать: «профессия», «труд», «усердие», «выбор трудового пути»,  изучению профессий своей семьи.

2.2. Утверждение плана мероприятий.

        На следующем  классном часе, в совместной деятельности с классным руководителем, организовали «банк идей», с целью определения мероприятий  по реализации данного направления.

2.3. Привлечение деловых партнеров к реализации проекта. В реализации проекта активную помощь оказывают родители:

  • Они - наши творческие партнеры;
  • Они помогают -  информацией;
  • Они помогают организовать - классные  мероприятия, экскурсии, они наши спонсоры (помогают с организацией экскурсий, договариваются о предоставлении транспорта и т.п.);

        

III. Создание альманаха «Яви усердие в деле…»

Всю информацию, собранную за период работы над проектом систематизировали по Фамилии ученика. Завели папку, куда поместили следующую информацию: рисунок «Моя будущая профессия», стихи собственного сочинения  (если есть), фото мамы и папы на рабочем месте, пожелания  от мамы и папы, сочинение о  профессии  моих родителей, фотографии собранные с экскурсий по изучению профессий «спасатель», «эколог», «экскурсовод», «аниматор». Для удобства пользовались следующими программами: Word, Adobe Photoshop, Corel Draw.

 После того, как вся информация была систематизирована, за помощью в разработке  дизайна альманаха, мы обратились к дизайнеру. Рассказали о том, как мы представляем свой проект (итоговый продукт).

Пока готовился проект, мы взяли интервью у дедушки нашей одноклассницы, который работает в Думе Ханты-Мансийского округа. Результатом беседы стало обращение дедушки к ученикам нашего класса, которое мы поместили в начале альманаха рядом с обращением нашего учителя к нам.

IV. Презентация альманаха.

После того, как альманах был издан, мы провели в классе презентацию своего проекта для родителей и гостей нашего класса. Каждый ученик презентовал свою страницу в альманахе.

IV. Подведение итогов.

        Подводя итоги, можно сказать, что  активность участия учащихся и родителей в реализации проекта составила 100%.

        Альманах, является конечным продуктом деятельности учащихся над проектом, направленным на профориентацию учащихся, трудовых традиций своей семьи,  а также доставил  одноклассникам и родителям массу ярких впечатлений, познакомил с миром профессий родителей, научил ценить труд, и сблизил семьи класса. Наш альманах неоднократно участвовал в выставках кампании «Абитуриен», следовательно полезен  нашей любимой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в начальной школе

Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....

Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе

В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Профориентация в начальной школе

Классный час ,«Мир профессий»,буклет для родителей,презентация....

Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация "Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...