Конспект воспитательного мероприятия Тема: «Чтобы помнили…»
план-конспект

зуева анна викторовна

Воспитательное мероприятие к 75-летию Победы в ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vospitatelnogo_meropiyatiya_chtoby_pomnili.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного  образования детей» пгт. Нижний Одес

Конспект воспитательного мероприятия

Тема: «Чтобы помнили…»

Возраст обучающихся – 7-10 лет

Составитель

педагог дополнительного образования

Зуева Анна Викторовна

Нижний Одес 2019 год

Аннотация. 

Прошло 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Мы, поколение 60–70-ых годов храним память о войне по рассказам наших отцов, матерей. Наши  родители – дети  послевоенных лет, их отцы, мои деды израненные вернулись с той войны. И во мне еще живут воспоминания моих близких, их боль потери, гордость за страну, которая победила в кровопролитной войне.

Для современных детей Великая Отечественная война - это событие далекого прошлого. Наши дети, живущие в современном мире, все меньше и меньше интересуются Великой Отечественной войной. Книги и фильмы о войне не находят у них душевного отклика, сочувствия и сопереживания. Слова “Ничто не забыто, никто не забыто” становятся, как никогда, актуальны. Чем дальше от нас Великая Отечественная война 1941–1945 года, тем больше мы должны рассказывать о ней нашим детям.

Воспитательные мероприятия патриотического содержания расширяют и формируют представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, формируют уважительное отношение к героическому прошлому страны, чувство гордости за ратный подвиг нашего народа.

Дети становятся непосредственными участниками событий далекого прошлого, начинают осознавать, что историческое прошлое неразрывно связано с нашим настоящим и будущим.

Занятие по теме “ Чтобы помнили…» рассчитано на учащихся  начальной школы и является составной частью системы воспитательных мероприятий патриотической направленности.

Технологическая карта  

ФИО педагога

Зуева Анна Викторовна

Программа

 (направленность)

Юный натуралист

Естественнонаучная

Тема занятия

Чтобы помнили…

Возраст обучающихся

7-10 лет

Продолжительность занятия

1   час

Тип занятия

Воспитательное мероприятие, час общения

Цели и задачи занятия

Цель: 

-воспитание  патриотического отношения детей к  историческому прошлому страны  в годы ВОВ  через знакомство с памятниками,  документальными и художественными произведениями, через приобщение к семейным ценностям.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить  знания о датах, названии ВОВ

- познакомить с памятниками, посвященными ВОВ, в том числе на территории Республики Коми

- познакомить с историей фронтового треугольника, как атрибута военных лет

- изготовить  треугольник

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории Родины

- развивать умение  находить и воспринимать информацию из разных источников (фотографии, стихотворения, видео).

-  развивать навыки осознанно и произвольно высказывать своё мнение  на темы, связанные с ВОВ

- развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции

- развивать  навыки  самооценивания

Воспитательные:

- воспитание  эмоционального восприятия информации о ВОВ

- актуализация знаний учащихся о знаменательной дате 75-летия Победы в ВОВ

- формирование  уважительного отношения  к прошлому страны

- приобщение учащихся к семейным ценностям, связанным с ВОВ

Формируемые УУД

Личностные УУД

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности
  • обогащение  имеющегося у детей жизненного опыта приобщения к памятникам ВОВ, преодоление забвения  далёких военных лет.

Регулятивные УУД

  • умение организовать свою учебную деятельность;
  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

 Коммуникативные УУД

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми ;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение слушать и  строить диалог и монолог

Познавательные  УУД

  • развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности;
  • умение находить информацию из художественных источников

Форма занятия

Фронтальная, индивидуальная,

Опорные понятия, термины

Память, памятник

Новые понятия

Фронтовой треугольник

Планируемые результаты

     

     Предметные: учащиеся 

- знают (узнают и называют) некоторые памятники, посвященные ВОВ

- кратко рассказывают о фронтовом треугольнике

- приобретают опыт изготовления письма-треугольника

   Метапредметные:

- навыки  рассматривания  иллюстраций, извлечения  из них информации;

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;

- умение провести рефлексию своих действий и эмоционального состояния.

Личностные:

- формирование ценностного отношения к подвигу народа;

-  формирование личностно ценного отношения к прадедам – участника ВОВ

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

        

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  

Интерактивный метод

 Метод коллективных работ  

Межпредметные связи

История, литература, трудовое обучение

Формы контроля

Самооценка

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Электронные музыкальные и литературные носители

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Педагогу: ПК, проектор

Учащимся: ватман,  набор дат и названий, клей, карандаши,  тетрадные листы бумаги с эффектом «состаривания»

УМК (литературный ряд)

Стихотворение

УМК (музыкальный ряд)

Звукоряд из мелодий военных лет

УМК (видеоряд)

Мультфильм "Василёк», видео военных лет «Объявление начала войны»

Использованная литература и ресурсы

 

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

3 минуты

Приветствует детей.

Проверяет готовность обучающихся к занятию, читает стихотворение

 ( Слайд 1)

Вспомним 41 год,

Как сражался наш народ,

Как узнала вся страна

Слово страшное – ВОЙНА!

( Слайд 2)

Организует просмотр видеохроники  «Объявление о начале Великой Отечественной войны» https://www.youtube.com/watch?v=Wg9dbpBVL1U

Создает эмоциональный настрой на урок.

( Слайд 3)

  «Чтобы помнили…» - тема нашего занятия.

Самооценка готовности к уроку.

Слушают стихотворение.

Смотрят видеохронику.

2. Вводная часть

7 минут

Предлагаю оформить плакат который напоминал  бы вам о ВОВ. (Приложение 1)

Выдвигает проблему. Выявляет познания учащихся о ВОВ.

В 2020 году наша Родина отметит большой юбилей со дня Победы в войне. Давайте вспомни, что это за война.

Побуждает к  оформлению плаката.  Во время оформления плаката  фоном звучит музыка военных лет

 Вопросы:

- как называется война (ВОВ)

- назовите дату начала и окончания войны ( 22 июня 1941- 9 мая 1945)

- как называлась наша Родина в годы войны

- какое государство напало на нашу Родину

Проверяет правильность заполнения плакатов, вместе с учащимися озвучивает ответы.

Дети решают проблему, демонстрируют знания.  Отвечают на вопросы викторины, при необходимости  выбирают ответы из предложенных,  свои ответы оформляют в виде плаката.

2. Основной - деятельностный этап

 30 минут

 В каждом населённом пункте нашей родины есть памятные места, посвященные ВОВ. Давайте вспомним некоторые из них.

 Выдвигает проблему.

Организует детей на просмотр слайдов, обсуждение. Дополняет ответы кратким рассказом. (Приложение 2)

( Слайд 4)

  1. Аллея памяти п. Нижний Одес

( Слайд 5)

  1. Вечный огонь. Город Ухта

 ( Слайд 6)

  1. Мемориал «Вечная слава» в г. Сыктывкар

 ( Слайд 7)

  1. Монумент Победы в Москве

Наблюдают памятники на слайдах, называют их,  делятся своим опытом посещения памятников,  слушают рассказ учителя.

Комментируют увиденное.

Физпауза

( Слайд 8)

Демонстрирует слайд «Физминутка»

Маршируют под музыку.

 Есть в нашей стране и необычные памятники

Учитель сопровождает показ слайдов рассказом о необычных памятниках. (Приложение 3)

( Слайд 9)

  1. Мельница Гергардта

( Слайд 10)

  1. Ротонда

( Слайд 11)

  1. Памятник фронтовому треугольнику на Солдатском поле.

 ( Слайд 12)

Учитель сопровождает слайд чтением строк из письма майора Дмитрия Петракова. (Приложение 4)

( Слайд 13)

Рассказывает об истории фронтового треугольника. (Приложение 5 )

( Слайд 14)

Формулирует задание «изготовление письма-треугольника по образцу», организует учащихся на изготовление треугольника. (Приложение 6)

( Слайд 15)

Письмо готово. Осталось подписать его. давайте адресуем письмо вашим прадедам - участникам ВОВ. Кто знает как их звали?

Извлекают информацию из слайдов, обсуждают, высказывают свои предположения.

Слушают рассказ учителя.

Изготавливают письмо – треугольник.

Кратко рассказывают о своих прадедах или определяют область «незнания»

Мотивация к продолжению самостоятельного поиска

 

Формулирует проблему «незнания» детей.

( Слайд 16)

Организует просмотр мультфильма «Василек».  https://www.youtube.com/watch?v=vEu2Ncg-Ulo

 Организует обсуждение фильма, задаёт наводящие вопросы:

_

от кого мальчик узнал имя своего дедушки?

- где искал мальчик дедушку?

- где нашёл дедушку?

Мотивирует детей на дальнейший  самостоятельный поиск информации о прадедах – участниках ВОВ в семье, с родителями.

( Слайд 17)

Предлагает пути решения проблемы.

Как узнать про своего  прадеда?

  • Расспросить  родителей, бабушек, дедушек, других родственников и друзей семьи
  •  Вместе с родителями поискать фото, документы, письма  в семейном архиве
  • Узнав имя прадеда, уточнить информацию о нём можно в интернете на  специальных сайтах и в книгах памяти

 Задаёт домашнее задание - вместе с родными узнать имена родственников – Участников ВОВ и подписать свои письма – треугольники.

Читает стихотворение.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Хоть радость Победы до боли грустна.

А мы поклоняемся праху убитых,

Когда к нам в Россию приходит весна.

 

Смотрят мультфильм.

Обсуждают, находят ответы из сюжета мультфильма.

Стадия рефлексии

5 минут

Организует и активизирует рефлексию при помощи приема «Незаконченное предложение» (Приложение 7)

Делятся впечатлениями, дают оценку своей деятельности на занятии.

Приложения:

Приложение 1  шаблон плаката и листы с вариантами ответов для вырезания и наклеивания на плакат

------------------2 информационные листовки «Памятники, посвященные ВОВ»

------------------3 информационные листовки «Необычные памятники»

------------------4 письмо майора Дмитрия Петракова

------------------5 информационная листовка «История фронтового треугольника»

------------------6 схема изготовления письма-треугольника

------------------7 рефлексия

Приложение 1  Шаблон плаката «Напоминание о войне» и варианты листов - ответов для наклеивания на шаблон ( разрезать по пунктирным линиям)

Название войны -

Дата начала войны -

Дата окончания войны -

Название нашей страны во время войны -

Какое государство

напало на нашу страну – 

Варианты ответов (разрезать по пунктирным линиям)

  22 мая  

 Россия

  22 июня

 Советский союз (СССР)

  9 мая

 Русь

  1 мая

 Российская Федерация

1941 год

США

1942 год

Фашистская Германия

1945 год

Великобритания

1944 год

Франция

Приложение   2

Нижний Одес - Аллея памяти
Стелла с фамилиями жителей поселка – участников ВОВ.

Ухта – вечный огонь славы  

 9 Мая 1980 года, в день 35-летия Победы, на набережной Ухты был открыт Памятный знак ухтинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и зажжен Огонь Вечной Славы.

Мемориал представляет собой пятиконечную звезду, вписанную в окружность диаметром 14 метров. От ее лучей взметнулись ввысь 15-метровые плоскости, которые символизируют приспущенные знамена, но могут рассматриваться и как ладони, оберегающие огонь от ветров. Вертикальные плоскости объединены кольцом, на внутренней стороне которого изображен венок, на внешней – пять орденов Отечественной войны. Внутри мемориала, в центре, горит символический Огонь Вечной Славы.

На площади перед памятным знаком размещены восемь гранитных плит с символическими текстами. Справа – на русском, слева – на коми языке.

Сыктывкар – мемориал «вечная слава»

Мемориал воздвигнут в 1961 году на месте здания Горвоенкомата, откуда сыктывкарцы отправлялись на фронт. На постаменте установлена чаша с "вечным огнем", надпись "памяти павших - родная земля" и 3-х фигурная композиция скульптур.

Бронзовая скульптура олицетворяет скорбящих женщин — жену (в центре), дочь и мать солдата. Женщина в центре подносит к чаше кедровую ветвь, увитую лентами. Рядом с памятником по сторонам расположены памятные объекты в виде оборонительных заграждений. На алюминиевых плитах увековечены фамилии и имена 5693 воинов, павших в боях, умерших от ран и пропавших без вести.  По правую руку от чаши с "вечным огнем" установлены доски с погрудными барельефами (26 изображений) земляков, удостоенных звания Героя Советского Союза.

 С начала 1990-х гг. в республике проводится поисковая работа по уточнению фронтовых судеб участников войны, в результате которой на мемориальные плиты вносятся новые имена.

В 2000 г. - накануне 55-летия со дня Великой Победы напротив досок с барельефами земляков-героев были установлены доски с барельефами (13 изображений) земляков - Полных Кавалеров ордена Славы.

Могила Неизвестного Солдата

На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.

В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.

Слева от могилы-  с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

 Приложение  3

Ротонда

          На  северной окраине Воронежа  сохранились остатки здания областной больницы, разрушенной фашистами во время боёв за Воронеж в годы  Великой Отечественной войны. От построенного в предвоенные годы здания остался только искореженный громадный железобетонный купол, поддерживаемый многочисленными колоннами.  Ротонда  напоминает людям, каким увидели город наши воины, освободившие его 25 января 1943 года.

Мельница Гергардта в Волгограде – это разрушенное во времена Великой Отечественной войны здание, оставленное в руинах как память потомкам о жестоких боях Сталинградской битвы. Эта историческая постройка, в некоторых справочниках именуемая мельницей Грудинина, входит в состав музея-панорамы «Сталинградская битва»....

Приложение 4   Письмо гвардии майора Д. А. Петракова дочери

Моя черноглазая Мила!
Посылаю тебе василек... Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок... И вдруг очередной взрыв... василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят... Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит.

Д. А. Петраков
18 сентября 1942 г.

Приложение 5

Организация военно-полевой почты рассматривалось правительством СССР как дело государственной важности. "Каждое письмо, посылка.... вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги", особо подчеркивалось в передовице газеты "Правда" в августе 1941

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

 Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось 70 миллионов писем. В годы войны основная переписка шла между родными на фронте и в тылу.

 Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и проч. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

Приложение № 5 шаблон изготовления письма-треугольника

Приложение  6  Рефлексия

Поделись  впечатлениями и закончи  одно из предложений

  • Меня сегодня удивило…
  • Я узнал..
  • Было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я работал на уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия . Тема: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Командная форма игры для детей 2-3 класса.Целью мероприятия является:-расширение  представления детей о правилах дорожного движения;-закрепление  знаний учащихся об умении пользоваться велос...

Конспект воспитательного мероприятия . Тема: «Компьютер враг или помощник".

Тема мероприятия: Компьютер враг или помощник? (Влияние компьютера на жизнь человека)Цель:профилактика компьютерной зависимости среди детей..Задачи:1.Образовательные: познакомить учащихся с ...

Конспект воспитательного мероприятия . Тема: Брейн - ринг «Если хочешь быть здоров».

Цели: 1.Сформировать  представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.2.Формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания.3. Воспитывать ...

Конспект воспитательного мероприятия . Тема « Азбука вежливости».

Цели и задачи: Познакомить с понятием «вежливость»;вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы....

Конспект воспитательного мероприятия . Тема: Брейн - ринг «Если хочешь быть здоров». 4, 5класс.

Цели:1.Сформировать  представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.2.Формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания.3. Воспитывать н...

Конспект воспитательного мероприятия Тема занятия: «День матери»

Цель:  способствовать формированию у детей значимости слова мама, семья, воспитывать любовь к матери, формировать чувство гордости за свою маму, прививать детям и взрослым умение дарить радость о...