Игра как средство реабилитации, абилитации и развития детей с ОВЗ
статья

Абдуллаева Арфиня Макаровна

Игра как средство реабилитации, абилитации и развития детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_reabilitatsii.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство реабилитации, абилитации и развития детей с ОВЗ

Значение игровой деятельности как важнейшего этапа становления и развития личности детей младшего школьного возраста велико. Благодаря игре дети усваивают определённые стандарты, роли и нормы поведения в обществе, развиваются в личностном и межличностном планах. В игровой деятельности возможно формирование симпатий и антипатий, эталонов поведения и основных ценностных приоритетов личностного и психического развития ребёнка.

От усваиваемого опыта в игровой деятельности зависит и обучение в школе в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что у первоклассников на момент начала обучения в школе ещё не завершено формирование позиции «Я - школьник, Я - ученик», оказывающей позитивное воздействие на все сильные и слабые стороны развития психики младшего школьника. Игра помогает младшим школьникам более успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации, сформировать образ себя как школьника.

Игровая деятельность в школьной ситуации важна как для нормально развивающихся детей, не имеющих различных отклонений в психофизическом и личностном развитии, так и для детей с ОВЗ и инвалидизацией. Особо остро проблема формирования игровых действий и операций встаёт перед детьми с ОВЗ, испытывающих значительные трудности не только в адаптации к школьной ситуации, но и в реабилитации и абилитации в целом.

Данная проблема осложняется тем, что любой физический дефект негативно влияет на психическое развитие обучающихся с ОВЗ. Сама социальная ситуация развития детей с ОВЗ характеризуется значительным сужением мира, окружающего ребёнка. В ряде случаев мы имеем дело с личностью, которая адекватно воспринимает себя, несмотря на имеющиеся особенности психофизического развития. Но иногда проблема врастания в школьную ситуацию осложняется тем, что у ребёнка недостаточно развит опыт ролевого и социального взаимодействия, что значительно затрудняет процессы адаптации, реабилитации и абилитации в социуме.

При этом процесс обучения в школе в подобной ситуации связан с развитием у обучающегося разноплановых комплексов неполноценности, внутренних немотивированных страхов, развитие которых связано как с врастанием в школьную ситуацию, так и с приспособлением в классном коллективе и завоеванием социальной позиции.

С целью повышения успешности детей с ОВЗ младшего школьного возраста в школьной ситуации, психологами МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского Края проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие формированию всесторонне развитой гармоничной личности. Реализация комплексной психологической коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ объясняется тем, что в настоящее время на базе нашего образовательного учреждения осуществляет свою деятельность Краевая Инклюзивная площадка, деятельность которой направлена на содействие в развитии психики и личности обучающихся с ОВЗ и инвалидизацией. Одним из направлений работы Краевой инклюзивной площадки школы является работа с детьми младшего школьного возраста, относящихся к группе риска в силу наличия тех или иных отклонений психофизического развития в целом.

Основным элементом данного направления работы являются различные тематические занятия с элементами тренинга, проводимые психологами, с целью формирование самодостаточной и зрелой личности каждого ребёнка с ОВЗ, претендующего на определённую социальную роль в обществе.

При этом, основными задачами психологических игровых занятий с элементами тренинга являются следующие:

  1. Формирование мотивационной готовности обучающихся с ОВЗ к усвоению учебного материала;
  2. Развитие познавательных интересов и поисковой активности обучающихся;
  3. Оптимизация разноплановых психопатологических поведенческих проявлений у обучающихся с ОВЗ, препятствующих процессу врастания в классный коллектив сверстников;
  4. Развитие навыков ролевого межличностного взаимодействия, позволяющих на основе формируемой подражательной деятельности справляться с разноплановыми трудностями в учебной ситуации.

В рамках проводимых игровых занятий с элементами тренинга психологами используются разные методы работы с детьми с ОВЗ. Так, например, занятия с элементами тренинга игрового плана могут проводиться в рамках сказкотерапии. Сущность данного направления работы связана с тем, что вместе с психологом в гости к ребятам приходят и сказочные герои (добрая волшебница, фея добрых снов, Иван-царевич и так далее). Игровая ситуация моделируется из запроса классного руководителя или администрации школы.

Игровые занятия с элементами тренинга с младшими школьниками имеют свою специфику. Прежде всего работа проводится сразу двумя психологами, деятельность которых, с одной стороны, связана между собой и направлена на достижение общего единого результата, но, вместе с тем в связи с применением сказкотерапии как основного метода работы психологов, их деятельность на каждом конкретном занятии может различаться. Это связано с необходимостью ролевого проигрывания различных жизненных ситуаций, с которыми могут столкнуться младшие школьники в школьной ситуации. Например, ситуация общения со сверстниками, с формированием желания учиться в школе и быть первоклассником.

Игровые занятия с элементами тренинга разделены на определённые блоки: адаптационныймотивационный и личностный. Такое деление связано с формированием основных психических новообразований младших школьников. В рамках адаптационного блока в начале учебного года (сентябрь – октябрь) проводится игровое занятие с элементами тренинга по теме «Помощники». Цель проводимой работы – формирование у обучающихся способов общения на переменах и вне уроков. Суть проводимого занятия объясняется тем, что на урок к обучающимся первых классов приходят психологи, один из которых является именно школьным психологом, а другой – добрым волшебником из сказки, который указывает путь усвоения тех или иных навыков, предлагаемых школьным психологом.

Адаптационный блок

На момент адаптационного приспособления первоклассники не только в норме, но и с ОВЗ не имеют существенного представления, относительно того, как нужно вести себя на переменах. С целью обучения этим необходимым навыкам добрый волшебник производит своеобразное «посвящение в волшебники», благодаря которому происходит внутреннее единение обучающихся, психолога и волшебника друг с другом. На волшебника ложится большая ответственность, связанная с обучением ребят основным играм, в которые можно играть на переменах. Роль же психолога школы связана с первичным формированием представления обучающихся о том или ином виде деятельности, которым можно заняться на переменах. С этой целью психологом предлагаются какие-то основные приёмы и игровые элементы, а волшебник производит обучение своих маленьких друзей, которые успешно прошли посвящение в волшебники и уже на этой стадии готовы активно воспринимать и обучаться.

Таким образом, на этапе первичного ознакомительного игрового занятия с элементами тренинга адаптационного блока успешность обучающихся как в норме, так и с ОВЗ невелика. Уровень сформированности успешных детей в плане формирование навыков социально-ролевого взаимодействия на момент начала учебного года составляет 20%. Это касается как детей с ОВЗ, так и их нормально развивающихся сверстников. Результаты такого эмпирического исследования подтверждаются тем, что обучающиеся плаксивы, у них часто меняется настроение, они бегают на переменах и не представляют, чем можно заняться во время отдыха.
На момент же контрольного проведения игрового занятия с элементами тренинга «Помощники» уровень сформированности успешности адаптации к школьной ситуации составил 89%. Наличие подобного показателя объясняется слаженной работой специалистов психологов, эффективностью установления первичного доверительного контакта с обучающимися.

Мотивационный блок

Среди занятий мотивационного блока, которые проводятся в рамках реабилитации и абилитации личности младших школьников, можно выделить такое, как «Учиться здорово». Целью проводимой работы является именно мотивирование обучающихся на усвоение учебного материала. Основная задача данной работы заключается в сближении педагога с обучающимися. В рамках проводимого занятия в гости к ребятам приходил школьный психолог и мальчик Витя (второй психолог), которому была отведена роль плохого ученика.

В рамках построения ролевой игровой ситуации приходим к выводу о том, что учиться всё-таки здорово, что Витя не прав, говоря о том, что лучше быть лентяем и бездельником. Уровень сформированности мотивационной готовности у наших обучающихся первых классов составляет 70%. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся разноплановые физические дефекты, наши обучающиеся способны к формированию познавательных интересов, к развитию собственной поисковой активности в процессе обучения и усвоению учебного материала.

Личностный блок

Основу личностного блока проводимой работы составляют ролевые занятия с элементами тренинга, направленные на сплочение классного коллектива. Данный аспект имеет фундаментальное значение для развития каждого обучающегося как с ОВЗ, так и их нормально развивающихся сверстников. При этом важно отметить, что работа проводится в классном коллективе с применением техник интегрированного психологического воздействия на сильные и слабые стороны развития психики и личности обучающихся. В подобные интегрированные группы вовлечены как обучающиеся с ОВЗ, так и их нормально развивающиеся сверстники. На данном этапе работы дети уже психологически готовы к такого рода восприятию друг друга и взаимодействию. У обучающихся с ОВЗ отмечается уверенность в себе, в своих силах, которую они охотно демонстрируют своим желанием выполнять те или иные игровые социальные роли. У их нормально развивающихся сверстников сам собой исчезает непосредственный интерес к физическому дефекту обучающихся с ОВЗ. Это выражается в том, что они перестают смеяться над теми или иными особенностями (очки с толстыми стёклами, трудности в передвижении), а начинают помогать своим более слабым сверстникам, которые на данный момент в данной группе перестают чувствовать себя не такими, как все.

С этой целью проводится ролевое игровое занятие с элементами тренинга «Дружба начинается с улыбки». В рамках такого занятия мы используем элементы групповой дискуссии, командное взаимодействие. Например, игра: «Найди своих друзей» является основной и базисной в плане установления контактов между обучающимися. Психологами было замечено, что особую активность и смелость проявляли именно обучающиеся с ОВЗ в поиске своих друзей. При этом они использовали характерные для данного возраста вербальные и невербальные средства общения (улыбка, прикосновения, интонирование).

Таким образом, необходимо отметить, что работа подобного плана осуществляется на базе нашего образовательного учреждения уже на протяжении трёх лет и имеет значительные результаты. В процессе слаженного комбинированного воздействия на сильные и слабые стороны психики и личности обучающихся, сделан вывод о том, что игра в жизни младших школьников оказывает огромное воздействие на сильные и слабые стороны психического развития в целом. Именно в игре происходит формирование у обучающихся с ОВЗ схемы своего тела, формируются симпатии и антипатии, что создаёт необходимые предпосылки для успешной адаптации, реабилитации и абилитации обучающихся с ОВЗ в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»

Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1....

РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...

Доклад на МО "Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков "

Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющи...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....