Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Знатоки Ломоносова"
план-конспект занятия (4 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._mer._intellektualnaya_igra_znatoki_lomonosova.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Галактионова Светлана Аркадьевна,

учитель начальных классов

 МБОУ  «Брин-Наволоцкая средняя школа»

Интеллектуальная игра «Знатоки Ломоносова»

Мероприятие предназначено для обучающихся 3-4 классов

Форма: игра

Цель:

Содействовать формированию у младших школьников знаний о М. В. Ломоносове – великом учёном и гражданине.

Планируемые результаты:  открытие новых знаний о жизни и деятельности М. В. Ломоносове

Познавательные УУД:

  • умение работать с информацией;
  • умение сравнивать и анализировать;
  • умение формулировать и решать проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и товарищами по команде;
  • умение выражать свои мысли;
  • владение формами речи (монолог и диалог).

Регулятивные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
  • следовать установленным правилам;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников.

Личностные УУД:

  • стремление к самооценке, самосовершенствованию;
  • осознание своего продвижения в овладении знаниями.

Основные понятия: учёный, гражданин России.

Ресурсы:

  • таблица для жюри (приложение№1);
  • вопросы для  команд;
  • карточки с надписями рубрик (прикреплены  на школьной доске)
  • мелки:  зелёный  (для обозначения нумерации рубрик; под каждой рубрикой номера:1,2,3,4,5)

 красный (для зачёркивания выбывших номеров, номер вопроса выбран – зачёркиваем)

План мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана). В каждой команде по четыре игрока. Всего двадцать вопросов (каждая команда отвечает по десять вопросов). Команда может заработать дополнительный балл, если ответит на вопрос, с которым не справились соперники.
  3.  Команды по очереди выбирают задания на игровом поле. Рубрики «Угадай кто?», «Сколько? » «Что это?», «Ассорти» (сборные вопросы по различным темам).
  4. Конкурс капитанов (за 1 минуту капитаны команд должны составить как можно больше слов из слова «ЛОМОНОСОВ»).
  5. Подведение итогов (слово жюри).
  6. Заключительное слово ведущего.

Вступительное слово ведущего.

     Здравствуйте, я рада видеть всех на мероприятии, которое называется «Знатоки Ломоносова».

- Сегодняшняя наша встреча – праздник интеллекта. Интеллектуальные игры – это игры сообразительных, знающих и остроумных ребят. Именно такими мне хочется видеть вас, мои друзья! Я постараюсь, чтобы вам было интересно и занимательно. Но главное, мне очень хочется, чтобы у вас появилось желание больше читать, узнавать много нового и интересного. Надеюсь, что эта игра сделает вас более любознательными, остроумными и находчивыми. Итак, начинаем!

Ход игры:

Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана).

Ознакомление с правилами игры

В каждой команде по четыре игрока. Первая команда выбирает рубрику и номер вопроса. Ведущий задаёт вопрос и вычёркивает его с игровой доски. Дети пытаются ответить на вопрос. Правильный ответ – 1 балл; ответ неверный, то команда соперников может заработать дополнительный балл. Если команды не могут ответить на вопрос, то вопрос адресуется зрителям.

Жеребьёвка (кто первый начинает игру)

Состязание команд

Рубрика «Угадай кто?»

  1. Кто автор строк:

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстею сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».  

(А. С. Пушкин).

2. Кто дал деньги Михайле на дорогу в Москву?  (Фома Шубный)

3. Кто в деревне учил юного Ломоносова чтению по церковным книгам?

(Семён Никитич Сабельников)

4. Кто сказал следующие слова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»?   (Слова принадлежат М. В. Ломоносову. Они записаны в его труде «Слово о пользе химии»)

5. Кто из земляков М. В. Ломоносова стал величайшим русским скульптором?

 (Федот Иванович Шубин)

Рубрика «Сколько?»

  1. Когда Михайло учился в последних классах Спасских школ, из Петербурга пришёл приказ, о том, чтобы отобрать из учеников лучших и отправить их в Петербург, в Академию наук. Сколько было выбрано учеников?  (Двадцать. Первым назвали Ломоносова)
  2. Сколько денег было с собой у Ломоносова, когда он отправился из родной деревни в Москву? (Три рубля)
  3. Сколько книг взял с собой на учёбу в Москву Михайло Ломоносов?  (Две)
  4. Сколько языков знал М. В. Ломоносов?  (Десять языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский)
  5. Сколько лет исполнилось Михаилу, когда Василий Дорофеевич (отец Ломоносова)  сказал:

- Хватит вольготничать. Со мной пойдёшь. Лишние руки на море всегда надобны.

(Десять лет)

Рубрика «Что это?»

  1. Что из перечисленных терминов не вводил в русский язык М. В. Ломоносов: градусник, кислота, горизонт, радуга, квадрат?  (Радуга)
  2. Что не принадлежит к изобретениям М. В. Ломоносова: телескоп, радиоприёмник, смальта (стекло), ночезрительная труба, громоотвод? (Радиоприёмник)
  3. Что называл М. В. Ломоносов «вратами (то есть воротами) учёности?  (Учебники)
  4. « Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов?» М. В. Ломоносов говорит, что на все эти вопросы даёт ответы одна наука… Что это за наука? (География)
  5. Что было открыто (основано) благодаря стараниям М. В. Ломоносова в Москве в 1755 году? (Московский университет.  Ломоносов мечтал о том, чтобы русские талантливые люди получали достойное образование)

Рубрика «Ассорти»

  1. В каком стихотворении Николая Алексеевича Некрасова упоминается «архангельский мужик» - Ломоносов»? («Школьник»)

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик

  1.  В каком жанре создавал литературные произведения Ломоносов? (Ода)
  2. Укажите название мозаичной картины автором, которой М. В. Ломоносов не является: «Полтавская баталия», «Пётр I», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Екатерина II»?  («Куликовская битва»)
  3. О какой планете говорится  в рассказе Геннадия Черненко «Пупырь»? (Венера. Открытие атмосферы на Венере)
  4. Как называлось судно, на котором Михаил Ломоносов ходил с отцом в море? (Сначала называлось «Святой архангел Михаил», а потом «Чайка»)

Конкурс капитанов

Капитаны за 1 минуту должны составить все возможные слова из слова «ЛОМОНОСОВ».

(лом, нос, сон, вол, волос, слон, слово и др.)

Подведение итогов (слово жюри). Награждение.

Заключительное слово ведущего.

Игра  окончена. Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам пополнить знания о человеке, который вошёл в историю мировой науки как учёный чрезвычайно разносторонних интересов и способностей. Имя М. В. Ломоносова  - великого учёного окружено поистине народной любовью. Читайте книги, изучайте науки. У вас всё ещё впереди. Спасибо за работу.

Использованная литература:

  1. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
  2. Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -  Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010. – 168с.- ISBN 5-85151-118 - 4
  3. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
  4. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
  5. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.

Приложение №1

Команда                                              

Команда                                              

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

Итого:

Итого:

Дополнительные баллы

Дополнительные баллы

Конкурс капитанов

Конкурс капитанов

Общее количество баллов

Общее количество баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя Ломоносова на карте.

Творческий мини - проект учащихся 2 класса...

Презентация о М.В.Ломоносове

Презентацию  можно  использовать  на  уроках  окружающего  мира  УМК    "Школа  России"...

«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»

Задачи: 1.     Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2.     Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3.     Вос...

"Ломоносову - зоо лет"

Представленный материал используются во внеклассной работе учителя.Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребёнка интереса к наукам и к деятельности Ломоносова, на воспитание ...

Внеклассноемероприятие на тему "Урок доброты"

Мероприятие посвящено воспитанию доброты.Занятие прошло очень увлекательно. Детям понравились игры, в которых они участвовали сами.Они  убедились, в том, как важно быть добрым...