Краеведение-основа духовно-нравственного воспитания школьников
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie-osnova_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников

Алексеева Светлана Васильевна

учитель музыки и ритмики

классный руководитель учащихся 8 класса

ГБОУ «СКОШИ №2»

г. Улан- Удэ

Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где встречаясь с веснами, гуляет лето вволю.

Где простор колдует целебной силой трав.

Ветер вольный дует, нехотя меняя нрав...

Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где родиться, вырасти выпала мне доля.

Где так вольно дышится, чувства глубоки,

Шепот нежный слышится чистых вод реки... 

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Одной из приоритетных задач духовно-нравственного школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине.

Сегодня не достаточно вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а необходимо сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации через организацию коллективно-творческой, исследовательской и поисковой работы, формировать личность, способную к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Поэтому моя задача, как педагога - реализовать системно-деятельностный подход посредством организации краеведческой деятельности, показать все многообразие усвоения культурных ценностей, способствовать формированию исследовательской культуры школьника в учебной, внеучебной, проектной и поисковой деятельности.

Тема моей воспитательной работы с классом «Нравственное воспитание, как основа духовного развития человека».

Считаю, что без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества».

 Краеведение - по мнению академика Д. С. Лихачева, прекрасная школа воспитания гражданственности. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.

Краеведение - знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве.

Введение элементов краеведения в структуру уроков и внеурочных занятий способствует  формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Ведь краеведение - всегда «краелюбие». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира.

С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей. Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже - Россия, и, наконец, планета Земля - наш общий дом. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей. Становится ясно, что без малой родины Россия была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города - интересного и привлекательного. Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача - использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность, экскурсии и походы по родному краю, викторины.

Походы, экскурсии, экспедиции по родному краю позволяют увидеть красоту и неповторимость природы, а участие в учебно-исследовательской деятельности, практических формах работы по изучению природных особенностей и экологических проблем региона способствуют формированию активной жизненной позиции, без которой немыслимо воспитание гражданина и патриота. Знакомство с именами знаменитых земляков, которые жили прежде или продолжают жить в той же местности, что и ученики, позволяет детям почувствовать себя причастными к историческим процессам. В ходе целенаправленной работы формируется личностно-ценностное отношение к национально-культурному наследию родного края, меняется отношение к людям другой национальности, формируется толерантность и уважение к культуре разных этнических групп населения. Очень важным сегодня является продолжать работу, направленную на возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, на формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний о родном крае, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Краеведение позволяет формировать ключевые компетенции на основе жизненных реалий, включать учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитывать в них чувство любви к Родине на конкретном жизненном материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...