Урок "Дар"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Комлева Елена Ивановна

Можно использовать на уроках ОРСЭ, "Истоки". На внеклассных мероприятиях и родительских собраниях , организованных совместно с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комлева Е.И. учитель начальных классов высшей квалификационной категории,  МБОУ гимназия № 18, город Нижний Тагил

                   Курс «Урал. Человек. Истоки.»  1 класс  

                                     Азбука Истоков.

Тема:  Дар

Цель: социокультурное наполнение категории «дар» 

Задачи:

       

        1. Развитие способности ценить дары, данные человеку свыше. Достижение социокультурного результата: прочувствованное восприятие.

        2. Воспитание заботливого отношения друг к другу, родителям и окружающим.

        3. Развитие общения в группе, ориентация на заимопонимание.

Оборудование:  наглядность, учебник «Азбука Истоков» Е.Ю.Давыдовой, И.А.Кузьмина, Г.И.Комлевой, страничка из «Моей первой книги», инструменты для работы с глиной, глина.

Ход урока:

 

         1. Вступительная беседа.

         - Тема сегодняшнего урока «Дар». Посмотрите внимательно на слово, что вы замечаете? (В нем 2 слова дар и рад).

        - Составьте предложения со словами «дар» и «радость».

(Дар приносит всем радость,…)

        - Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое дар?, какие есть бесценные дары? И как человек должен принимать их?

                   

                   

                     О каком великом даре, который дается человеку, говорится в этих словах?

                     Я родился – и к вам пришла радость,

                     Я родился – и вы обрели бесценный дар,

                     Я родился – и дом наполнился любовью,

                     Я родился  и вам дано утешение.

       

        (- О великом даре жизни. Дар иметь детей, дар любви, дар радости).

                                     Основной этап

                                    Ресурсный круг

       

         - А что еще человеку дается свыше в дар? Ресурсный круг (дети, родители).

        Посмотрите, человеку много чего дано в дар от бога, но человек не всегда знает, что с этим делать, как распорядиться этими дарами.

        Сейчас я предлагаю выполнить работу в группе, т.е. в паре родитель + ребенок – заполнить страницу «Моей первой книги. Как ее заполнять, все инструкции вы найдете на листочке.

                                Задания для группы

1. Что для человека является великим даром? Обведи в овал свое решение.

                жизнь                                     речь                         

                семья                                      машина          

                модная одежда                      талант

                добро                                      любовь  

                родина                                    веселые развлечения

                                                                здоровье

2. Что бы ты хотел еще дополнить?

           ________________                        _________________

           ________________                        _________________

3. Какие дары ты считаешь для себя самыми ценными?

           ________________                        __________________

           ________________                        __________________

           ________________                        __________________

4. Что тебе дано в дар свыше? Каким даром обладаешь ты?

           ________________                         _________________

           ________________                         _________________

5. Когда человеку дается великий дар, как он должен себя вести? Что делать? Зачеркни лишнее на твой взгляд.

- радоваться

- быть благодарным

- использовать этот дар

  на пользу другим

- злиться

- использовать его, чтобы возвыситься над другими людьми

- насмехаться над менее одаренными и слабыми

- впадать в уныние.

                         После работы в группах опрос :

- Что для вас не является великим даром?

- Какие дары вы дополнили?

- Самые ценные дары на ваш взгляд?

- Каким даром обладаете вы?

- Что должен делать человек, если он одарен свыше?

        Откройте с.20-21 Азбуку. Мы познакомимся с произведением Ф.М.Достоевского «Дар».        

- Каким бесценным даром обладал мальчик в этом стихотворении?

Чтение стихотворения учителем или учениками.

 ДАР

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

Как пойдешь ты через ельник, —

Он с улыбкою сказал, —

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

 Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне».

И смутился ангел-крошка:

«Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?»

«Сам увидишь», — Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет...

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет...

Загляните в окна сами, —

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И на улице встречает

Ангел крошку, — он стоит,

Елку Божью озирает, —

И восторгом взор горит.

«Елка! Елочка! — захлопал

Он в ладоши. — Жаль, что я

Этой елки недостоин

И она не для меня...

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, —

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!»

Мальчик ангелу шепнул.

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветки елочки вплелись.

Елка искрится и блещет, —

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган...

И, любовь узнав такую,

Ангел, тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.

Ф.М. Достоевский

              Работа над текстом

- Какому ребенку бог велел ангелу подарить праздничную елочку?

  (зачитайте)

- Почему ангел подарил эту елочку мальчику, который считал, что                  

  он ее не достоин?

- Что за бесценный дар принес ангел богу? (весточку благую)

- Что за весточку благую? (что на земле есть любовь, милосердие,                

   добро, забота, чуткость, сострадание).

- А какие настоящие бесценные дары может сделать обычный  

  человек другому? (жизнь,

- А какой человек способен делать дары другому? (добрый, любящий…)

        Ангел-хранитель в стихотворении Достоевского «Дар» - принес счастье и радость в семью маленького мальчика. Сегодня мы попробуем все вместе сделать символ ангела-хранителя, который дается нам тоже свыше. Этот колокольчик – символ принесет в вашу семью мир и согласие, радость и счастье, так как в него вы вложили тепло ваших рук и сердец, любовь и добро. (Работа с глиной).

                                           Рефлексия

        После того, как работа закончена, ученик или учитель читает стихотворение, держа в руке уже готовую фигурку ангела.

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи.

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечные лучи,

Да в груди моей забьется

Благодатных слез ключи!

(держит, готова поделиться и звенит, передает всем по очереди).

Ангел наш, звони, звони,

Счастье, радость нам неси!

     

        Сейчас каждый из нас позвонит в колокольчик Ангела и скажет, что бы он мог принести в дар своим близким, дорогим людям.

        А наш добрый Ангел поможет нам в этом, даст нам силы справиться с трудностями и принесет любовь и радость.

   



Предварительный просмотр:

Звук и буква « А».

Цели:

  1. Познакомить со звуком и буквой «А».   
  2. Социокультурное наполнение категории «семья».                  

Развитие ориентации на добрые отношения в семье.

  1. Развитие позитивной мотивации на работу, общение в паре.

Социокультурный ряд: Семья. Благодарение. Добро.

Оборудование: магнитофон; тетради для печатания; карточки звуков; картинки- образцы.  « На что похожа  буква А».

Содержание урока:

  1. Организация момента
  2. Приспособление к теме. (Звучит музыка «Отчий дом» или «Березы».)

Есть на свете земном

Родные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой,

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», … (семья)

      Мама, Родина, семья – самые близкие и добрые слова.

      Ресурсный круг.

----- Как вы думаете, почему «семья» главное в жизни человека? Какие чувства представления у вас в душе возникают при воспоминании о своей семье?

        Семья – это понимание (на доске любовь, доброта, уют, тепло, сочувствие, ласка, нежность, дом, радость)

         Самые нежные, трепетные, ласковые чувства в семье вызывают новорожденные – маленькие, беззащитные человечки.

 ----- Новорожденные – это начало новой жизни.

         А новая книга, учебник, с которым мы познакомились на прошлом уроке – это тоже новорожденный – с которого начинаются новые знания, новые чувства, знакомства с новыми людьми.

             

  1. Знакомство со звуком /а/.

----- А почему любая азбука, букварь начинается с буквы «А» , а не «Б», «В», «Г»?

----- Как вы думаете, какие первые звуки новорожденный слышит от мамы? (а – а – а) – укачивает, баюкает.

----- Конечно звук /а/. Оказывается звук /а/, не только первый в азбуке, но и первый в жизни человека. Он слышит его от мамы, да и сам не прочь его прокричать, когда ребенок плачет он чаще всего проревывает звук /а/.

----- В каких же случаях человек произносит звук /а/. Игра- изобрази чувства звуком /а/.

        --- убаюкай

        --- прокричи младенцем

        --- догадались, узнали что-то новое

        --- взвизгнули от боли

        --- пропеть

----- Какое же имя мы дадим звуку /а/? Мы знаем, что в русском языке все звуки делятся на 2 группы.

----- Какие? Согласные и гласные.

Посовещайтесь со своим соседом по парте и примите решение – звук /а/ - гласный или согласный.

----- Поднимите необходимую карточку.

----- Докажите правильность вашего решения. (дают характеристику).

----- Какие главные слова дарит вам звук /а/.

стр. 4 рассмотрите картинки и назовите их.(ангел, аист, азбука, алмаз)

----- Что общего между ними.

----- Их объединяет не только звук /а/, но и слово «семья».

----- Объединяйтесь в группы и используя данные слова составьте предложение на тему «Семья».

         Алмаз – это один из самых драгоценных камней.

         А семья, самое дорогое в жизни человека.

          Семья дороже алмазов.

В каждой семье играют в различные игры, поиграем и мы: я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши столько раз, сколько услышите звуков /а/ в слове, если его не слышите, то не хлопайте. (можно играть в паре)

Дом, аист, бабушка, печь, мама, радость, страна, любовь, память, счастье, азбука, стол, дар.

   

  1.  Физминутка:

----- А – а – а – заплакала Аленка.

----- На! – сказала ей сестренка.

      Алый цветик сорвала

      И Аленушке дала.  

                        (Е. Благинина)

  1. Знакомство с буквой «А»:

Звук /а/ обозначается буквой «А»

Дорисуй букву «А» до предмета, на который она похожа.    – у каждого листочки( можно на домашнее задание)

 

Работа в тетрадях для печатания.

Сестра читать умеет

И с самого утра

Читает или пишет

Большую букву «А».

А если в город выйдет,

Всю улицу пройдет,-

Все вывески осмотрит

И букву «А» найдет.

Аэрофлот, аптека, гастроли, гастроном.

Забралась наша буква почти на каждый дом.

----- А наши большие и маленькие буквы «А», «а» будут жить в своих домиках – клетках.

  1. Закрепление изученного :

----- Сейчас, хором, прочитаем слова, где есть буква «А» и поиграем с ними.

----- Читаем.

----- Я говорю предложение, а вы заканчиваете его подходящим словом из прочитанных.

У учеников должна быть хорошая…
Россия – Это большая…

Нас учит читать…

На крыше домов строит гнезда…

Уметь любить – это, для человека большой …

Самый близкий и родной человек -  это…

Дети в семье – это большая радость…

----- Детей в семье любят, о них заботятся, говорят добрые слова.

----- Давайте прочитаем стихотворение, где о детях говорят ласково, с любовью. С чем их сравнивают?

----- Чтение стихотворения.

         

  1. Итог урока :

----- В семье ласковые и добрые слова надо говорить не только детям, но и папе, бабушке, дедушке, сестренке или братишке, а самое главное мамочке.

----- Прочитайте предложение о маме.

----- Объясните смысл этого предложения.

 

  Ресурсный круг :

----- добрая, потому что она всегда меня жалеет

----- а умелая, умеет хорошо готовить

----- Есть ли в слове мама звук, с которым мы познакомились?

----- Что вы сегодня можете рассказать маме, папе, бабушке и дедушке об этом звуке?

----- Опиши букву, которая обозначает звук /а/.

----- В каких именах у детей нашего класса есть звук /а/?

----- В каких фамилиях?

----- В именах ваших членов семьи?

----- Какие добрые слова можете сказать своим родителям, но обязательно, чтобы в них был звук /а/.    – ты моя радость

  • абажаю

----- Какая у вас мама : умелая, добрая.  /а/



Предварительный просмотр:

Комлева Е.И. учитель начальных классов высшей квалификационной категории,  МБОУ гимназия № 18, город Нижний Тагил

               

           Тема: Родные просторы.

            Край, в котором я живу.

                                                                                             ЦЕЛЬ:

социокультурное наполнение категории «моя малая Родина».

ОБОРУДОВАНИЕ:

книжная выставка, предметы уральских мастеров, образцы минералов, видеокассеты о природе.

ТСО:

телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Ход урока:

1._ Присоединение к теме, вступительное слово.

Звучит музыка - С. Безруков (Любе) «Березы»

«Наше Отечество, наша Родина - матушка - Россия.
Отечеством мы называем "Россию
потому, что в ней жили с давних
времен отцы и деды наши. Родиной мы называет ее потому, что в
ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в
ней для нас родное»
        К.Д. Ушинский.

2. Ресурсный круг -

-С чего начинается Родина? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, вы разив словами, что мы видим, слышим, чувствуем. думая о ней?

-По моему мнению Родина начинается с порога моего дома .

-Выслушав ваши ответы я  пришла к выводу, что Родина начинается с любви к ней. Если человек любит ее, то ему дорого все: запах цветов, журчание ручья, рябина под окном, ласковое прикосновение материнской руки, добрые с морщинками глаза бабушки, ободряющая улыбка отца, безухий плюшевый мишка, преданные   глаза   лопоухого   щенка,   вкус   хрустящего   горячего хлеба,   растрепанные   косички   твоей   любимой   девчонки   или взъерошенный чуб первого влюбленного мальчишки.

Завершит, созданный нами образ Родины известная всем песня.

Песня «С чего начинается Родина». Ни в каких испытаниях, ни при каких обстоятельствах, ни у кого нельзя отнять его Родины, т.к. она живет в его мыслях, его душе и сердце.

3   Р азвитне темы.

На фоне музыки С. Свиридова «Весна и осень».

Велика наша Родина Россия, но у каждого из нас есть своя малая Родина - тот утолок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.

Ученик  прочитает  нам  стихотворение Л. Татьяничевой  о  нашей

малой Родине.

                                              УРАЛ.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки. Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах.

Среди плодоносных полей.

Лежат голубые озера

 Осколками древних морей.

 Богаче, чем краски рассвета.

 Светлее, чем звездный узор.

 Земные огни самоцветов

 В торжественном сумраке гор.

 Я сердцем все это вбирала.

 Свой край полюбив навсегда.

 Но главная сила Урала –

 В чудесном искусстве труда.

 Люблю я огонь созиданья

 В суровой его красоте.

  Мартенов и домен дыханье

  И ветер больших скоростей.

  Мне дороги лица простые

  И руки, что плавят металл. ...

  Когда говорят о России,

 Я вижу свой синий Урал.

Людмила Татьяничева.

А кто знает, что означает слово «Урал?» Легенда: Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан расстегнул его, и пояс лег через всю землю - от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал»- по-башкирски пояс.

Мой друг! Что может быть милей

 Бесценного родного края?

 Там солнце, кажется светлей,

 Там радостней весна златая.

Родина начинается с любви к ней, любовь - с познания. Как можно любить, не зная ничего о том, кого любишь.

4. Работа в группах (тренинг - используется дополнительная литература, материалы, видеоматериалы, фотоматериалы об Урале).

Ведай край свой, люби и гордись им.

Сейчас мы разделимся на группы, чтобы доказать слова Николая Куштума:

Могуч и прекрасен любимый Урал.

Не даром он гордостью Родины стал.

               1группа - «Природа Урала».

               2группа - «Полезные ископаемые Урала».

               3группа - «Промышленность Урала».

               4 группа - «Открытия и достижения Урала общероссийского и мирового масштаба».

               5группа - «Святые места Урала».

               6группа - «Знаменитые люди Урала».

Выступления делегатов групп.

Мы любим и гордимся тобой - наша малая Родина - чудесный Уральский край. Давайте подарим Уралу добрые слова, восславляющие его.

Урал чудесный, ... (далее дети предлагают свои варианты -могучий, синий, озерный, скалистый, горный, родной, любимый, дорогой, драгоценный).

О, Родина святая.

Какое сердце не дрожит.

Тебя благословляя.        В.А. Жуковский.

Сколько добрых слов было сказано о нашем крае, но не достаточно видеть, слышать, чувствовать и говорить о нем. Нужно делать дело, чтобы наш край процветал. Ведь только добрые дела людей прославляют свою Родину. А какое дело вы бы сделали или уже сделали на благо нашего края? (Ответы детей).

5.  Заключение.

Хочется наш разговор закончить словами Людмилы Татьяничевой. Ученик прочитает ее стихотворение «Любить Урал», (на фоне музыки С. Свиридова - сюита из к/ф «Время вперед».

Любить Урал -

Любить высоты.

Узнать как крут на них подъем,

Изведать радость той работы,

Что созиданьем мы зовем.

Жить на Урале -

Жить Уралом.

Его дыханием дышать,

Всегда

Во всем.

В большом и малом,

Стремиться быть ему подстать.

Пусть станет труд твой

Утвержденьем.

Что не красой.

Не высью скал.

Не рек стремительным

Движеньем -

Людьми прославлен наш Урал.

Спасибо всем за труд души.



Предварительный просмотр:

 Комлева Е.И. учитель начальных классов высшей квалификационной категории,  МБОУ гимназия № 18, город Нижний Тагил

  Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки »

                          3 класс

                  Тема «Терпение»

Цель: Социокультурное наполнение категории «терпение».

Задачи:

  1. Обогащение социокультурного опыта.
  2. Формирование коммуникационных умений.
  3. Воспитание положительного отношения к людям, умеющим владеть собой и достойно преодолевать препятствия в трудные жизненные ситуации.

Оборудование:

  1. Индивидуальные конверты с деталями «цветка-терпения».
  2. Карточки с заданиями для работы в парах.
  3. Карточки с заданиями для работы в группах (6 человек).
  4. Страница первой книги для домашнего задания.
  5. Таблицы для оформления доски.

Ход урока:

  1. Присоединение

Учитель: Добрый день! Сегодня мне хочется начать урок с книг, которые известны не только в нашей стране, но и за рубежом – это словари Даля и Ожегова. Они помогут нам узнать тему сегодняшнего разговора.

  На доске определения одного из человеческих качеств, которые дают эти авторы.

-   О каком качестве идет речь?

                         На доске  

……..-сила и величие духа, признак кротости, смирения, снисхождения. Умение выносить, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая, надеяться, ожидать лучшего.

                                                            Даль

……..-безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжелое.

                                                        Ожегов

Дети: Терпение.

Учитель:

-А как вы думаете, это человеческое качество светлое или темное?

Ответы детей….

Учитель: Я думаю, это человеческое качество и темное, и светлое.

Темное, потому что человеку, когда он терпит, приходиться переносить страдания, боль, обиду, что-то неприятное.

А светлое потому что, достойно выдержав все испытания, человек становится сильным, успешным, здоровым, радостным, счастливым.

Основная часть.

Учитель:  Терпение - одно из главных качеств человека. Если бы люди не обладали им, то на Земле…..

    Что бы продолжить эту мысль, проанализируйте предложенные ситуации.

                       Работа в парах.

1.Учеба – это тяжелый труд. Поэтому дети, которые не умеют или не хотят терпеть учебный процесс, перестали учиться.

2.Взрослые (строители, продавцы, врачи, учителя, пожарные, военные, спасатели, рабочие и другие), для которых работа – это нудно и тяжело перестали работать.

3.Больные, которые устали терпеть боль, впали в уныние и не надеются на свое выздоровление.

      К чему это приведет?

Ответы детей….

Учитель: Если бы люди не умели терпеть, то на Земле ничего и никого не было, все превратилось бы в прах.

    Поэтому очень важно, чтобы человек обладал этим качеством.

    Сейчас проверим домашнее задание «Кто, по вашему мнению, самый терпеливый?»

Послушаем ребят, которые подготовили самые лучшие работы.( 2-3человека)    

  Учитель: А сейчас попробуем, работая в группах, вместе ответить на вопрос « Когда, кому, в каких жизненных ситуациях необходимо терпение?»

                        Работа в группах

1. В каких делах необходимо терпение?    (подчеркни и объясни)

                  шить

                  готовить уроки

                 смотреть телевизор

                 заботиться о домашних животных

                обсуждать новую покупку

                 помогать по хозяйству

                гулять во дворе

                собирать грибы и ягоды

               ухаживать за больным человеком

2.Объясни смысл пословиц «Терпение – ключ к успеху во всяком деле», «Терпение – путь к уменью».

3.Наши предки твердо знали: доброделание требует долготерпения. Тогда и будут сбываться наши надежды. Особое терпение требуется от того, кто решил послужить ближнему: например,………(продолжите).

4.Терпение неразлучно с надеждой. Светлая и достойная надежда дает силы для терпения: «Терпеть не беда, было б ради чего».

    Ради чего надо терпеть?

Ответы детей:……….

Учитель: Да, действительно, в жизни нам часто приходиться терпеть, но это необходимо для воспитания характера. « И если счастье может избаловать и изнежить человека, так что он станет слабее самого себя, то несчастье является школой терпения и научит человека быть сильнее себя самого». (Иван Ильин)

     Поэтому в самой сложной трудной ситуации человек должен уметь управлять собой. Это не легко; этому надо учиться и научиться. Это удается далеко не каждому и не всегда.

       Послушайте историю об одном цветке, который  умел терпеть, достойно переносить лишения и неприятности, идти навстречу безрадостности и мужественно встречать страдание и боль «с поднятым забралом», высоко поднятой головой.

        Дети: Читают  по ролям сказку «Цветок – звезда» А.Лопатиной

       Учитель:- Почему эдельвейс не жаловался на судьбу, хотя ему было больно?

       Давайте создадим цветок – терпения, который в трудные минуты поможет нам

достойно перенести все испытания.

        У каждого есть конверты с деталями цветка.

Ваша задача собрать цветок – терпения, выбрав  лепестки с достойными советами.

                   Цветок - терпения

     1.Никогда не говори: «Я не выдержу». Не сомневайся в себе, верь в свои силы.

    2.Подумай о чем- нибудь хорошем. Вспомни ради чего тебе приходиться переносить трудности.

   3.Отвлекись ненадолго займись чем-нибудь интересным, веселым, радостным.

  4.Когда ты на грани и  можешь сорваться, причинить другим боль и страдания, лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах, рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, доверить свои переживания верному другу, близкому человеку.

    5.Обратись с молитвой к богу. Открой ему сердце, искренне поведай о своем бессилии. Божественный источник наполнит твой дух силой и приведет к победе.

   6.Улыбнись, отнесись с юмором к своему тяжелому положению. Тогда и само терпение улыбнется вместе с тобой, и вся душа человека объединится и укрепится для победы.

    7.Приласкай свою собаку, кошку, хомячка…

Они подарят тебе радость, любовь, которые дадут силы перенести боль и страдания.

    8.Побей кого-нибудь.

   9.Накричи на кого-нибудь.

   10.Обзови кого-нибудь.

  11. Порви, изломай чьи-нибудь вещи.

Учитель: Давайте прочитаем, какие советы были достойны вашего внимания.

Дети:………..

Учитель: Терпение есть вера в победу и путь к победе. И более того  - терпение есть сама победа: победа человека над своей слабостью и над всякими жизненными ситуациями.

   Поэтому терпение может и темное мрачное качество, но оно ведет к свету, к солнцу, к победе.

Итог урока. Рефлексия.

    Для достижения победы непременно нужно умение терпеть. 

                       Ресурсный круг.

 -  А что значит уметь терпеть? Что должен уметь человек для этого? Каким быть, какими качествами обладать?    

На доске солнышко - победы. «Уметь терпеть – это значит уметь…..

    На лучиках солнца:(и на доске, и у детей)

1.Уметь любить.        15.Быть упорным.

2.Уметь верить.         16.Быть настойчивым.

3.Уметь надеяться.   17.Быть сильным.

4.Уметь слушаться.18.Быть мужественным.

5.Уметь смиряться.  19.Не унывать.

6.Уметь трудиться.  20.Быть мудрым.

7.Уметь радоваться. 21.Быть справедливым.

8.Уметь добиваться цели.

9.Думать о других.     22.Быть достойным.

10.Стремиться к совершенству.

11.Не падать духом.  23.Не переносить боль

12.Стремиться к успеху.            на других.

13.Быть сдержанным.

14.Быть добрым.

Учитель:- Поднимите цветы терпения те, кто на уроке нашел для себя много полезных советов.

     Этот урок я хочу закончить словами православного философа Ивана Ильина «Терпеливо делает гусеница свое дело – и превращается в бабочку с дивными крыльями. И у человека вырастут еще прекраснейшие крылья, если он будет творить с истинным терпением. …он сумеет нести нечеловеческие бремена и создавать на земле великое и чудесное».

     Домашнее задание:

Заполнить страничку «Моей первой книги».