Программа "Безопасность и мы"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Жерикова Евгения Александровна

Программа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма среди учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bezopasnost_i_my.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по формированию безопасного поведения

младших школьников

 на улицах города

Общая характеристика стартовых условий реализации Программы

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев, игра на проезжей части, неумелое управление велосипедом. В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Именно в этот период организуются и проводятся акции «Внимание – дети!»

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Ожидаемая результативность Программы

Знание и соблюдение учащимися начальной школы правил дорожного движения, снижение показателей ДТП с участием детей.

Контроль выполнения Программы осуществляет администрация школы.

Введение

            Данная Программа в МАОУ «Средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» разработана  для учащихся 1 ступени обучения в соответствии с нормативными документами:

  • Конвенцией о правах ребенка, принятой  Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;
  • Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями на 30.12.2008);
  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;
  • ст. 29 ФЗ-РФ от 10.12.2015 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  • приказ Министерства образования РФ №354 от 09.07.1996г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, воспитание у детей культуры поведения на дорогах.

Задачи:

  1. Применять разнообразные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улице.
  2. Использовать материально-техническую базу школы для воспитания  грамотных участников дорожного движения.
  3. Взаимодействовать с ГИБДД города.
  4. Поддерживать у родителей учащихся интерес к безопасности и здоровью детей и своему как участников дорожного движения.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа бессрочная , реализуется на протяжении обучения учащихся в начальной школе.

 В ходе реализации Программы планируется:

  • изучение нормативных документов;
  • изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
  • разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
  • разработка и  реализация перспективного плана мероприятий;
  • организация и проведение акций и мероприятий с учащимися и родителями;
  • подготовка  тематических презентаций для проведения классных часов;
  • выпуск школьной печатной газеты, листовок, буклетов;
  • диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе;
  • анализ работы по программе.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ

Мероприятия

  1. Приобретение учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД.

  1. Подготовка наглядных пособий.
  1. Подготовка раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД учащихся начальной школы.
  1. Обновление ежемесячно  стендов по ПДД для детей и родителей  в холлах школы.
  1. Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в местах с массовым пребыванием детей.
  1. Подбор литературы по ПДД в школьной библиотеке.
  1. Создание презентаций по ПДД
  1. Проведение экскурсий в ГИБДД, организация совместного патрулирования.
  1. Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД.
  2. Организация работы родительского патруля.

Развивающее направление

 

 

Мероприятия

1

Проведение тренировочных занятий в автогородке.

2

Отработка навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах

3

Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

Воспитательное направление

 

Мероприятия

1

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников, воспитанников детских садов, водителей шефских организаций.

2

Участие в акциях, конкурсах, выставках, массовых мероприятиях.

3

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности.

4

Проведение родительских собраний по профилактике ДДТТ.

Методическое направление

 

Мероприятия

1

Участие в совещаниях по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации города и сотрудников ГИБДД

2

Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год

3

Рассмотрение вопросов по данной тематике на  педагогических советах, совещаниях методических объединений школы , родительских собраниях

4

 Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательного учреждения

Контрольное направление.

 

Мероприятия

1.

Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД

2.

Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо»

К реализации Программы «Безопасность и мы » привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с родительским патрулем , ГИБДД города.

ПЛАН

учебно-тематических бесед с учащимися начальной школы

п/п

Тема занятия

Всего часов в неделю

теория

практика

1 класс

1.

Наша улица, город, где мы живем

1

1

Правила для пешеходов

1

1

3.

Дорожные знаки, предназначенные для пешеходов

1

1

4.

Вредные привычки на улицах родного города

1

1

5.

Виды транспорта

1

1

6.

Мы - пассажиры

1

1

7.

Правила поведения в жилых зонах и дворовых территориях

1

1

8.

Игра «Дорога и пешеходы»

1

1

9.

Игра «Дорожное движение»

1

1

                                                               2 класс

1.

Сигналы светофора и опасные ситуации

1

1

2.

 «Обыкновенная» дорога с двухсторонним движением (по одной полосе в     каждом направлении)  и пешеходный переход на перекрестке

1

1

3.

История появления автомобиля и Правил дорожного движения

1

1

4.

Немного из истории светофора

1

1

5.

В России правостороннее движение

1

1

6.

Почему дети попадают в дорожные аварии (дорожные ловушки)

1

1

7.

Законопослушный пешеход

1

1

8.

Дорога с односторонним движением

1

1

9.

Дорога с двухсторонним движением (по две и более полосы в каждом направлении)

1

1

3 класс

1.

Опасные привычки на  проезжей части дороги  (дорожные ситуации)

1

1

2.

Опасные привычки на  проезжей части дороги  (дорожные ситуации)

1

1

3.

Остановочный и тормозной путь

1

1

4.

Правила поведения в общественном транспорте

1

1

5.

Правила поведения в маршрутном такси и легковом автомобиля

1

1

6.

На железнодорожных переездах

1

1

7.

Правила поведения в электричках и поездах дальнего следования  

1

1

8.

 Опасные места перехода проезжей части дороги (дорожные ситуации)

1

1

9.

Дорожные  знаки, зачем они нужны

1

1

4 класс

1.

Игра «Перекрёсток» (водители и пешеходы)

1

1

2.

Игра «Перекрёсток» (велосипедисты  и пешеходы)

1

1

3.

Что нужно знать о водителе?

1

1

4.

Что такое ГИБДД и что такое ДПС

1

1

5.

Регулировщик дорожного движения

1

1

6.

Дорожные знаки и дорожная разметка

1

1

7.

Движение на велосипедах и роликах  

1

1

8.

Игра «Перекрёсток» (водители, пешеходы, пешеходы на роликах и велосипедисты)      

1

1

9.

Игра «Перекрёсток» (водители, пешеходы, пешеходы на роликах и велосипедисты)

1

1

итого

36ч

16ч

20ч

Учащиеся 1-го класса должны знать/уметь:

как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;

как правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся 2-го класса должны знать/уметь:

правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

правила поведения при посадке и высадке из общественного транспорта;

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.

Учащиеся 3-го класса должны знать/уметь:

что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Учащиеся 4-го класса должны знать/уметь:

правила перехода дорог;

ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;

правила передвижения на роликах, велосипедах;

важные для пешехода дорожные знаки и дорожную разметку;

соблюдать правила культурного пешехода.

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

  • Назови участников дорожного движения.
  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
  • Назови части городской (загородной) дороги.
  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
  • Как называется место, где пересекаются улицы?
  • Назовите типы перекрёстков.
  • Какие бывают пешеходные переходы?
  • Расскажи свой путь «Дом – школа»
  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
  •  Где следует ожидать общественный транспорт?
  •  Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
  •  Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
  •  Что такое «зебра»?
  •  Что такое «островок безопасности»?
  •  Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
  •  Какие бывают пешеходные переходы?
  •  Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
  •  Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
  •  Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  • Где должны ходить пешеходы?
  •  Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
  • Какие дорожные знаки тебе известны?
  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
  •  Какие бывают светофоры?
  •  Что означает каждый сигнал светофора?
  •  Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
  •  Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
  •  Какое движение называют правосторонним и почему?
  •  Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.

Контрольные вопросы:

1 класс.

  • Кого называют пешеходом?
  • Что такое транспорт?
  • Для чего нужен тротуар?
  • Для чего нужны ПДД?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Где надо переходить улицу?
  • Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
  • Где нельзя играть?
  • Как нужно вести себя на улице?
  • Кому дает команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
  • Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
  • Зачем нужны дорожные знаки?
  • Почему опасно цепляться за автомобили?
  • Почему на санках нельзя кататься на улице?

2 класс.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
  • Для чего служит дорога?
  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
  • Для чего предназначен тротуар?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  • Как нужно идти по пешеходному переходу?
  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  • В каких местах можно переходить дорогу?
  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  • Кому дает команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

3 класс

  • Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
  • Какие вы знаете элементы дороги?
  • Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?          
  • Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
  • Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
  • Зачем нужны обочина и кювет?
  • Как отличить главную дорогу от второстепенной?
  • Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
  • Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

4 класс

  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?
  • На какие группы делятся все дорожные знаки?
  • Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
  • Какие   знаки   для   пешеходов   входят   в   группу   информационно-
  • указательных знаков?
  • Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

Примерный план мероприятий

в рамках городского профилактического мероприятия

«Неделя безопасности дорожного движения»

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

1

Игра-вертушка «Знатоки дорожной азбуки»

Классные руководители 1-4 классов,

Педагоги дополнительного образования

2

Организация «подвижных перемен» для уч-ся 1-4 кл.

Педагог-организатор

3

Выступление агитбригады в д/с «Буратино», «Сказка», «Маугли».

Отряд ЮИД

4

Классные часы «Детям знать положено правила дорожные»

Инспектор ГИБДД

Педагог-организатор

Отряд ЮИД

5

Оформление стенда «Мой папа-водитель»

Педагоги-организаторы

Классные руководители

6

Просмотр видеороликов по ПДД в холле школы

Педагоги-организаторы

Классные руководители

7

Викторина по ПДД «Ты эти знаки заучи!» (2-4 кл.)

Отряд ЮИД

8

Праздник для первоклассников «Посвящение в юные пешеходы»

Отряд ЮИД

Примерный план мероприятий ко Всемирному дню памяти жертв ДТП.

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

Краткая аннотация мероприятия

1

Линейки на параллелях 1-4 кл.

Педагоги-организаторы, кл. руководит.

Сообщение о дате -15 ноября.  Статистик  ДТП на дорогах страны. города, информация о количестве пострадавших в них людей/детей. причины трагедий на дороге. Агитация соблюдения ПДД.

2.

Трансляция видеороликов по ПДД в холле школы.

Руководитель отряда ЮИД

Напоминание о сигналах светофора, о правилах в общественном транспорте, об использовании ремней безопасности в транспортном средстве.

3.

Экскурсии по микрорайону с уч-ся  для определения «опасных зон» по пути в школу

Кл. руководители

Путь передвижения домой, повторение правил передвижения по дороге.

4.

Городской конкурс  стендов по ПДД

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, руководитель ЮИД

Размещение печатной продукции (листовки, буклеты), информации теоретического содержания: статистика ДТП с участием детей (по городу), результаты опроса учащихся, а также о проведённых мероприятиях в школе по данному направлению.

5.

Беседа инспектора по предупреждению ДДТТ

Инспектор ГИБДД

Причины ДТП с участием детей и их последствия. Правилах перехода проезжей части.

Примерный план мероприятий

в рамках городской акции «Внимание, дети!»

          Название мероприятия

       Ответственные

Совещание с педагогическим коллективом по профилактике ДДТТ

Директор

Инспектор ГИБДД

Трансляция видеороликов

Педагог-организатор

Общешкольные родительские собрания

Зам. директора по ВР

Инспектор ГИБДД

Оформление стендов:

- для родителей;

- для учащихся.

Педагог-организатор

Выступление агитбригады «У того целее ноги, кто знает знаки на дороге»

Уч-ся 3 кл.

Акция «Обращение к водителю»

Уч-ся 4-х кл., классные руководители.

Динамические перемены

ЮИД

Патрулирование на дорогах совместно с инспекторами ГИБДД

Инспектор ГИБДД

ЮИД

Беседа «Опасные шалости» (1-4 кл.)

Инспектор ГИБДД

Примерный план

работы с родителями учащихся образовательного учреждения по безопасности дорожного движения

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Проведение тематических родительских собраний по классам

  • «Роль семьи в профилактике ДТП»
  • «Ребенок в автомобиле»
  • «Подвижный досуг: ролики, коньки»
  • «Внимание, каникулы»

1 раз в четверть

Классные руководители

 

2

Доведение до сведения родителей о случаях нарушения детьми ПДД

По мере необходимости

Классные руководители

3

Выступление инспектора ГИБДД на родительских собраниях

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе

4

Рекомендации родителям по составлению безопасного маршрута к школе для ребенка.

Сентябрь

Классные руководители

5

Индивидуальные консультации психологов для родителей детей с ослабленным вниманием и памятью

В течение года

Школьный психолог

6

Вовлечение родителей учащихся 1-х классов к участию в выставке рисунков «Безопасный маршрут к школе»

Сентябрь

Классные руководители

7

Вовлечение родителей в подготовку и проведение праздника «Посвящение в юные пешеходы»

Сентябрь

Педагоги-организаторы

8

Организация экскурсий по городу, на предприятия.

В течение года

Школьный инструктор по БД

9

Привлечение родителей к созданию видеоролика, презентаций  по ПДД

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе

Педагог-организатор

Контроль за работой педагогического коллектива

по профилактике ДДТТ

№ п/п

Основные направления контроля

Объект контроля

Сроки контроля

Ответственные за осуществление контроля

Сроки и место проведения

1

Обеспечение классных руководителей тематическим планированием по

ПДД

1-4 кл.

01.09-15.09

Зам. директора по УР

Заседание МО классных руководителей

2

Оформление кабинета  ПДД

1 четверть

Зам. директора по ВР

Заседание МО ПО, ПДО

3

Профилактическая  работа отрядов ЮИД

4кл.

В течение года

Зам. директора по ВР

Отчет о проведенной работе

4

Заседание МО классных руководителей 1-4 классов

Классные руководители

1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР

Справка

5

Проведение  родительских собраний (по профилактике ДДТТ)

Классные руководители

В течение года

Зам. директора по ВР

Апрель, заседание общешкольного родительского комитета

7

Инструктаж о проведении праздничных вечеров и утренников, соблюдении правил пожарной безопасности, а также перед выходом за территорию школы т.п.)

 выставогчные залы

Классные руководители; инструктор по ТБ

Ежемесячно

Инструктор по ТБ

Совещание при директоре

8

Встреча с работниками ГИБДД

Кл.рук.

1-4 кл.

В течение года

Зам. директора по ВР

Эффективность работы программы отслеживается по результатам мониторинговых исследований, статистике ДТП с участием детей по городу.