" Роль внеурочной деятельности в социализации младших школьников"
статья

Зиновьева Татьяна Александровна

В статье рассказывается о роли  внеурочной деятельности в социализации младших школьников. Приводятся различные формы проведения занятий по внеурочной деятельности, которые способствуют лучшей адаптации  детей в школе, помогают усвоить учебный материал и дополнить знания, раскрыть таланты и решить проблемы именно детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Магнитогорска

Муниципальное образовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»

города Магнитогорска, 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110

Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru

ДОКЛАД НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Роль внеурочной деятельности  в социализации младших школьников»    

Исполнитель:

учитель начальных классов

МОУ «С (К)ОШИ №4»

Зиновьева Татьяна Александровна

                г. Магнитогорск 2020 год

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:                                

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

           В проекте Федерального государственного образовательного стандарта социализация личности школьника определена как одна из важнейших задач. Социализация личности школьника – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живёт, а так же к культуре человечества.

         Младший школьный возраст называют вершиной детства.  Быть школьником – это новая ступенька вверх, к взрослости. Этому периоду жизни ребенка характерна смена образа и стиля жизни. На смену игровой приходит новый вид деятельности — учебная деятельность. Помимо новых знаний и навыков, в школе ребенок приобретает и определенный социальный статус. Меняются интересы ребенка, ценности, весь уклад его жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. Поэтому так важно правильно организовать систему воспитания, чтобы максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка. Кроме того, именно в этом возрасте происходит активное освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе – процесс социализации.

       Процесс воспитания в школе  непрерывный. Внеурочная деятельность имеет большие возможности в формировании личности младшего школьника.  Различные формы организации занятий, смена преподавателей, дают возможность младшему школьнику  освоить различные виды деятельности, приобрести умения, навыки,  развить личностные качества. Правильно организованная педагогом воспитательная деятельность во внеурочное время оказывает положительное влияние на процесс социализации младших школьников.  

    Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития  личности:  

  • спортивно-оздоровительное,  
  • духовно-нравственное,  
  • социальное,  
  • общеинтеллектуальное,
  •  общекультурное

 в таких формах как игровая деятельность, кружки, предметные олимпиады, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Формы организации занятий: викторины, игровые программы, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты, акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), праздники на уровне класса и школы.

  Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и  коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

 Школьник имеет возможность максимально проявить себя, на интересующем его занятии.  Очень важно положительное отношение школьника к посещаемому занятию. Скромный, не уверенный обучающийся может проявить себя на внеурочном занятии, раскрыть свои скрытые потенциалы, подтянуть  учёбу и повысить свой социальный статус.  Занятия по внеурочной деятельности позволяют организатору  максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Во время внеурочного занятия у обучающегося больше возможностей выбора задания. Кто-то любит рисовать, кто-то разгадывать кроссворды, шарады, ребусы.  Педагог может подобрать задания по интересам и интеллектуальным возможностям обучающихся. Разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют детям в непринуждённой обстановке  приобрести дополнительные знания, развить познавательную активность, получить опыт самостоятельного социального действия.

 Во 2-м классе  я  провожу занятия внеурочной деятельности по русскому языку  «Уроки грамотности» и  «Занимательная математика».

     Внеурочные занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.  

       Коммуникативно – личностное  и регулятивное развитие имеет важное       значение в социализации младшего школьника.  В современную школу приходит  много детей с такими проблемами, как недоразвитие речи, не умение общаться со сверстниками, не соблюдение дистанции со взрослыми , со страхом публичного ответа и выступления. Современные дети  часто не способны понимать чувства других, сопереживать и сочувствовать. Психологи называют это –эмпатия.  Эмпатия- это не только способность понимать чувства других, но и  умение выстраивать свои взаимоотношения с окружающими ( в личной жизни и на работе в будущем для детей). Обучающиеся начальной школы  испытывают трудности  в поведении, самооценке, в саморегуляции. Внеурочные занятия  помогают компенсировать и эти проблемы детей.

     Планируемые личностные, коммуникативные и регулятивные результаты этих занятий предполагают развитие у обучающихся таких умений как: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), контролировать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника. Это помогает преодолеть эгоцентрическую позицию в межличностных и пространственных отношениях, воспитывает приемлемое т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества. Эти качества очень важны для социализации младшего школьника.

    Как отметил знаменитый педагог Шалва Александрович Амонашвили

   « Не знания нужны ребёнку, а отношение к знаниям. Важен не набор знаний по предметам, а то каким человеком он станет, как сумеет реализовать миссию с которой пришёл в этот мир. А проводники на этом пути – родители, учителя».

     Внеурочная деятельность тоже может служить таким проводником, она

позволяет детям в непринуждённой обстановке  приобрести дополнительные знания, развить познавательную активность, получить опыт самостоятельного социального действия.

Используемая литература:

1.Статья «Чтобы ребёнок рос счастливым» автор Е. Николаева

2.  Материал с семинара «Воспитание через сердце» Ш. Амонашвили

3. « Психологическая наука школе» Я. Л. Коломинская, Е.А. Панько

4. Бунина Н.В  « Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника»

5. Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: http://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в процессе социализации младших школьников"

Главная мысль этой статьи - всё, что происходит с ребёнком, идёт из семьи. Семья и школа - два неразрывных крыла, помогающие детям стать достойными гражданами нашего общества....

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих спосо...

Роль театральной деятельности в жизни младшего школьника

Статья о том, как театральная деятельность влияет на формирование личности начиная со школьной скамьи....

ЭССЕ на тему «Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»

ЭССЕ на тему«Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»...

Роль классного руководителя в социализации младших школьников

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?...

Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.

В статье дается понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта. Согласно примерной программе воспитан...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над ...