НПК "Я-исследователь-2020" Исследовательская работа "Вторая жизнь Э. Фоняковой " Хлеб той зимы" Бальчир Алина
творческая работа учащихся (4 класс)

вторая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtoraya_zhizn_knigi_hleb_toy_zimy.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  научно-практическая конференция

«Я - исследователь» 

Гуманитарное  направление (литературное чтение  3-4 класс)

Исследовательская  работа

«Вторая жизнь книги «Хлеб той зимы».

Описание: https://selcdn.fedsp.com/yery/1176473/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%20%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%8B.jpg

Выполнила  Бальчир Алина, ученица 4а класса

МБОУ Усть-Элегестинской СОШ

Руководитель: Сарыглар руслана Кызыл-ооловна

Февраль, 2020 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………

1. «У войны не  детское лицо» ………………………………………………………………………..              

2.   Мужество и патриотизм детей блокадного Ленинграда   в книге Элли   Фоняковой

«Хлеб той зимы» ……………………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………………...............

Список использованной литературы…………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………..………………….

Введение.

Свою исследовательскую работу я назвала  «Вторая жизнь книги «Хлеб той зимы».

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками, всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.  

Во время Великой Отечественной  войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей!

Вдумайтесь в эти цифры: каждый день умирало 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок. Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Сегодня еще живы те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

     Тема дети  и война является одной из самых малоисследованных в литературе.  

Я провела опрос среди одноклассников, знают ли они книги о детях войны. Из 17 опрошенных   12 человек не читали таких книг вообще.  (См. приложение 1.)

А имена  литературных героев детей войны  не  знают 66% учеников (См. приложение 2.).

Разве эти дети войны  не образцы поведения для современных детей? Почему же сегодня мы про них так мало знаем? Наши родители читали и перечитывали книги о военном детстве, старались быть похожими на юных героев войны. К сожалению, в наше время ценности изменились: читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Основанием для исследовательской работы послужил целый ряд обстоятельств:

  1. Указом президента РФ 2020 год объявлен годом Памяти и Славы
  2. сегодня дети войны - последние свидетели тех трагических дней;
  3. заинтересованность фактами из жизни сверстников времен  Великой Отечественной войны;
  4. возможность увидеть проявление мужества и патриотизма детей  в произведениях о Великой Отечественной войне.

Цель работы:  познакомить одноклассников с книгой Элли Фоняковой «Хлеб той зимы».

 Цель определила такие задачи:

  1. узнать о жизни сверстников, живших в годы Великой Отечественной войны,  на примере  книги Элли Фоняковой «Хлеб той зимы»;
  2. уточнить значения  понятий «блокада», «блокадный хлеб»;
  3. подарить книги Элли Фоняковой  «Хлеб той зимы» классной,  школьной, сельской библиотеке, а также общественной библиотеке при СЦК с.Усть-Элегест (4 экземпляра).

 Объект исследования: книга  Элли Фоняковой «Хлеб той зимы».

 Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ.

 

                                           «У войны не  детское лицо»

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

Роберт Рождественский

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.  Существует целое поколение, чье детство выпало на времена Великой Отечественной войны. Их так и называют - дети войны.  

«Дети войны»…В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, они мечтали, дружили, любили. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу и  воевали  на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!

         Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь. Да, война – не детское дело. Тема детей и войны в литературе является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных.  

 Мужество  и патриотизм детей блокадного Ленинграда

 в  книге Элли Фоняковой  «Хлеб той зимы»    

 «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков

Не было света, воды, не было тепла и продуктов. Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками. Детдомовцам выдавали по 125 грамм хлеба, иногда по 75 граммов и очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп. В школах учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Об этом  в стихотворении Юрия Петровича Воронова «В школе»:

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

Повесть «Хлеб той зимы» посвящена блокаде Ленинграда, с которой совпало детство автора.    Впервые она была напечатана в Новосибирске в 1970 году, книга неоднократно переиздавалась, была переведена на несколько языков. И, несмотря на «свой возраст», книга всё так же актуальна.  Повествование ведётся от лица первоклассницы Лены Комаровской.  Лена живет с мамой и папой. Война глазами ребенка. Сколько же в ней мужественности, стойкости и достоинства. Девочка рассказывает о таких сложных, тяжелых, мучительных вещах, как смерть, человеческие страдания, и каким бывает настоящий голод. Но помимо всех страшных дней войны, мы видим в книге много доброты, любви, заботы и поддержки. В книге мы прочтем, как девочка Лена отдает свой довесочек хлеба изголодавшемуся попрошайке в магазине, как сочувствует воровке-подростку, укравшей хлеб в животном порыве и готовой заплатить за него все, умереть, но сначала - проглотить его, скорее, весь, целиком, не жуя. Как она без жалоб тянет общий жестокий блокадный быт, но продолжает по-детски озорничать, мечтать.

Главы в книге короткие, читаются быстро, но все же есть моменты, когда приходится останавливаться, чтобы пожалеть Соню, у которой погиб муж, сжать зубы за Леночкину маму и по-человечески понять её отца и ещё узнаем про Зинаиду Павловну, которая таила дома огромные запасы еды.

И люди, несмотря на войну, продолжают ходить друг другу в гости, дарят подарки. Удивительны характеры людей, описанные в книге, которые нашли способ не сломаться, не сдаться, с помощью музыки, любимого дела, написания стихов, обо всех ленинградцах, не оставивших окруженный город.

В нашем селе прошла всероссийская акция «Блокадный хлеб».  27 января, в день снятия блокады Ленинграда на уроке русского языка мы узнали,  что такое   блокада, с помощью текста узнали о блокадном хлебе. А на уроке  математики с помощью выражений, уравнений определили  массу блокадного хлеба, о его составе. А после уроков принимали участие в акции «Блокадный хлеб» в сельском центре культуры. Показали танцевальный номер «Дети войны». В конце акции все стояли в очереди и получали блокадный хлеб.

Для того, чтобы узнать и получить больше информации о блокаде я сходила в библиотеку. Там была выставка книг о Великой Отечественной войне. Но среди них книг для детей было очень мало.  И я напечатала  книгу Элли Фоняковой  «Хлеб той зимы»  4 экземпляра  и собрала в виде книги с помощью брошюратора.  Такие напечатанные книги я подарила классной, школьной, сельской библиотеке, а также общественной библиотеке при сельском центре культуры рамках акции «Подари книгу библиотеке». На обложке сделала эмблему Года Памяти и Славы. Отметила дарственной надписью на  форзаце.

Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это  д е т и просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.

Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!

Заключение

 В ходе исследования я пришла к выводам:
   1. «Война» и «дети» - эти слова никогда не должны стоять рядом:  «у войны  не детское лицо».
  2.  Мужество и патриотизм детей в  блокадном Ленинграде    помогли  выдержать все испытания и внести свой вклад в дело Победы над врагом .

   3.Боль, страдания и утраты помогли детям войны воспитать в себе стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.
  4. Мы обязаны, должны  помнить, какой ценой досталась нам победа
 особенно сейчас, когда мир не спокоен, не стабилен: в разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма.

Данный материал может быть использован на уроках литературы, классных часах, занятиях внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Э.Фонякова  «Хлеб той зимы»
  2. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МУСОРА"

 Утилизация мусора – очень актуальная проблема современности. Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% быто...

Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"

Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги" выполнена ученицей 1 класса.В работе собран большой материал по теме. Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснов...

Исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. А это десятки деревьев, каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготов...

Экологический праздник творческих работ для одарённых детей "Бытовым отходам--вторую жизнь!".

Между "звёздочками" внутри  класса прошли соревнования на лучшую поделку.Изготавливались они из отходных материалов и мусора, т.е. из тех вещей, которые не могут больше быть использован...

Исследовательская работа "Вторая жизнь пластиковой бутылки"

Материалы для научно-практической конференции среди учащихся с интеллектуальными  нарушениями «Поиск. Творчество, мир науки» Куйтунского района в рамках форума «Одаренные дети&r...

Научно-исследовательская работа. Вторая жизнь мусора

СОДЕРЖАНИЕ  стр.1.Введение___________________________________________________________3Глава 1 Обзор литературы______________________________________________41. Влияние отходов на окружающую ...

Презентация Исследовательская работа «Вторая жизнь полиэтиленового пакета»

Данная исследовательская работа рассказывает о том, как можно ещё рпименить полиэтиленовый пакет в попвседневной жизни...