Лицейские годы А.С.Пушкина
методическая разработка (4 класс)

Рахманова Виктория Сергеевна

Музыкально-литературная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pushkin._4_klass.odt28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музыкально-литературного салона «Лицейские годы Пушкина»

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -
Могущественные слова!..
И не от них ли на опушке
Нам распускается листва?

И молодеет не от них ли
Стареющая молодежь?
И не при них ли в душах стихли
Зло, низость, ненависть и ложь?

Да, светозарны и лазорны,
Как ты, весенняя листва,
Слова, чьи звуки чудотворны,
Величественные слова!

 Добрый день, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки
                                                                                                                                                               

 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска : «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.

1. Лицей

 Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья, в Екатериненском дворце удивительной красоты! Дворец сияет голубой отделкой и позолотой, он окружен тенистыми аллеями парка.

Романс «Царскосельская статуя»

 
Ко дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.

   В этом  удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.

Лицей воспитывал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

Царскосельский лицей  – маленький, четырехэтажный городок.   Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник.

2. Распорядок дня

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

   Распорядок дня в лицее был твёрд, раз и навсегда установленный.Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду. Потом - повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих. В половине девятого звонок к ужину.   После ужина до 10 ч. - свободное время: по словам Пушкина « мячик и беготня», кто бегал по коридорам, кто дрался...

 Дисциплина в лицее была строгая. Тех, кто провинился, отсаживали подальше от вкусных блюд.

 Хорошо, что в Лицее были отменены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Лицеисты изучали латинский, русский, французский , немецкий языки, риторику, историю, литературу, математику, естественные науки, изящные искусства, занимались танцами, гимнастикой, верховой ездой, фехтованием - всё, чтобы стать  широкообразованными людьми.

 Немало уроков, но немало и забав:  дни рождения,  различные соревнования, первой же зимой состоялся бал с иллюминацией.  

 Лицеисты очень любили балы: они слушали музыку, танцевали . Часто лицеистов приглашали во дворец на балы в качестве пажей.

 Вальс на троих

  1. Друзья
    Главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, –
    д р у ж б а.

Кто же они лицейские друзья Пушкина?

 Вольховский Владимир. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью.

 Князь Александр Горчаков,  по прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный  юноша. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков  стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.

 Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов».  Он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый.

 Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком . Сын директора Лицея… Он был добросердечен.  Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.

Дельвиг Антон. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню.  Однажды во время лекции (на уроке латинского языка ) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей.

 

Пущин Иван Иванович. . Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано.

 Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали.
Кажется Пущин не был из робкого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже немного смущавшегося – Александра Пушкина. По сходству фамилий (Пущин – Пушкин) он запомнился лучше . Да и спальни их оказались рядом : у Пущина №13, у Пушкина №14.
Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.

 Они сильно подружились и стали неразлучными друзьями. Позже Пушкин о нём написал такие строки:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

 
Пушкин Александр. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч.

 Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.

 Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,

И, чуждый призраку блистательному славы,

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестной музы друг

И песни мирные, и сладостный досуг.

Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

 Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь.

 Меж нами все рождало споры

 И к размышлению влекло:

 Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

 И предрассудки вековые,

И тайны гроба роковые.

4. Способности

Учились лицеисты по-разному. Способности и подготовка были также различны. Одни пришли в Лицей из Московского университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, а Пушкин приехал прямо из дому.

         

В классе Пушкин никогда не сидел последним. Место Пушкина было ближе к последним. Он был восемнадцатым, девятнадцатым, а потом и ниже…

СЦЕНКА
Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ:
Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН:
Я не умею.
КАРПОВ:
Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.

КАРПОВ:
Я все стою печально и смотрю… 
ПУШКИН:
Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ:
У вас всегда и все нулю равняется.

Да! С математикой у вас на 5 не получается.

 Вы на последней парте заседайте,

свои стихотворенья сочиняйте.

Вот вам единственный совет.
ХОР ГОЛОСОВ:
Но он у нас большой поэт.

По французской и русской словесности Александр Пушкин имел отметку «ПРЕВОСХОДНО». И эти уроки не прошли даром.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья.

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

На стихи Пушкина было написано много романсов.

Романс «Признание»

 И по фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.

Урок фехтования

  • Шпаги сдать! 30 минут «аиста»!
  • Все в библиотеку!

 Много  времени лицеисты отдавали чтению. Пушкин с раннего детства любил читать. Он был самым начитанным из всех лицеистов,  подолгу засиживался в лицейской библиотеке.

Иван Пущин рассказывал: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал  важничать…»

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

Романс «Буря»

Пушкин!

Имеет более блистательные, нежели основательные, дарования.
Более пылкий и тонкий, нежели глубокий, ум.

Показал успехи в российской и французской словесности превосходные!

 Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие ещё не
сделалось его добродетелью.

Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

5. Экзамен

 В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов и знаменитый русский поэт Державин. Державин был уже очень стар, почти на всех экзаменах дремал. Но когда начался экзамен по русской словесности, он оживился. И  вот наконец вызвали его - Александра  Пушкина.

   Он читал с необыкновенным воодушевлением. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание следили за малейшим его движением. Они узнавали и не узнавали своего товарища. Он был необычный, какой-то особенный, с пылающим лицом, и читал особенно.

В последний раз в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

 Где бы ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

  Пушкин читал как во сне, ничего не слыша, ничего не замечая. Он не помнил, как дочитал. Державин был в восторге.



Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей,
А Саше – рупор посильней.

 

Май 1817 года. «Санкт - Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея.


Прощайте, братья, руку в руку
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

 Они покидали Царское село с грустью и радостью. Печально

расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее,

полное надежд, веры, любви.

Романс «Если жизнь тебя обманет»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

 

А.С.пушкин вдохновил многих поэтов, писателей, музыкантов. Они посвятили ему свои творения.

АЛЕКСЕЙ ПЛЕЩЕЕВ

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Пушкин

Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!

Но понимает ли моя страна –
Все эти старцы, юноши и дети, -
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?

Его хвалить! – пугаюсь повторений…
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?

Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять…

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

ВСТРЕЧА С ПУШКИНЫМ

Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.

Слева - крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна - окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.

Вижу его на дороге и в гроте...
Смуглую руку у лба...
- Точно стеклянная на повороте
Продребезжала арба... -

Запах - из детства - какого-то дыма
Или каких-то племен. ..
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен.

А. МАЙКОВ

Перечитывая Пушкина

Его стихи читая — точно я
Переживаю некий миг чудесный:
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…

Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё — восторги, страсти, муки —
В небесное преобразилось в них!

В. ГИЛЯРОВСКИЙ

Памяти А. С. Пушкина

Поклон тебе, поэт! А было время, гнали
Тебя за речи смелые твои,
За песни, полные тревоги и печали,
За проповедь свободы и любви.
Прошли года. Спокойным, ясным взором
История, взглянув в былые времена,
Ниц пала пред тобой, покрыв навек позором
Гонителей суровых имена...
А ты пред нами здесь один царишь над троном,
Тебе весь этот блеск восторженных очей,
Один ты окружен бессмертным ореолом
Неугасающих лучей!

Доризо Н. - ПУШКИН А.С.

«Посвящение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на лицейском празднике (инсценировка) "Волк и 7 козлят"

Выступления учащихся начальной школы на лицейском празднике "День лицеиста"...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Литературно-музыкальная композиция о годах жизни А.Пушкина в годы учебы в  Царскосельском Лицее....

презентация "Годы Пушкина"

рассказ о жизни и творчестве А.С.Пушкина...

Презентация на тему: "Лицейские годы А.С. Пушкина"

Данная презентация знакомит с биографией А.С. Пушкина,рассказывает о том, как прошли годы его учёбы в Царскосельском лицее, о том, кто были его первые учителя. Презентацию можно использовать на уроках...

Презентация "Лицейский шум, лицейские забавы"

Данный материал можно использовать для проведения праздника, посвященного лицейским дням на уроках литературного чтения и на внеклассных мероприятиях в 3-4 классах....

Конспект урока на тему "Времена года А.С. Пушкин и П.И. Чайковский".

Времена года в произведениях А.С. Пушкина и П.И. Чайковского....

Викторина "Лицейские годы А.Пушкина"

Викторина о лицейских годах Пушкина....