Как помочь ребёнку заговорить?
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?»
В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких, как первая улыбка, первых смех, первый шаг. Но, пожалуй, самые сильные эмоции у родителей вызывает первое слово их чада.
Что же делать, если Вашему чаду почти 2 года, а он до сих пор ничего не говорит?
1.Понимание речи.
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш вас понимает. Проверьте, сможет ли он выполнить следующие инструкции: сначала - простые, а затем - сложные:
- Покажи (возьми, дай) машинку, собачку.
- Налей в стакан воды и дай его бабушке.
- Зайчика отнеси маме, куклу положи в шкаф, а мишку дай папе и т.д.
2. Развитие слухового внимания.
Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять, о чем в них говорится.
- Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?». Объясняйте: «Это шумит машина, пылесос, телефон звонит».
- Пойте короткие песенки, декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
- Расширяйте кругозор ребенка. Берите его на прогулки, в поездки и рассказывайте обо всем, что видите и что делаете.
3. Общение.
Основной «пусковой» момент появления речи - общение – взаимодействие со взрослым. У ребенка должна сформироваться потребность в этом. Создавайте такую жизненную ситуацию, чтобы она провоцировала его на высказывание, ответ. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, особенно, если к ним сделаны иллюстрации.
Вопросы.
Во время прогулки, игры, рисования и т.д. задавайте ребенку вопросы, постоянно усложняя их по мере развития речи ребенка. Сначала это должны быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» («Хочешь кушать?», «Дать тебе сок?»).
Затем: «Кто это? Что это? Кто идет? Кто летит?». При этом принимается любой ответ ребенка, но взрослый должен сам произнести правильное слово.
Следует отбирать для игры картинки с изображением знакомых детям предметов, названия которых состоят из 1-2 слогов (мяч, дом, кот, шуба, бусы, каша).
Вопрос «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы (идет, спит, ест, сидит, несет, моет, плачет) – основу будущей фразы.
Команды.
Ставьте ребенка в ситуацию, чтобы в течение дня он как можно чаще о чем - то вас просил: «Дай! Иди! Читай!»
Звукоподражания.
Играйте с ребенком его любимыми игрушками: кормите, укладывайте спать, говорите за разных игрушек: гав-гав, мяу, ква, ай, ой. ох, баю-бай, ням-ням, би-би, ту-ту, га-га, ко-ко.
Словарь.
Расширяйте словарь:
а) предметный:
Заведите «Словарик», в котором собирайте картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Фрукты» и т.д.
б) глагольный:
Учите ребенка понимать значение различных форм глагола: входит-выходит, одевает- одевается, рисует- нарисовал.
в) признаков:
Учите понимать и употреблять в речи признаки: большой – маленький, горький - сладкий, деревянный. железный, красный- красная.
Фраза.
Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Для этого желательно превращать слова-команды в 2-3 словные фразы: «Дай мяч. Читай эту книгу».
После пополнения речи ребенка такими предложениями необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
“Если Ваш ребенок не может заговорить” …
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.
https://multiurok.ru/files/konsultatsiia-dlia-roditelei-kak-pomoch-malyshu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание. Как помочь ребёнку учиться?
Что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-16761-1355244903.jpg)
Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса ...
Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"
На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...
Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"
На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28596.jpg)
Родительское собрание. "Домашние уроки. Как помочь ребёнку хорошо учиться" (2класс)
Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-23812-1427395646.jpg)
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/11/picture-30210-1631378915.jpg)
Как помочь ребёнку полюбить уроки чтения
Как сделать уроки литературного чтения интересными? Этот вопрос волнует многих педагогов. В данной статье много занимательных упражнений, которые помогут сделать уроки самыми любимыми и увлекательными...