Родительское собрание "Патриотическое воспитание"
методическая разработка (1, 2 класс)

Маскайкина Алёна Анатольевна

Данный материал показывает как через взаимодействие учителя и родителей в ходе родительского собрания можно актуализировать понятие "патриотизм", как, опираясь на реальные истории своей семьи можно воспитывать в детях уважение к соей Родине, к её историческому прошлому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

 «История страны через истории моей семьи»

(для родителей обучающихся 2 – 3 классов)

Аннотация

Данная методическая разработка рассматривает одно из направлений деятельности учителя начальных классов, классного руководителя, воспитателя по патриотическому воспитанию младших школьников – работу с родителями.  Показывает, каким образом через взаимодействие учителя и родителей в ходе родительского собрания можно актуализировать понятие «патриотизм»; как, опираясь на реальные истории своей семьи, можно воспитывать в младших школьниках гордость за родную страну; знакомит с приёмами поисковой работы для пополнения семейных архивов.

Введение

Актуальность

В Указе Президента Российской Федерации "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" отмечается необходимость формирования «у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В национальном проекте в сфере образования отмечается, что в 2024 году необходимо обеспечить не только глобальную конкурентоспособность российского образования,  но и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Проблема гражданского и патриотического воспитания выходит сегодня на первый план. В XXI веке лидирующими позициями молодого поколения  стали такие понятия как «материальное благосостояние», «личная выгода», «конкурентноспособность»;  «пожертвование во имя Родины», «ущемление личных интересов во имя достижения общего блага» сегодня не в моде.  А патриотизм – это сочетание любви к своему дому, к своим близким, к своей семье и любви к своему народу, к своей Родине. Уже в младшем школьном возрасте дети должны понять, как это важно любить свою Родину, гордиться прошлым и настоящим своего народа, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее родной страны.

Заложить эти базовые ценности без поддержки семьи невозможно. Младший школьник мыслит конкретными образами, впитывает те ценности, которые имеют для него личностную окраску, эмоционально яркие для восприятия. Что же может быть лучше, чем пример твоей семьи (семейные традиции, семейный уклад, законы семьи, герои своей семьи).  Поэтому, педагогу необходимо активное взаимодействие с семьёй по вопросам патриотического воспитания.

Одним из видов такого взаимодействия является родительское собрание  «История страны через истории моей семьи».

Цель: показать роль семьи в патриотическом воспитании младших школьников.

Задачи:

- познакомить родителей с задачами, которые ставит перед учителями, родителями (законными представителями) государство;

- познакомить родителей с приёмами патриотического воспитания в семье;

- показать способы профилактики негативных тенденций в вопросах патриотического воспитания;

- выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам  патриотического  воспитания;

- дать рекомендации по организации поисковой работы для пополнения материалов семейных архивов.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация PowerPoint (Приложение 1); анкеты (Приложения 2, 3); листы памяти (Приложение 4); памятка для родителей (Приложение 5); социальный видеоролик «Уходят ветераны»  (Режиссер и оператор-постановщик - Владимир Чистяков;  карточки с высказываниями известных людей о патриотизме).

План собрания

  • Вступительное слово учителя
  • Анализ анкет  
  • Работа по группам (актуализация знаний родителей по вопросам патриотического воспитания)
  • Знакомство с поисковыми возможностями официального сайта Министерства Обороны РФ (проекты «Память народа», «Подвиг народа», «Дорога памяти»)
  • Разработка совместного детско-родительского мероприятия
  • Советы, памятки родителям
  • Подведение итогов.

Содержание

Вступительное слово учителя

В преддверии празднования 75-летия Великой Победы в нашей стране проходит много мероприятий патриотической направленности. Мы вспоминаем подвиги советских солдат, мужество и стойкость народа, смотрим фильмы, читаем книги. Всё чаще звучит фраза: «Растим патриотов!». Задача патриотического воспитания обозначена  на уровне Государства. (Слайд 1)

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, кого называют «патриотом», что такое «патриотизм», и так ли он важен в наши дни.

В различных источниках можно встретить разные определения «патриотизма». (Слайд 2) Все они сводятся к тому, что это качество личности, которое включает  в себя любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Насколько важен патриотизм сегодня? Ведь, праздник закончится, и, как часто бывает, героические истории останутся в прошлом. Как же сделать так, чтобы патриотические порывы не были мимолётными, а стали для человека жизненно необходимыми. А, может быть, патриотические чувства не так уж и важны для человека?..

Анализ анкет

Ответить на этот вопрос мне помогли Ваши ответы  и ответы детей (Слайды 3, 4).

На вопрос: «Кого Вы считаете патриотом?» и дети, и родители дали единодушный ответ – «человека, который любит Родину»…

«Считаете ли Вы себя патриотом?» чуть больше половины родителей и большинство ребят ответили «ДА».

Кроме того, и родителям, и детям нужно было отметить наиболее важные для них ценности. Для взрослых это стали:  здоровье, семья, материальное благополучие, дружба, чистая окружающая среда… Для детей: дружная семья, друзья, совместные дела, богатство, чистая окружающая среда…

Хотя, почти никто из родителей и детей не поставил во главу угла понятие «Родина», большинство отметили главными такие ценности как: семья,  дружба, материальное благосостояние, совместные дела…

Давайте поразмышляем, связаны ли эти важные для нас ценности с понятием патриотизма.

Работа по группам (актуализация знаний родителей по вопросам патриотического воспитания)

Я предлагаю обсудить в группах высказывания известных людей. Вы можете согласиться с ними, или нет. Важно аргументировать свой ответ.

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».      Ш. Монтескье

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».    А. Н. Толстой

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».           В. А. Сухомлинский

Основываясь на Ваших высказываниях, я могу сделать вывод о том, что патриотизм включает в себя и любовь к людям, и любовь к тому месту, где живёшь, и гордость за достижения своей страны, уважение к её прошлому. А начинается всё с истоков, с семьи, с взаимопомощи и взаимовыручки среди близких, среди соотечественников. Для учеников начальной школы ощутить свою причастность к Родине можно  и нужно через эмоциональное восприятие своей семьи: взаимопонимание, любовь, уважение; семейные праздники и традиции.

Взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

- уважай старших и люби их;

- позаботься о младших в семье;

- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

- дорожи всеми своими родственниками;

- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций. (Слайд 5)

Отлично, когда позиции семьи тесно пересекаются с позициями школы. Мы с вами уже во многом сотрудничаем. Весь 1 класс прошёл у нас под девизом СОТРУДНИЧЕСТВО семьи и школы. (Слайд 6)

Знакомство с поисковыми возможностями официального сайта Министерства Обороны РФ (лучше знакомить родителей с возможностями сайта в реальном режиме)

Сегодня я предлагаю вам ещё одно направление взаимодействия – изучение истории своей семьи. С каждым годом отдаляются от нас  события Великой Отечественной войны. Во многих семьях уже с трудом могут вспомнить имена прадедов, защитивших нашу страну. Дети любят узнавать, как прожили жизнь дедушка и бабушка, а тем более прадеды. Но, сегодня в семьях зачастую не знают историю своих героев. Хорошо, когда известно имя. Мы в 1 классе уже создали подборку Листов Памяти (Приложение 4), постарались узнать имена своих близких, защищавших нашу Родину на фронте.  Широкую возможность получить информацию сегодня предоставляет сайт Министерства Обороны РФ. (Слайд 7) На главной странице сайта в разделе «Банки данных и архивы» (слева) можно найти пункты: «Память народа», «Подвиг народа», «Дорога памяти».

«Память народа. Подлинные документы о Второй мировой войне» - электронный банк документов. Возможности сайта позволяют найти данные об участниках ВОВ, загрузить свою историю о родственнике – участнике ВОВ. (Слайд 8)

 «Подвиг народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды. Обеспечивает военно-патриотическое воспитание детей и молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создает фактографическую основу для противодействия попыткам фальсификации истории Войны. (Слайд 9)

Грандиозный проект Центрального музея Вооруженных Сил России «Дорога памяти» - объединит десятки миллионов фотографий фронтовиков и работников оборонных предприятий, партизан и жителей блокадного Ленинграда, сотрудников учреждений культуры и военных корреспондентов всех, кто самоотверженно сражался и трудился в огненные годы Великой Отечественной войны, отстаивая родную землю от фашистских полчищ. (Слайд 10)

Данные сайта постоянно пополняются. Я лично в 2014 году нашла информацию об одном своём дедушке Арбузове Егоре Ивановиче, в нашей семье он считался «пропавшим без вести»; а в 2018 году узнала, что другой мой дедушка Пинчук Григорий Дорофеевич был награждён медалью «За Отвагу».

 Эти знания о боевых событиях на фронтах, о народных мстителях, о самоотверженном труде дают возможность детям оценить бессмертный подвиг своих предков, раскрыть их духовный и нравственный мир. В поисковой работе, в беседах  с детьми, внуками и правнуками рождается причастность ребёнка к своей героической Родине. Без уважения к собственной истории, к делам старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. И нам с вами это очень важно знать.

Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк ещё в 19 веке сказал: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но Русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя».

Чтобы этого не произошло, мы и должны воспитывать в наших детях чувство патриотизма (просмотр видеоролика «Уходят ветераны»)

Разработка совместного детско-родительского мероприятия

15 мая - международный день семьи, я предлагаю посвятить этот классный праздник  нашим героическим предкам, отстоявших нашу Великую Родину от фашизма. Сегодня на родительском собрании мы спроектируем внеклассное мероприятие «История страны в историях моей семьи». Давайте вместе подумаем, какие виды взаимодействия можно организовать на этом празднике (работают в группах).

Было предложено построить праздник в соответствии с временной летописью Великой Отечественной войны, обогатив данное мероприятие рассказами о своих близких, расширив информацию ЛИСТОВ ПАМЯТИ, видеороликами, исполнением военных песен…

Подведение итогов

Памятка для родителей (Приложение 5)

  • Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете. Ребёнку младшего школьного возраста не нужно  знать о недостатках, которые есть в каждой стране.
  • Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Листайте страницы семейных альбомов, рассказывайте о своих достижениях и  достижениях своих близких.
  • Созидайте, улучшайте жизнь вокруг себя.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

А завершить наше родительское собрание мне бы хотелось словами С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле»…

Спасибо всем за сотрудничество.

Список используемых источников

  1. Большой энциклопедический словарь.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Степовая Татьяна Александровна, «Роль семьи в семейном воспитании», статья
  4. «Патриотическое воспитание детей школьного возраста», статья  https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/patrioticheskoe-vospitanie 
  5. Память народа. Подлинные документы о Второй мировой войне. https://pamyat-naroda.ru/ 
  6. Электронный банк документов «Подвиг народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome 
  7. Проект «Дорога памяти» http://doroga.mil.ru/ 

Приложения

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Прошу Вас ответить на вопросы:

«Кого называют патриотом?» _________________________________

«Считаете ли Вы себя патриотом?»_______________________________

Проранжируйте ценности от 1 до 10, важные для вашей семьи. Можно дополнить список своими понятиями или игнорировать неактуальные для Вас.

  • Совместные дела
  • Родина
  • Здоровье
  • Материальное благополучие
  • Дружба
  • Чистая окружающая среда
  • Карьера
  • Интересы родителей
  • Интересы детей
  • Семья
  • Другое __________________________________

Приложение 3

Анкета для детей

Ответь на вопросы:

«Кто такой патриот?» _________________________________

«Считаешь ли ты себя патриотом?»_______________________________

Подчеркни 5 понятий, самых важных для тебя:

  • Совместные дела взрослых и детей
  • Родина
  • Здоровье
  • Богатство
  • Друзья
  • Чистая окружающая среда
  • Дружная семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Родительское собрание:"Воспитание в семье"

Совместное родительское собрание для родителей и детей.Возраст детей - 10-12 лет....

Родительское собрание "Воспитание у ребенка любви к чтению"

Подготовка и проведение родительского собрания....

Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание "Воспитание толерантности"

Теперь, когда мы научилисьлетать по  воздуху, как птицы,   плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:научиться  жить на земле,  как люди....