«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»
статья

Ливандовская Елена Викторовна

Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской  Елены Викторовны

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:

«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской  Елены Викторовны

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:

«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший школьный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Необходимо с раннего возраста закладывать в детях гражданско – патриотические качества, чтобы они любили то место, где живут, знали историю своего края, с уважением относились к людям.

Актуальность: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, с детским садом, школой, своей улицей, селом, Амурским краем, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель: создать условия для формирования патриотического сознания  младших школьников.

Для достижения цели ставлю такие задачи:

1.    Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

2.        Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3.        Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.        Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

5.        Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6.        Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

7.        Воспитание у школьников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8.        Воспитание здорового образа жизни.

9.        Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

       Эти задачи взаимосвязаны и реализовываются в совместной работе с библиотекарем школы и села, краеведом села, заслуженным учителем России, Назаренко Александром Григорьевичем.  К работе привлекаются родители школьников, что обеспечивает тесный контакт школы с семьей  и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.

Изучение истории родного края, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине.

Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.

Краеведческая деятельность поможет  понять воспитанникам, что будущее России в их руках, что страна будет такой,  какой ее сделают люди. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания воспитанников картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

Выработанная мною тема, это результат напряженных поисков. Я пришла к выводу, что никакая система приемов воспитания не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребенком. Именно краеведение дает простор для самовыражения воспитанников, позволяет избавиться от навязывания готовых истин.

В краеведческой работе используется информационно-коммуникативные технологии.

Хорошими ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс – книга. Знакомить воспитанников с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа библиотекаря должна быть целенаправленной, и при этом будут использоваться  разнообразные пути, средства и формы.

На основе этого ставлю  следующие задачи по патриотическому воспитанию средствами краеведения:

  • воспитание любви и уважения к родному краю;
  • подъем духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;
  • воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, защитникам Родины.
  • бережное отношение к экологии родного края
  • уважительное отношение к людям села

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения родного села).

Занятия о географическом расположении, климате и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу.

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед .

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учеников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни класса, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Заочные и очные экскурсии по городам Амурской области и по  родному  селу позволяют:

  • глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной», улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначением;
  • знать правила уличного движения, выполнять правила на улице и общественных местах;
  • расширить знания воспитанников о профессиях работников социальной сферы, содержание и значимости их труда для жителей города и села;
  • стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте, чистоте.

Проводить  заочные тематические экскурсии. Экскурсии о родном крае постоянно расширяются и дополняются новыми материалами.

Ожидаемые результаты: 

Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Содержание  воспитательного материала для формирования патриотического сознания  первоклашек.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Родные просторы (знакомство с местоположением поселка на карте).

Октябрь

Акция ко дню пожилого человека «Подари улыбку»

История села Дактуй

Встреча с интересным человеком,  краеведом села Назаренко А.Г.

«Поселок Дактуй –моя малая родина»

Путешествие по краеведческим материалам Назаренко А.Г

Ноябрь

Беседа «Красная книга Амурской области»

Беседа «Заповедники Амурского края»

Оформление

альбома

«Животные заповедника»

Час общения «Загляните в мамины глаза»

Декабрь

«Профессии села Дактуй»

Ролевая игра «Профессия – железнодорожник»

Январь

Развлечение «Рождественские

посиделки»

«Лес – многоэтажный дом».

Февраль

Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой».

Познавательная игра «По морям, по волнам»

Чтение З.Александрова «Дозор». А.Нехода «Летчики»

Март

Традиции семьи «Мы с бабушкой своею…»

проект

«Своя игра» природа Амурской области

Апрель

Мини проект «Русский народный костюм»

День птиц

(изготовление стенгазеты)

Москва- всем городам мать!

викторина

Май

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам

Трудовой десант

Викторина «Конкурс знатоков родного села».

Вывод:

Данная организация работы с воспитанниками способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному краю.
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Литература:

  1. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  4. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  9. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  12. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".

Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать.             ...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...