Кружок " Территория здоровья"
материал (3 класс)

Абрамова Инна Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл territoriya_zdorovya.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Информационно-методический центр» Кочковского района

Новосибирской области

Рассмотрено и одобрено                                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета                                                                    Директор МКУ ДО «ИМЦ»

Протокол №______ от                                                    ____________________В.Ф. Шашкова

«_____»______________2019г.                                      «_____»____________________2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Территория здоровья»

(разработана для детей 9 – 10 лет, уч-ся 3 класса

предусматривает (годичный) курс обучения)

Автор:

Абрамова Инна Леонидовна , учитель начальных классов

Новосибирская область

Кочковский район

с.Кочки 2019 г.

Директор МКУ

«Информационно – методический центр»

Кочковского района

Новосибирской области

___________________________/В.Ф.Шашкова/

Список

Спортивно оздоровительный кружок « Территория здоровья»

Год обучения 2019- 2020

Нагрузка 1 час

Ф.И. обучающегося

Год рождения

Класс

Образовательное учреждение

Дата зачисления в объединение ДО

1

Белов Кирилл

02.05.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

2

Буколов Евгений

23.08.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

3

Болотова Жанна

18.07.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

4

Глупак Анна

21.03.2011

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

5

Гасымова Жанна

02.06.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

6

Емельянов Артур

05.05.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

7

Коняев Дима

01.10.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

8

Могилина София

19.04.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

9

Останков Павел

24.08.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

10

Попов Максим

22.10.2010

3

МКОУ «Красносибирская сш»

2.09.2019

Педагог дополнительного образования

_________________/Абрамова И.Л./

“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” 
. Гейне

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Территория здоровья» (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.

Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Территория здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Цель курса внеурочной деятельности:

  • укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному «Территория здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.

Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Территория здоровья» необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

- набор ЭОР по тематике курса.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Территория здоровья»  разбита на семь разделов:

  • “Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
  • “Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
  • “Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • “Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
  • “Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
  • “Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
  • “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

 

№ п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, час

теория

практика

Формы контроля

I

Введение. “Наша школа”

4

1

3

 

1.1

“Здоровый образ жизни – что это?”

1

 

1

 

1.2

Принцесса Личная Гигиена.

1

 

1

 

1.3

В гостях у Мойдодыра.

1

1

 

 

1.4

“На острове здоровья”

1

 

1

Игра

II

Здоровое питание

5

2

4

 

2.1

Игра “Барышни и кулинары”

Этикет. Культура питания.

1

 

1

 

2.2

Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания.

1

 

1

 

2.3

Вредные микробы.

1

1

 

 

2.4

Что такое здоровая пища и как ее приготовить?

1

1

 

 

2.5

Копилка витаминов. Здоровое питание

1

 

1

III

Бережём здоровье

7

3

4

 

3.1

Здоровье и труд человека

1

1

 

 

3.2

Чудесный труд головного мозга

1

1

 

 

3.3

День здоровья

1

 

1

 

3.4

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

1

 

1

 

3.5

Беседа “Как сохранить и укрепить свое здоровье”

1

1

 

 

3.6

Экскурсия “Природа – источник здоровья”

1

 

1

 

3.7

“Мое здоровье в моих руках”

1

 

1

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

2

4

 

4.1

Мой внешний вид – залог здоровья”

1

1

 

 

4.2

“Как аукнется, так и откликнется” - беседа

1

1

 

 

4.3

Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички”

1

 

1

 

4.4

“Зрение – окно в мир, бесценный дар”

1

 

1

 

4.5

Гигиена правильной осанки .Сколиоз. Как его предотвратить?

1

 

1

 

4.6

“Здоровьеспасатели, вперед”

1

 

1

Викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

 

5.1

Ответственное поведение. Правила пребывания в незнакомых местах.

1

1

 

 

5.2

Движение – это жизнь

1

 

1

 

5.3

День здоровья

1

 

1

 

5.4

“Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности”

1

 

1

Фестиваль полезных домашних заготовок

VI

Я и мое ближайшее окружение.

4

2

2

 

6.1

Мир увлечений школьника

1

1

 

 

6.2

“И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа.

1

1

 

 

6.3

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Инсценировка. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

1

 

1

 

6.4

Интересное в мире здоровья

1

 

1

Научно-практическая конференция

VII

“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”

4

1

3

 

7.1

Безопасность при любой погоде

1

1

 

 

7.2

Секреты лесной аптеки

1

 

1

 

7.3

“Не зная броду, не суйся в воду” - игра

1

 

1

 

7.4

Чему мы научились за год

1

 

1

Диагностика

 

ВСЕГО

34

12

22

 

Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса

  1. Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
  2. Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
  3. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
  5. Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
  2. Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
  3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
  4. Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
  5. Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
  6. Большая книга правил для воспитанных детей
  7. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»

Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...

Акция "Летний лагерь - территория здоровья"

В данной работе представлены некоторые моменты работы в летнем оздоровительном лагере "Радуга" при нашей школе. Лагерь традиционно проводится каждое лето и пользуется большим спросом у ребят. Они с уд...

"Школа - территория здоровья"

Выступление по обмену опытом...

Проект "Территория здоровья"

Проект-презентация. Использование  здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

Программа здоровьесбережения школьников 1-4 классов "Территория здоровья"

Программа поможет  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в ин...

ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ – «ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически...

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...