Методики самостоятельной работы учащихся с ОВЗ.
материал (3 класс)

Павлова Анастасия Игоревна

Статья содержит материалы по опыту активизации самостоятельной работы детей с ОВЗ ( в данном случае деней с аутизмом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Методики самостоятельной работы учащихся с ОВЗ.».

Автор-составитель:

Павлова Анастасия Игоревна

 

                                                        

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Методики самостоятельной работы учащихся с ОВЗ.

Современная школа, при обучении детей с ОВЗ помимо образовательных задач, имеет и специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащихся.

Современной системой образования ставится вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников с целью повышения качества знаний, умений, навыков и подготовки их к жизни, самостоятельному труду.

 Правильно организованная самостоятельная деятельность оказывает коррекционно - развивающее значение:

-способствует развитию устной и письменной речи, высших психических функций.

-оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств: активности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах.

Развитие самостоятельности школьников с ОВЗ является одним из важных условий повышения эффективности учебного процесса.

При этом достигается вовлечение всех учащихся класса, в соответствии с их индивидуальными способностями, в активную деятельность по усвоению знаний.

Наиболее слабые учащиеся требуют особого внимания и подхода. Необходимо обеспечить доступный для самостоятельного выполнения ими уровень практических работ.

Таким детям следует предлагать индивидуальные задания, специальный дидактический материал. Задача учителя состоит в том, чтобы создать необходимые условия, подобрать методы и приемы, способствующие преодолению трудностей, возникающих у учеников в процессе обучения.

- Задания должны быть рассчитаны на короткое время выполнения и проверки (от двух до пятнадцати минут, в зависимости от объема заданий);

- Система заданий должна быть рассчитана на непрерывное обобщение и систематизацию пройденного материала, это дает возможность ученикам хорошо осмыслить связи между понятиями и явлениями;

- В заданиях указывается последовательность выполнения работы, способ ее выполнения.

В своей работе с обучающимися, имеющими ОВЗ использую следующие методы самостоятельной работы:

-объяснительно - иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично поисковый,

-коммуникативный,

 -информационно-коммуникационный;

- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детьми даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Ситуация успеха позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Методы и приемы создания ситуации успеха

-Доступность понимания изучаемого материала

-Доступное объяснение материала

-Обязательное использование наглядности

-Личностно ориентированный подход

-Поощрение за любые достижения

-Создание благоприятной среды

-Словесная поддержка

-Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Для активизации  самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения

1. Задания на развитие психических процессов.

- «Найди пару»

- «Мама-детеныш»

- «Подбери слово к изображению»

- «Выполнение действий по алгоритму»

- «Разрезные картинки»

- «Пазлы»

- «Составление рассказа по серии картинок»

- «Работа с коммуникатором»

2. Задания на развитие мелкой моторики:

- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, лепка, рисование на листе бумаги.

 - игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится); «Покорми птиц»

- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую.

3. Здоровье сберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика.

-Дыхательная гимнастика

- Динамические паузы и физкультминутки.

4. Использование информационных технологий.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты, видео, интерактивные игры ; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых....