Главные вкладки

    Советы родителям третьеклассников.
    консультация (3 класс)

    Советы родителям третьеклассников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители, бабушки и дедушки ребёнка-третьеклассника!

    О проблемах практически всех третьеклассников в наше время

    занятия с третьеклассником 1

    Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.

    Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.

    Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.

    1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я  - ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями,  звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению  той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.

    Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе  и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет.  Из устных оцениваний учительницы, типа  молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.

    2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник  – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.

    занятия с третьеклассником 2

    3 КЛАСС – а вот уже в третьем классе, уважаемые родители, начинается совсем уже настоящая школьная жизнь.  Школьная жизнь – с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением  объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру – тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.

    Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.

     

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД   1 СЕНТЯБРЯ
    РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

    1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
    15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса

    1. Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    2. Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    4. Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    5. Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    6. Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    7. Разделительный мягкий знак: деревья
    8. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    9. Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса - лес, пятно – пятна
    10. Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    11. Словарные слова: корова.

    Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,

     которые ученики проходят в 3-ем классе

    (Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн) 

    Орфограммы конца года 3-его класса

    1. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    2. Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    3. Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    4. Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    5. Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    6. Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    7. Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный - прелесть
    8. Сочетания СН – ЗН: чудесно - чудеса, алмазный - алмаз
    9. Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    10. Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    11. Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    12. Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    13. Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    14. Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    15. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    16. Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    17. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    18. НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

    2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Я показала примерные масштабы увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере тем, которые проходят дети на уроках по русскому языку.
    По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру – в третьем классе  тоже не только много нового, но и  во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.

    3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.

    4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.

    занятия с третьеклассником 3

    5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
    В
    третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня.  Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.

    Цените время

    Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете – промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти темы Вашему ребёнку –   пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.

     А можно мы придём в школу не 1 сентября,

    а 12 (любого, не первого) сентября?

    Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.

    Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае,  расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я  Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические  задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:

    • «Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 5 часов математики+ 4  часа русского языка+4 часа чтения+1 час окружающего мира.
       Итого часов:
      5+4+4+1 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
      К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё  плюс по
      1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2.
      Итого:
      14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов – с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.

    Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти  ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник  на такой подвиг ещё не способен. Только  вместе со взрослым.
    А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…

    • ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
      - сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.

    Не получится

    1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить – ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» я подразумеваю не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать – понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
    3 минуты, вернитесь, проверьте. 

    2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.

    3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.

    • ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
      -  фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания
      в жизни не пригодятся.

    Всё пригодится

    занятия с третьеклассником 4

    1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов  до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь. 

    2) Про жизнь. Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь. В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни.

    3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.

    4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и  ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.

    • «Как же  догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!».  Непросто. Конечно,
      28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные – тратят часов 10-12 на всё. Не с таким КПД, конечно, как в школе ребёнку профессионал объясняет. Наш совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.

     

    ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ

    И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ

    В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ

     

    Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику

     с пользой провести лето

     

    Математика+русский

    Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер.  (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год.   Узорова О.В., Нефедова Е.А.

     Русский язык

    1. Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    2. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    3. Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    4. Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    5. Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    6. Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    7. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    8. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.

     Математика

    1. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
      Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    2. Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
      Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    3. 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 - 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    4. Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    5. Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    6. Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.

     Чтение

    1. Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
      Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    2. Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    3. Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
    4. Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.



    Предварительный просмотр:

    Ваш ребенок третьеклассник (рекомендации родителям)

    http://062012.imgbb.ru/4/2/8/42884a198e722166068a3d8560425685.jpg

    Психологические особенности младшего школьника, 3-ий класс (8,9 лет):

    Познавательные процессы:

    В 3-ем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов:
    · внимания,
    · памяти,
    · воображения,
    · мышления,
    · речи,
    · саморегуляции,
    · воли.



    У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станут опираться преподаватели, когда ребенок будет учиться в 5-ом классе.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.
    Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.
    Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.

    Ведущий вид деятельности:

    В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».

    Социальная ситуация развития:

    Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен. 

    Мотивация:

    В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
    Мотивация к школе бывает:
    · Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
    · Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
    · Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.
    1. Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
    2. При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не оценкам.
    3. Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
    4. Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.

    Новообразование:

    Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»
    Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.
    Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.
    Так я научусь адекватно себя оценивать.
     

    Общение:

    Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
    · Неустойчивость контактов.
    · Эмоциональность.
    · Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
    · Разрыв между мальчиками и девочками.
    · Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

    Рекомендация: 

    Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"

    Категория: Начальные классы

    09.03.2019 16:36

    Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"

    Просмотр содержимого документа
    «Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"»

    Возрастные особенности третьеклассников

    Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83c14c6aeaa/1108866_1.png

    Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.

    Развитие мышления

    Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление.
    Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

    Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

    Эти изменения в развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Необходимо продолжать уделять внимание развитию элементов логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать определения.

    Направляя усилия на развитие мышления детей, нужно учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость)

    В данном возрасте отмечается существенное снижение творческих способностей, изобретательности, оригинальности восприятия, стремление фантазировать за счет отработанного навыка действовать по образцу, умения следовать инструкции.

    Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

    Развитие внимания

     Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.

    Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.

    Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

    Развитие памяти 

    Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в логической памяти, применении приемов смыслового запоминания, которые требуют специальных усилий по своему формированию.

    Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

    В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.

    Другая важная особенность этого возраста- изменения во взаимоотношениях детей со взрослыми. Ребенок становится более критичным по отношению к ним, начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых.

    Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.

    Итак, какие они, наши третьеклассники? 

    Ранимые и трепетные. Ещё верят во взрослых, но вместе с тем иногда критикуют до обидного точно. Постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
    Наши советы

    Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

    Выбирайте время, свободное от работы и домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

    Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

    Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

    В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.



    Предварительный просмотр:

    Советы психологов родителям третьеклассников.

    Третий класс является переломным в жизни младшего школьника

    Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

         Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

         Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

        Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

     

     Развитие внимания.

     

       Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

        Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

         Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания разнообразные варианты: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.

     

     Развитие памяти.

     

         Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

         Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

         В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

         Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

         Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй–третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал.

    У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

         Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.

         Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

     

    Развитие мышления.

     

        Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

        Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

         Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления в младшем школьном возрасте.

         Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

     

    Как помочь ребенку стать читателем

     

                  Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

                                                                                                          Д. Дидро

         К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.    

        Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.

         Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

           Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.

        Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.

     

     

       Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

    · Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

     

    · Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

     

    · Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

     

    · Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине

    и т. п.)

     

    · На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

     

    · Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

     

    · В доме должна быть детская библиотечка.

     

    · Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

     

     · Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

     

    · По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.

     

    · Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

     

    · Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

     

    · Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

     

    · Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.

     

    · Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

     

    · Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы родителям третьеклассника

    Советы психологов родителям третьеклассников. Как помочь ребенку стать читателем....

    Советы родителям третьеклассников

    Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный ...

    Советы для родителей третьеклассников.

    Основные советы для родителей третьеклассников....

    Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

    Пять отдельных советов родителям...

    буклет для родителей третьеклассников "Возрастные особенности третьеклассника"

    1. Сформирован устойчивый образ хорошего ученика.2. Образ учителя становится более реалистичным, сходно отношение ко всем взрослым, в т.ч.и родителям. Поэтому важно научить детей воспринимать взрослых...

    Советы родителям «Ваш ребенок – третьеклассник»

    Советы родителям «Ваш ребенок – третьеклассник»...

    Советы родителям третьеклассника

    Практические советы родителям третьеклассника...