Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"
классный час (2, 3, 4 класс)

Тибеева Ляля Фатыховна

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_tibeeva_stsenariy_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx247.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Хлеб всему голова»

Номинация: «Сценарий воспитательного мероприятия»

Морозова Юлия Владимировна,

Социальный педагог

                                                                                                         Тибеева Ляля Фатыховна,

Педагог-психолог

МБОУ «СШ№8»

г. Новый Уренгой

2020 г.

Пояснительная записка

Цель: показать детям значимость труда людей, уважение к профессии «хлебороб».

Задачи:

1. Расширить знания о  ценности хлеба, о труде людей, связанных с выращиванием хлеба.

2. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважения к труду механизатора, пекаря и других профессий, любовь к родной земле.

Оборудование: медиапрезентация, проектор.

Участники: учащиеся 1-4 классы.

Ведущие: социальный педагог и/или педагог-психолог.

Ожидаемые результаты: бережное отношение детей к хлебу как национальной ценности

Сценарий классного часа по теме «Хлеб - всему голова»

Цель: показать детям значимость нелегкого труда людей, выращивающих хлеб.

Задачи:

1. Расширить знания о ценности хлеба, о тяжёлом труде хлебороба и других профессий, связанных с выращиванием хлеба.

2. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважительное отношение к труду хлебороба.

Оборудование: медиапрезентация, проектор.

Участники: учащиеся 2-4 классы.

Ведущие: социальный педагог или педагог-психолог.

Ход занятия:

Введение в тему. Стихотворение о хлебе «Слава хлебу на столе! ( автор С. Погорельский) [5]:

Вот он хлебушко душистый,

Вот он круглый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал -  пришел,

В нем здоровье наше - сила,

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

вырастай богатырем!

Вступительное слово: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим сегодня о хлебе. В народе говорится о «хлебе насущном».

Почему так говорят? Ответы детей. 

Это означает нечто жизненно важное, необходимое для существования [4]. С хлебом связано много обычаев. Например, издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Легенда о том, как появился хлеб, который мы подаём на стол [6].

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Поэтому русским народом придумано очень много пословиц и поговорок, указывающих на особое место хлеба в жизни людей.

Вопросы: Какие пословицы вы знаете о хлебе?

Хлеб кормит, вода вспоит  Хлеб всему голова    Хлеб - батюшко, вода - матушка                                                                                                                Там и рай, где хлеба край                                                                                                                                  Худ обед, когда хлеба нет                                                                                                                           Хлеб ногами топтать -  народу голодать [3].

«Собери паззлы» (работа в группах)

Каждой группе из 4-6 человек выдаётся текст пословицы, разрезанный на части по количеству слов. Нужно составить текст пословицы и объяснить её значение. Время 2 -3 минуты.

Ведущий: Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас в городе нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике.

Рассказ социального педагога: Иногда в столовой я вижу, как ученики бросаются хлебом, уронив на пол, проходят мимо, а то и наступают на него….

Вот я вам расскажу историю моей прабабушки Веры – тоже про хлеб. Ей было тогда 11 лет. В семье их было четверо детей.  Родом она из Самарской области, поселок Тамбовка. В 1919 году на Поволжье был страшный голод. Так вот, ее младший пятилетний братик Леня был очень голоден. Колосья пшеницы - это была большая роскошь. Мать собирала остатки колоса на поле. Лене она предложила хотя бы пожевать зерна пшеницы, но для маленького ребенка это грубая еда. Поэтому она сама на ручной мельнице смолола муку и стала печь пшеничные лепешки. Несколько раз мальчик спрашивал, когда будут готовы лепешки и просил есть. Когда они были готовы, прапрабабушка Вера подошла к сыну, чтобы угостить его лепешкой, но Леня так и не попробовал завтрак. Умер от голода во сне.

Откуда на вашем столе появляется хлеб? Ответы детей - Запись профессий на доске: агроном, комбайнер, тракторист, механизатор, водитель, мельник, пекарь

Сколько людей трудилось, выращивая хлеб? Ответы детей.

Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок хлеба.

Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Испокон веков на Руси относились к хлебу как к «дорогому» и ценному продукту с уважением и трепетом, из-за нелегкого труда его возделывания и выращивания. В некоторых городах даже памятники хлебу установлены.

           Знаете ли вы, в каком городе есть памятник хлебу? Ответы детей.

Представляете, и в нашем городе есть памятник этому ценному продукту, который находится в микрорайоне Дружба, возле храма Серафима Саровского. Это памятник в виде буханки черного бородинского хлеба, так как он считался символом победного сражения при Бородинской битве [2]. Этот памятный знак был открыт в городе в честь 200-летия со дня победы России в Отечественной войне 1812 года, когда русская армия разгромила войска французского императора Наполеона. Об этом поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал незабываемые строки «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» «Фото памятника (приложение1).

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему - 200 г (показать кусочек в 125 г). В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.  Муки в котором было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, отрубей. Вот почему для россиян хлеб – не просто пищевой продукт, не просто повседневная еда, это ещё  предмет почитания и символ исторической памяти.

О хлебе народ слагал стихи и песни, Послушайте песню «Хлеб всему голова»

А теперь предлагаем отгадать загадки:

  • Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (Хлеб)
  • «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки?  (хлеб)

  • Корабль-великан не по морю плывет.
    Корабль-великан по земле идет.
    Поле пройдет - урожай соберет (Комбайн)
  • Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

на столбе золотом (Колос) [1].

    Вывод: сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания. Хлеб - нужно беречь и относиться с уважением – это достояние народа.

Рефлексия (может быть письменная, устная).

Для чего нам нужен хлеб? Что сегодня полезного вы узнали? Какие выводы вы для себя сделали? Что вас больше всего поразило в нашей беседе? Чём вы поделитесь дома, о чём расскажете своим братьям и сёстрам, родителям?

Список литературы

  1. Загадки / Загадки про хлеб и хлебобулочные изделия с ответами https://po-ymy.ru/zagadki-pro-xleb-i-xlebobulochnye-izdeliya-s-otvetami.html
  2. Памятник бородинскому хлебу украсил газовую столицу //https://yamal-region.tv/news/800/
  3. Пословицы о хлебе /Большой сборник пословиц https://posloviz.ru/category/hleb/page2.html
  4. Словарь крылатых слов и выражений// Словари и энциклопедии на Академике.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2897/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1

  1. Стихотворение «Вот хлебушко душистый» /Детские сказки http://russkay-literatura.net/stikhotvoreniya-dlya-detej/177-slava-khlebu-na-stole-pogorelovskij-stikhotvorenie-s-illyustratsiyami.html
  2. Федина И.Л. Легенда о том, как появился хлеб / Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/. klassnyy_chas_hleb_vsemu_golova.doc
  3. «Хлеб всему голова» // Видеоклип https://www.youtube.com/watch?v=JeYBsyTOYe8)

Приложение 1.

Памятник бородинскому хлебу в г.Новый Уренгой

C:\Users\1\Downloads\IMG-f0bd30b6600dbc9b520db8a4696f498a-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий воспитательного мероприятия "Шоу-программа "Мисс Кис-Кис"

Сценарий для проведения воспитательного мероприятия, прививающего любовь к  друзьям нашим меньшим - кошкам. Может быть использован для учащихся  1-4 классов. Подобран богатейший материал: ст...

Сценарий воспитательного мероприятия "Милые, дорогие, любимые...", посвященного Международному женскому дню 8 Марта.

В канун 8 Марта всегда хочется поздравить мам, бабушек, девочек с праздником. Дети с удовольствием готовятся к этому празднику, активно принимают участие в подготовке  концертных номеров....

Сценарий воспитательного мероприятия дорогой добрых дел

Сценарий воспитательного мероприятияДорогой добрых делУчителя МОУ «СОШ № 6» г.ЛугаБаллод Ольги ГеннадьевныЦели и задачи:- Сформировать в сознании детей такие понятия, как «доброта, милосердие, ...

Сценарий воспитательного мероприятия "Женский день 8 Марта"

Праздник для учащихся начальных классов. На праздник приглашаем мам, бабушек. Каждый класс готовит стихи, песни, открытки....

Сценарий воспитательного мероприятия "Рождественские посиделки"

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста....

Классный час "От чистого сердца простыми словами давайте , друзья, потолкуем о маме"

Данный час  о мамах может быть использован как к Дню Матери, так и к 8 марта....

Сценарий и презентация праздника "Хлеб-всему голова"

В рамках подготовки устного школьного журнала о музеях Санкт-Петербурга наш класс выбрал "Музей хлеба". Конечно, посетили его, и решили рассказать о роли хлебе в жизни человека, опираясь на ...