Игра - путешествие " Наш друг - природа"
классный час (3 класс)

Мягкова Алла Владимировна

Рекомендован как классный час в 3 классе. Способствует развитию экологической грамотности  в детях, бережного отношения к природе, воспитанию любви к родному краю, доброго отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie_o_prirode.odt24.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игра - путешествие «В мир природы»

                                                 

Цели: формировать  у детей  бережное отношение к окружающему миру ; развивать экологическую грамотность; воспитание любви к родному краю, доброго отношения к родной природе.

Пособия: плакаты с названиями станций, карточки – картинки растений и животных, плакаты с афоризмами и пословицами по теме, жетоны для оценивания ответов детей.

1.Орг. момент

Учитель: Природа окружает нас везде. Что такое природа? (Высказывания детей). Наша жизнь неотделима от того, что нас окружает, т.е. от природы. Она кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни. Но всегда ли мы бережно относимся к ней? Ученые мира с тревогой отмечают, что загрязняется атмосфера и почва, водоёмы. Поэтому становится беднее животный и растительный мир нашей планеты, ухудшается здоровье человека. У человека все чаще плохое настроение. Какое настроение сегодня у вас? (Ответы детей).

Чтобы оно стало лучше – надо почаще общаться в природой. Сегодня мы отправляемся в путешествие в прекрасную Страну природа. Путешествие заочное, но мы будем говорить и видеть, слушать и думать, останавливаться и вспоминать.

2. Путешествие по станциям.

1 станция. Барометры природы.

Нам нужна хорошая погода. Во время походов, поездок, отдыха на природе мы часто наблюдали  как быстро она может меняться. Чтобы не попасть впросак, надо знать приметы живой и неживой природы, по которым можно предсказать погоду. Мы говорили много об этом на уроках окружающего мира. Поговорим и сейчас.

 Облака, состояние неба:

-Появление волнистых облаков на небе в виде « барашков», особенно с западной стороны( к плохой погоде).

-Ясное, безоблачное небо красивого голубого цвета и отсутствие ветра ( к хорошей погоде).

_ Во время заката солнце окрасилось в багровый цвет ( к сильному ветру).

- Туман стелется вечером и ночью (к хорошей погоде)

По поведению животных и растений:

Какую ожидать погоду, если

-Воробушки веселы, подвижны, драчливы (к хорошей погоде). А если купаются в пыли…(к дождю).

-В деревне стадо к вечеру разревелось  (будет дождь).

- Пчёлы роем гудят над цветущей рябиной, что это значит? ( Завтра будет ясный день)

- Лилия водяная белая на поверхности водоёма, комары роем вьются (к солнечной погоде).

- Утром трава пахнет сильнее, чем обычно (к дождю).

Растения – хорошие предвестники погоды. О них и поговорим . Знаете ли вы их?

2 станция. Зелёная аптека.

Первобытный человек лечил себя травами. Были они во все времена применяемы и во всех странах. На Руси в том числе. Царь Иван Грозный , который казнил за малейшую провинность своих подданных, приказал строить Аптекарские избы, где лечить травами.

Петр I издал указ создавать аптекарские огороды, где сажали исключительно лекарственные травы. Поиграем в игру « Кто я?» На карточке надо прочитать информацию- описание  и выбрать картинку с изображением этой отгадки. Даю подсказку – это растение.

  1. Какое растение из травянистых зацветает первым? Похож на одуванчик,  но меньшего размера. Зацветает в апреле на проталинах, там ,где припекает солнце. Может предсказывать погоду. На ночь и перед  ненастьем  плотно закрывает свои лепестки. Когда цветы отцветают, появляются зубчатые листья.  Сверху  листья ярко – зелёные, жесткие, холодные.. Снизу- покрыт  густым белым  бархатным пушком. Если приложить к руке – пушок греет. Настойка  из этого растения  прекрасно лечит от кашля .( Мать – и – мачеха).
  2. В народе меня называли « порезник», « ранник», « чирьева трава». Догадались почему? Я лечу и заживляю раны.

Учитель: - Интересна легенда об этом растении.

Легенда о том , как были открыты лечебные свойства…

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из – за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом растения и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечение ран.

- Догадались,  о каком растении шла речь в  легенде? ( Подорожник).

3)Огородники считают меня жгучим сорняком. Но ведь от меня и польза людям большая. Таблетки и порошки чудодейственные спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из меня варят не только вкусные, но и полезные блюда. Например, борщ, щи, салат.( Крапива)

 Учитель: О силе и пользе говорят такие пословицы ( чтение с плакатов на доске) :

Хоть и не огонь, а жжётся.

Одна крапива заменяет семерых  врачей.

  1. В народной медицине меня называют « жизненным элексиром» и применяют при разных болезнях.Мои листья - витамин  в весенних салатах, только их надо предварительно вымочить в подсоленной воде. Во Франции меня специально выращивают на полях, как пищевое растение. Из моих цветков варят варенье, а поджаренные корни используют, как заменитель кофе.( Одуванчик)

 Учитель: Одуванчик очень хорошо предсказывает погоду. В сырую погоду его корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили, отсюда о нем говорят (чтение с плаката на доске):

 Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится».

На лугу у реки золотые огоньки. Дождь заморосил, огоньки погасил.

Но если погода дождливая - тоже неплохо! Почему? ( высказывания – ответы детей).

            Правильно, много  грибов. И наша следующая станция…

3 станция. Грибная.

Учитель: А хорошо ли вы знаете грибы? Надо продолжить строчки стихотворения названием гриба:

  • Из – под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички

Рыжеватые…( лисички)

  • Царь грибов на толстой ножке —

 Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

 Потому что гриб он… (белый)

  • В шляпке беленькой на ножке  

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

  • Что за ребятки на пеньках

 Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.

Что за ребята?

Это… ( опята)

  • Он живет под елками,

Скрытый  их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик)

  • Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут… (маслята)

  • Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

 Как зовут его… (волнушка)

  • Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный… (Мухомор)

Учитель: Мухомор – красивый гриб. Положим в свою корзину? Почему нет? В корзину с грибами не положим, но может он  пригодиться дома? Для чего? (ответы детей)

 Можно для борьбы с мухами применять.  Лечат настойкой на спирту неприятную болезнь - радикулит.  Но, если нет такой необходимости, расти  оставим в лесу, не сшибем ногой, тоже для лечения. Кому? ( Лосю)

 Задание вам, ребята:

  • В лукошко  надо положить только картинки с изображением съедобных грибов, назвать их.
  • Рассказать о правилах сбора грибов в лесу.

По лесной тропинке мы вышли на полянку. А кто это к нам спешит навстречу?

4 станция. В гостях у Лесовичка.

Лесовичок  ( пятиклассник – вожатый) :

-Здравствуйте, ребята. Вижу, что хорошо, культурно себя ведёте в моем лесу. Знаю, что устали, хотите отдохнуть, поиграть

 Творческие игры: 1. Запойте песни, в которых встречаются названия  деревьев, которые назовёт Лесовичок ( ель, берёза, клён, рябина., сосна).

2.Командам раздаются наборы карточек с буквами( 3 команды получают по два набора каждая). Нужно собрать названия растений: Сосна, осина, лютик , кашка, ольха, верба.

3.Подведение итогов. Победители награждаются памятными сувенирами.

 

 

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и скромная полевая ромашка, и солнечная  полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, площадями, скверами и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, которые подарили  нам жизнь и имя.

- Послушайте стихотворение Зинаиды Александровой « Родина».

Ученики поочередно читают стихотворение.

1-й ученик: Если скажут слово “Родина”,

                  Сразу в памяти встаёт

                  Старый дом, в саду смородина,

                  Толстый тополь у ворот.

2-й ученик: У реки берёзка-скромница

                     И ромашковый бугор…

                     А другим, наверно, вспомнится

                    Свой родной московский двор…

3-й ученик: В лужах первые кораблики,

                     Над скакалкой топот ног

                     И большой соседней фабрики

                    Громкий радостный гудок.

4-й ученик: Или степь от маков красная,

                     Золотая целина…

                    Родина бывает разная,

                    Но у всех она одна!

- Объясните смысл слов  «Родина бывает разная. Но у всех она одна…» ( Разная – это у каждого то место, где он родился, вырос ,ходил в школу, учился. А одна для  всех  Родина – Россия).

- Мы говорим слово Родина, а назовите нашу Родину…

– Что же такое для человека РОДИНА?

– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

 

РОДИЧ – родственник, член рода.

 

РОДНЯ – родственники.

 

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

 

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

 

НАРОД – нация, жители страны.

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

 

– Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

 

 -Попробуем сегодня провести  классный час  в необычной, нестандартной форме. Мы сегодня поиграем с вами в интеллектуальную игру, которая созвучна с темой нашего урока: Что я знаю о своей стране? Вы будете отвечать на вопросы и узнавать может новые факты о своей Родине. И в конце нашего занятия мы с вами увидим, кто же является настоящим гражданином своей страны.

    Поговорим о символике России.

-Что такое символика страны? Что входит в символику?

-Флаг, герб, гимн.

Учитель: Назовите день рождения бело-сине-красного флага?

20 января 1705 года,  когда вышел указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя  всегда оставалась белой, а нижняя – красной. Белая полоса означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам. Синяя полоса говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами земли. Красная полоса означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

 

Двуглавый орел - это  древнейший  в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

 

Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр,  в левой - держава. На груди орла, на красном щите - серебряный всадник, в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем, дракона.

Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

 

Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел. Есть у каждого государства и гимн.

  Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства

(Прослушивание Государственного гимна российской Федерации).

 

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?

 

Ученик: Гимн Российской Федерации написали два человека. С. Михалков написал слова, а музыку – Александр Александров.

-А теперь ответьте на следующие вопросы.

Вопросы викторины:

  • Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
  • В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).
  • Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).
  • Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
  • Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
  • Авторы гимна России? (С. Михалков,  А. Александров).
  • Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).
  • Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

 -Мы произносим слово Родина, а что мы подразумеваем по этим словом-Россия!

-А кто из вас может сказать мне, что же такое малая родина?

 Саранск – это город, где родились многие из вас. Мы гордимся его красотой, любим столицу нашей Республики Мордовии.

- А сейчас, я хочу предложить вам, закончит следующее предложение-

Сила моей РОДИНЫ в………………

Заслушиваем ответы учеников

  • Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)

- Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

 

-Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

  • А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Ученик: Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога в жизнь откроется дорога.

 

- Хочется пожелать вам – расти  трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми! Вы должны расти такими,  так как  именно от вас – в большом и в малом – зависит завтрашний день страны. Будущее любимой Родины.

- О каких важных и дорогих словах мы сегодня поговорили? (Родина)

(Включается видеофильм, звучит мелодия песни “Мой край родной” слышатся слова учителя):

 Люблю мордовские края,

И блеск весеннего ручья,

И не найти нигде родней,

Милее родины моей.

Люблю мордовские края,

Леса, луга и тополя

И шелест листьев во саду

Нигде милей я не найду.

Цветут цветы в полянках летом,

И одуванчик, лютик, василек,

И манит нас природа эта,

Как будто в небе огонек.

- И в заключение споём с вами гимн нашей  школы « Алые паруса». Ведь школа – это тоже  часть нашей  родины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие "Удивительный мир природы".

Познавательная игра-путешествие подготовлена для учащихся 4 класса, которая расширяет кругозор детей, их знания по окружающему миру, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к природе ро...

Экологическая игра "Путешествие по станциям природы"

Данный материал можно использовать в рамка Недели экологии и окружающего мира. Этот материала рассчитан на учащихся 2-4 классов....

Внеклассное мероприятие Игра «Путешествие в царство природы»

1.     привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды,2.     воспитывать любовь, гуманное оглашение к природе;3.     пред...

Игра-путешествие «Поможем другу»

Основным замыслом данного проекта является следующее: повысить у детей интерес к изучению природы Алтайского края; обогатить  детей знаниями, способствовать экологическому, нравственному, эстетич...

Игра "Путешествие в царство природы родного края"

В игре систематизируются знания о живой и неживой природе Южного Урала.Дети привлекаются к проблемам  охраны окружающей среды. Воспитывается гуманное отношение  к природе, к родному краю....

Игра « Путешествие в царство природы»

Игра « Путешествие в царство природы»...

Игра-путешествие "В царство природы"

Игра проводится в форме соревнования команд. Участники игры - ученики 1-4 классов....