Дети блокадного Ленинграда
классный час (2 класс)

Ховина Татьяна Валентиновна

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1-2 классов. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Показать все ужасы войны, незащищенность и трагизм детских жизней. Мероприятие сопровождается презентацией. Классный час приурочен к 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны.. Данная работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Методическая разработка полезна учителям начальных классов и воспитателям ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_blokady.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 1-2 классе  

тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Аудитория : ученики 1-2 классов.

. Подготовка к мероприятию: 

1.Чтение книг о блокаде Ленинграда;

  1. Выставка книг о блокаде Ленинграда;
  2. Конкурс рисунков «Война глазами детей».
  3. Классный час на тему «70 лет снятия блокады Ленинграда».
  4. Конкурс чтецов на военно-патриотическую тему.

.

  1. Оборудование:  компьютер,  проектор.

  1. Ход мероприятия.

Ведущий. ( слайд . Звучит  песня «Шёл ленинградский паренёк» ).

        Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.

 Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда.

      В 1941 году,  когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. (слайд 2)

Стихи читают дети. (слайд 3)
1 ученик.

Убийство,  война и блокада..

 В тяжёлый для Родины час                

 Настигли детей Ленинграда –

 Обычных детей, вроде нас.

2 ученик.

 Настигли за партою в школе        

 И отняли мать и отца.

 От голода, страха и боли

 Забились ребячьи сердца.

3  ученик.

 Они, ленинградские дети,            

 Писали в своих дневниках

 О самой последней конфете,

 О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы

 Повсюду лежат и гниют,

 О том, что кончаются крупы,

 И хлеба всё меньше дают.

4 ученик.

 Война их терпеть научила          

 И сделала старше в сто раз.

 В героев она превратила

 Обычных детей, вроде нас.

 Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).

      Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.(слайд 4.)

       На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (слайд 5)

   С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.(слайд 6)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.(слайд 7)

     Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

(стих читает ученик.)

Шёл месяц май сорок второго.          

 Бои, налёты и обстрелов шквал,

 а Митька под ступенькою порога

 нашёл конфету, кто-то потерял.

 Стоит и смотрит он на счастье,

 забыл и вкус, и даже цвет,

 Её бы съесть, но как же Настя?

 Сестрице ведь поменьше лет.

 Зажав конфету в кулаке, домой

 летел пацан к малой сестрёнке.        

 Вдвоём остались лютою зимой,

 пусть будет радость у девчонки.

 Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

 туда, где был когда-то магазин...

 но вместо дома, груды камня, яма.

 В руке конфета. И один...Один...

 Шёл месяц май сорок второго.

 Бои, налёты и обстрелов шквал..

 Ведущий. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. ( Презентация . Слайды №  При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.(слайд 8,9)

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов) (слайд10,11)  

      На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.(слайд 12,13,14)

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.( слайд15)

      13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!    
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.  
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ленинград  выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух  нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их  светлую память минутой молчания.

      Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

       В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране (слайд 16,17,18).  Даже во время войны дети находили время для творчества. Посмотрите рисунки детей военного Ленинграда(слайд 19-26), песня о мире в исполнении детского хора «Не отбирайте солнце у детей.

III. Заключение.

В  современное время не во всем мире,  к сожалению, существует  мир. Во многих уголках мира идёт война. Это – Сирия,  Ливия,  Афганистан, Судан,  Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть. Самыми незащищенными в этих конфликтах являются – дети. Мы должны дать детям солнечное, мирное детство. Всей ценой мы, взрослые должны сохранить мир во всём. Если надо – его защитить, чтобы никогда в истории человечества никогда не повторились все ужасы Великой Отечественной войны.

IV. Список использованных источников.

1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/авт.-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-303с. День Победы Классный час Н.И.Еременко.

2.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Калининград, 1995

3.Колесникова И.А.., Бородько Н.М.,.Поляков С.Д, Селиванова Н.А. Воспитательная деятельность педагога М., Академия 2005.

4.Научно-методический журнал Классный руководитель для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. «Мы не должны забывать наших дедов» - сценарий праздника победы для школьников и ветеранов. Говоркян Л.С., педагог-организатор, школа № 21, г.Ереван.40. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В.И.Лесняк // Педагогика. – 2006.- №5. – С.110-114.

5.Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И.Лутовинов //   педагогика. – 2006. - №5. – С.52-59.

6. Макарова, Б. Песни военных лет: [литературно-музыкальный вечер] / Б.Макарова // Воспитание школьника. -2005. -№1. –С.65-68.

7.Старкова, Т. Быть Человеком…: [классный час] / Т.Старкова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. –С.26-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда....

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД

«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка

«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....

Дети блокадного Ленинграда

Презентация к дню снятия блокады Ленинграда...