Фольклорный праздник "Веснянка"
учебно-методический материал (4 класс)

Чемоданова Наталия Вячеславовна

Обычаи и традиции русского народа встречи весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_vesnyanka.docx358.14 КБ

Предварительный просмотр:

                   

              Министерство образования Республики Марий Эл

          МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа»

               Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник

               

                             «Веснянка»

    C:\Users\User\Desktop\DSC05723.JPG

           

 Разработано и проведено учителем начальных классов

                                   первой категории

                     

                Чемодановой Наталией Вячеславовной

Цели:

1Дать представление детям о весенних обычаях и традициях русского народа.

2 Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре.

3 Прививать желание знать и использовать русский фольклор.

4 Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям. 

5 Развивать художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, активизировать его самые разнообразные творческие проявления, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к Отечеству.

Ход мероприятия

Учитель:

- Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

- Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Чтецы:

1.Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

2.Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.


3.
Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние.

Теплом растопит солнышко,

Как воск снега пушистые.

4.Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!


5.
Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки!

С веток капает капель,

И летит синицы трель.

6.Весна! Весна! И всё ей радо!

Как в забытье, каком стоишь,

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах, талых крыш.

(Дети исполняют песню о весне)

Ведущий 1:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

   Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и  мирного труда.

 Ведущий 2

 – Наши предки назвали этот месяц сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу. 

 Ведущий 3

 – Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

   В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

Ведущий 4

   А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

   После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Ведущий 1:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта  и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.                                                                                                    

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.  

Мальчик-скоморошина

-От всех дверей,

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Пойдём весну кликать

(Дети с бумажными жаворонками на палочках поют заклички)

1. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

2. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

3. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

 4.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.
 

5. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

(Появляется Весна-красна)

-Здравствуйте, друзья мои!

 Услышала я ваши заклички

 и пришла к вам на праздник.

дети

-Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?

Весна-красна:

- На сошечке,
- На бороночке.

дети

-Весна-красна!

На чем пришла?

Весна-красна:

-На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке.
Ржаном колесочке!

дети

-Весна-красна,

с чем пришла?

Весна-красна:

-С радостью, с великой милостью,

С зорьками лесными,

 С деньками прекрасными.

В радость птицы запоют,

Цветы, травы зацветут.

Дети

-Весна-красна,

а что ты нам принесла?

Весна-красна:

-Принесла я вам солнышко теплое,

травку зеленую,

щебет птиц веселых

и песенку свою звонкую.

(Звучит весенняя песня)

Ведущий 2:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Мальчик-скоморошина

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красну веселить!

(Танец «Хоровод»)

Мальчик-скоморошина

Где песня льется, там легче живется.

Запевайте песню звонкую, шуточную, прибауточную!

 Кому поглазеть охота - все сюда!

Небылицы

Группа девочек.

        Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

        На дубу коза пасется, в бане парится медведь.

 Припев:

        Здорово, здорово у ворот Егорова,

        Ау наших у ворот все идет наоборот.

Группа мальчиков.

        Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,

        Баба ехала пешком в ситцевой карете.

 

Группа девочек.

        А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

        Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

 

Группа мальчиков.

        На заборе чепуха жарила варенье,

        Куры съели петуха в одно воскресенье.

 

Группа девочек.

        Сидит ежик на березе, новая рубашечка.

        На головке сапожок, на ноге - фуражечка

 

Группа мальчиков.

        Черти вилами поели из баранины уху,

        Не пора ли нам, ребята, всем закончить чепуху.

Мальчик-скоморошина

 Чтобы пыл веселья не угас,

  Чтобы время шло быстрее,

  Предлагаем игру на общее веселье

( Рус. нар. игра «Горелки»)

Ведущий 3:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь. 

Ведущий4:

– Весной  обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками.

Мальчик-скоморошина

-Засиделись что - то слишком,

Созываем детвору,

Предлагаем вам игру!

(Рус. нар. игра «Золотые ворота»)

Весна:

–  А теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) 

–  Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

-Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

Мальчик-скоморошина

-Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас!

(Рус. нар. танец -перепляс)

Литература

1 Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»М, :ЦГЛ,2005

2   М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение».   – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

      2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф.    – Челябинск,1996.

      3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...