Методическая разработка "Что в имени моём"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Чагина Жанна Эдуардовна

Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, некоторые отмечают именины. Родители, иногда, дают нам имена, совсем не задумываясь об их значении. А ведь каждый из нас, получая имя при рождении, несёт его через всю жизнь, оставляя память о нём в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории своих имён? Вот это и решили выяснить ученики нашей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

«Что в имени моём»

Материал может быть использован в группе продлённого дня и на внеурочной деятельности. Рассчитан для детей начальной школы.

Наименование проекта: «Что в имени моём».

Воспитатель: Чагина Ж. Э.

Участники проекта: учащиеся 2 класса.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Актуальность проблемы:

Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, некоторые отмечают именины. Родители, иногда, дают нам имена, совсем не задумываясь об их значении. А ведь каждый из нас, получая имя при рождении, несёт его через всю жизнь, оставляя память о нём в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории своих имён? Вот это и решили выяснить ученики нашей группы.

Основополагающий вопрос: Что означают наши имена?

Гипотеза: Мы думаем, что имя – это не просто слово, которое дают родители при рождении своему ребёнку.

Цель проекта: вовлечение каждого участника в активный познавательный творческий процесс при работе над проектом; формировать специальные знания, умения, навыки, относящиеся к выступлению; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи проекта:

Расширить знания об именах;

Познакомиться с историей возникновения традиции имянаречения;

Узнать значение своего имени, его происхождение, фамилии известных людей с таким именем;

Выяснить, почему нам выбрали такие имена;

Выявить взаимосвязи имени и характера человека;

Выяснить, какие имена самые распространённые в нашей параллели, а какие самые редкие;

Выявить, каких имён по происхождению больше;

Способствовать сплочению отношений между старшими и младшими членами семьи.

Объект исследования: имена детей группы и параллели второклассников.

Методы исследования:

изучение литературы;

анкетирование;

беседа с родителями;

поиск информации в Интернете;

собственные наблюдения;

анализ полученных результатов.

Роль воспитателя:

координировать процесс творческой деятельности;

помогать детям в поиске источников информации;

самому быть источником информации;

поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно-подготовительный

2 этап – практическая деятельность по решению проблемы (основной)

3 этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов (рефлексивный)

Организационно-подготовительный:

В начале занятия ребята определили тему «Имена». Воспитатель познакомила детей с историей возникновения традиции имянаречения. Перед учащимися была поставлена проблема: что означает ваше имя. Оказалось, что большинство детей не знают значения собственного имени, его происхождение. У детей появилось желание провести исследовательскую работу и узнать, что скрывает его имя и имена одноклассников.

Ребята коллективно составили план работы:

  1. Значение имён.
  2. Происхождение имён. Каких имён в классе по происхождению больше?
  3. Самые распространённые и самые редкие имена в параллели второклассников нашей школы.
  4. Известные люди с нашими именами. Черты характера, присущие данному имени.

Далее ребята разбились на четыре группы, каждая работала над своим вопросом (мини-проектом).

Практическая деятельность по решению проблемы:

Работу учащиеся вели самостоятельно, обращались за помощью к воспитателю. Они собирали материал в Интернете, словарях, справочной литературе, работали со списками вторых классов.

Анализ проектной деятельности и оценка результатов:

Ребята самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

Учащимся была предложена анкета, ответы которой нужно было написать на лепестках цветка.

В центре цветка впиши своё имя.

  1. Нравится ли тебе твоё имя?
  2. Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
  3. Как тебя зовут ласково?
  4. Как зовут, когда на тебя сердятся?
  5. Какое у тебя полное имя?
  6. В честь кого тебя назвали?
  7. Кто твои тёзки (известные люди)?
  8. Знаешь ли ты покровителя (ангела) своего имени?
  9. Когда твои именины?

Результаты анкетирования ещё больше закрепили желание детей продолжить исследовательскую работу, узнать более подробно о своём имени и рассказать одноклассникам.

Был проведён праздник «Что означают наши имена», на котором учащиеся представили свои выступления.

Предполагаемый результат: углубить знания учащихся о своих именах.

Вывод по проекту: 

Имена – особые слова, они есть у всех людей. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний. В руках у каждого человека – создать добрую славу своему имени. Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Дети, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, учились самостоятельно добывать необходимую информацию в справочной и научной литературе, выражать своё мнение, оценивать себя и других.

Информационные ресурсы:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.
  2. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён. АСТ, 2005.
  3. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. Издательство: Лениздат, 1991.
  4. Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Рассказы об именах. Детская литература; Л.; 1972.
  5. http://www.yandex.ru/
  6. Hhtp:www/kakzovut.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская работа "Что в имени моём...?

Работа выполнена ученицей 3-го класса. В своей работе девочка старалась определить значение имени для человека, право выбора имени и с помощью анкетирования узнала наиболее популярные имена прошлого и...

Что в имени моём

Исследование имени Екатерина(детская версия)...

Исследовательская работа "Что в имени моём и твоём..."

Используя материал  работы вы можете провести исследование в своей школе, класе. Вы можете выяснить самые распространённые имена среди детей школы, класса и среди родителей, бабушек и дедушек уча...

Презентация "Что в имени моём"

Классный час на тему "Что в имени моём"...

Классный час "Что в имени моём"

Цель мероприятия: познакомить учащихся со значением имён, с именаречением в Бурятии....

Методическая разработка "Изменение имен прилагательных по родам"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему " Изменение имен прилагательных по родам"....

Проект по окружающему миру "Что в имени моём"

Проект содержит исследовательскую работу про имя Марат...