Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».
    консультация

     Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_shahmatam.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

       Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

     г. Нижневартовска  ДС №61 « Соловушка».

     Консультация для воспитателей на тему:  «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».

            Воспитатель:

                                                                                                   Демирова С.Ш.

            «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления»

            Г. Клаус

    Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди.

    «Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.

    «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка.

    Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры

    Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы – это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

    Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.

    Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

    Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сенситивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.

    Для детей «Шахматы» - это направление на интеллектуальное развитие, способствующее совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

    Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 5-7 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. 

    Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

    Задачи:

    Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

    Учить обыгрыванию простейших комбинаций;

    Активизировать мыслительную деятельность;

    Развивать внимание ,память.

    Выработать уверенность в своих силах, выдержку.

    Программа включает в себя 4 раздела :

    1. История возникновения игры в шахматы

    2. Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской.

    3. Правила игры.

    4. Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций.

    Игровые занятия первого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием шахматы, с шахматной доской и фигурами.

    Принципы обучения.

    Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

    - принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью

    развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

    - принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

    -принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

    - принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

    Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

    - принцип наглядности;

    - принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;

    - принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

    - принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

    - принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

    - принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Обучение основано на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"

    Чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени....

    Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы

    Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

    «Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

    Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....

    Обучение детей старшего дошкольного возраста в игре шахматы

    Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведени...

    Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы

    Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы...

    Консультация для воспитателей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"

    Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие.Возрастной период от 5 до 6 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фор...