Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.
статья (4 класс)

Тощакова Светлана Васильевна

В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_znam_cht_2017_god.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.

          Изменения в социальной жизни России, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы нравственности, духовности, морали, этики. Смена ценностей в обществе сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя мир и выбирающих жизненный путь. В современном мире люди более старшего поколения зачастую равнодушны и даже агрессивны к молодому поколению, которое идет им на смену. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей, их  родителей должно стать приоритетным направлением в воспитательной работе педагога как учителя, так и классного руководителя, ведь именно воспитание духовности и нравственности позволяет вырастить хорошего человека, а в России всегда уделяли огромное внимание воспитанию детей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Кроме того, утверждать, что эта проблема успешно решается в нашей стране нельзя. Поэтому  одна из главных целей учебно-воспитательного процесса в школе – создать эффективные условия для формирования духовности и нравственности детей.                                                                                              Проблем, с которыми сталкиваются педагоги сегодня, очень много.               1) Семейные ценности заменила постоянно ухудшающаяся морально-нравственная среда. Стал вполне нормальным и принятым обществом гражданский брак, а не семья.

2) Отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения не позволяет в полной мере воспитывать патриотические и гражданские чувства у детей.

3) Уменьшение объема времени совместного проведения досуга детей и родителей снижает уровень эстетического воспитания, отдаляет детей от духовности.

4) Наличие огромного количества негативной информации в Интернете, СМИ, на телевидении (порнография, жестокость, агрессия) и свободный доступ к ней детей тормозит воспитание моральных и этических норм у детей, толерантности, прогрессу и сотрудничеству, интереса к благотворительной деятельности, стремлению к миру во всем мире.

5) Наркомания, алкоголизм, табакокурение – негативные факторы, влияющие на сознание детей, подрывающие пропаганду здорового образа жизни.

6) Еще одна большая проблема: телевидение, СМИ, Интернет ярко демонстрируют отсутствие культуры поведения и речи.

        Все вышеперечисленное оказывает отрицательное воздействие на личностное развитие подрастающего поколения,  мешает воспитанию в детях истинных ценностей.

        Младший школьник не способен самостоятельно выбрать жизненную стезю и найти правильные ценностные ориентиры в жизни. Именно взрослее могут указать ребенку правильный жизненный путь. Каким человеком станет наш воспитанник, зависит не только от семейного воспитания, но и от педагога. А успех педагога зависит от своевременности, умения и желания самого педагога, его отношения к своей работе и к воспитанникам. А от этого зависит будущее России.

        Каков идеальный человек? На этот вопрос дает ответ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предлагаемая ФГОС второго поколения: высокоморальный, творческий, профессионально компетентный гражданин России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитанный на традициях Российской Федерации. Это определение предполагает, что организация педагогического воздействия на детей должна основываться на базовых ценностях духовно-нравственного воспитания: патриотизм, гражданственность, семейные ценности, честь, вера и духовность, милосердие, справедливость, доверие, труд, сотрудничество. Психофизические особенности детей младшего школьного возраста говорят о том, что в этом возрасте дети легко воспринимают информацию извне, верят во все происходящее и непосредственны в своем поведении. Эти особенности должны стать помощниками педагога в его работе. Используя особенности возраста, педагог может рассчитывать на хороший результат и успех в своей работе, потому что именно в младшем школьном возрасте надо закладывать морально-нравственные основ, которые заключаются в усвоении нравственных и этических понятий, в оценке своих поступков и поступков своих товарищей, к разным ситуациям и поведению людей. Процесс обучения в школе – это среда, где происходит духовно-нравственное становление подрастающего поколения. На уроках ребята учатся самостоятельности, учатся понимать друг друга, работать в команде, высказывать и отстаивать свое мнение, переживают радость открытий и горечь неудач, адекватно владеть своими эмоциями. Это и есть истоки духовно-нравственного воспитания детей. И в этот мир их ведет учитель. Традиционное нравственно-духовное воспитание основывается на передаче опыта. В современном постинформационом мире так воспитывать детей нельзя. Современный педагог должен организовывать свою работу так, чтобы с помощью доступных детям форм, приемов и методов не просто передавать опыт прошлых поколений, а именно прививать детям нравственные качества. Если педагог хочет воспитывать правильно своих учеников, то на каждом уроке у него будет присутствовать момент нравственного воспитания в учебном материале, в беседе, в разговоре, в обсуждении ситуации, в задаче. Поэтому, планируя каждый урок, учитель должен продумать, какой нравственный момент он включит в план урока и мотивационно, интеллектуально и эмоционально повлияет на личность каждого ребенка. Этот критерий должен стать показателем качества урока, его результативности и профессионализма учителя в образовательном процессе. В процессе воспитания на педагога начальных классов как на классного руководителя ложится одна из ведущих ролей в нравственном и духовном становлении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное становление личности младших школьников

формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника

Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...