Бумажная фантазия
методическая разработка

Ольга Борисовна Барашкина

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumazhnaya_fantaziya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     бюджетное     общеобразовательное  учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 98-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Барашкина О.Б./

ФИО

Протокол № ___

от   «__»   сентября    2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_________/Горбушкина А.И./

ФИО

«__»   сентября   2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Горная СШ»

__________/Коваленко Л.В./

ФИО

Приказ № _____-од

от  «__»  сентября  2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Бумажные фантазии»

(художественно-эстетическое направление)

название учебного курса для изучения которого написана программа

1-4   КЛАССЫ

указание параллели, класса, где реализуется программа

-

Барашкина Ольга Борисовна,  IКК

фамилию, имя и отчество разработчика программы, квалификационная категория

п. Горный

2018- 2019  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы "Чудесные поделки из бумаги" Богатеева З.А.

Цель учебного курса:

Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике бумагопластики

Отличительные особенности программы.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.  Программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года, чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками, постоянно переходить от простого к сложному.

Задачи курса:

Обучать различным приемам работы с бумагой.

- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях.

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

            - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры, истории, изобразительного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

              - осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам работы с бумагой. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       

На освоение данной программы отводится 68 ч. в год   (2 часа  в  неделю). Занятия проводятся во второй половине дня по одному часу. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы 15 человек.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Приоритетное направление – духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира; освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка. Младший школьный возраст – это важный период для развития  и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать точные движения рук

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРО

ГРАММЫ КУРСА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1.    Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

Задачи обучения:  

  1. Ознакомление с некоторыми графическими и живописными приемами и техниками выполнения рисунков.
  2. Развитие наблюдательности, внимания, умения видеть красоту.
  3. Приобщение к навыкам коллективной и групповой работы.
  4. Воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.

                       

                          К концу учебного года воспитанники должны знать:        

                     У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

К концу первого года обучения учащиеся научатся:

 - организовывать свое рабочее место;

- овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- узнает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

 - пользоваться инструкционными картами и схемами;

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;

- уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел

Количество часов

1

Введение

2 часа

2

Аппликация (виды аппликаций)

28 часов

3

Оригами

10 часов

4

Бумагопластика

10 часов

5

Творческие работы

18часов

Всего

68 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема

Содержание

Количество часов

Дата

1

Введение

Инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

2

2

Простые аппликации. Аппликация «Светофор»

Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей

2

3

Простые аппликации. Аппликация «Собачка»

Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей

2

4

Простые аппликации. Аппликация «Гриб»

Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей

2

5

Простые аппликации. Аппликация «Рыбки»

Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей

2

6

Геометрическая аппликация «Ракета»

Составление геометрических орнаментов

2

7

Геометрическая аппликация «Дом»

Составление геометрических орнаментов

2

8

Геометрическая аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка.

Составление геометрических орнаментов

2

9

Обрывная аппликация «Бычок»

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

2

10

Обрывная аппликация «Рыбки»

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

2

11

Обрывная аппликация «Зима»

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

2

12

Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка.

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

4

12

Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка.

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Лист разноцветной бумаги положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

2

13

Оригами. Поделка «Котик»

Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа.

2

14

Оригами. Поделка «Собака»

Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа.

2

15

Оригами. Поделка «Зайка»

Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа.

2

16

Оригами. Поделка «Лягушка»

Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа.

2

17

Оригами Творческая работа. «Зоопарк»

Складывание бумаги, скрепление деталей, изображение образа.

4

18

Бумагопластика. Поделка «Цветок»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

19

Бумагопластика. Поделка «Ваза с цветами»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

20

Бумагопластика. Поделка «Цветок»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

21

Бумагопластика. Поделка «Цветок»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

22

Бумагопластика. Поделка «Цветок»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

23

Обрывная аппликация. Творческая работа Сюжетная картинка «Цветная полянка»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

24

Аппликация из салфеток. Творческая работа Сюжетная картинка «Мишка в лесу»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

25

Аппликация из салфеток. Творческая работа Сюжетная картинка «Чудо-дерево»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

26

Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Бабочки»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

27

Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Зоопарк»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

28

Аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Ромашки»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

29

Объёмная аппликация из цветной бумаги. Творческая работа Сюжетная картинка «Волшебные розочки»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

2

30

Объёмная аппликация из цветной бумаги. Творческая работа  «Веерные цветы»

Моделирования из бумаги объемных композиций, складывание, вырезание, плетение. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

4

31

Выставка детских работ

Организация выставки

2

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:                                                         

1. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия: «Академия «Умелые руки».)

2.        Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

3.        Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

4.        Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

5.        Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

6.        Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

7.        Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

8.        Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.

9.        Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

10.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

11.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Бумажные фантазии", Оригами.

Программа кружка для организации внеурочной деятельности в 1 классе....

План конспект урока труда в 4-м классе. "Бумажные фантазии", техника: квиллинг и модульное оригами "Рамочка для фотографии".

Первый материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее и...

Программа "Бумажные фантазии"

Программа«Бумажные фантазии» включает в себя – историю возникновения и развития работы с бумагой, а также необходимые сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с простейш...

Презентация "Организация работы кружка "Бумажные фантазии"

Одной из форм системы дополнительного образования являются кружки. Проведение их в группе продлённого дня является неотьмлемой частью с учетом введения ФГОС.  К занятиям в кружке учащихся нередко...

Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии - оргами"

Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии  оригами»  является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результ...

программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....

Бумажные фантазии 1-4 классы

Декоративное творчество, на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически....