Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа

Слепова Ольга Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1 к основной образовательной программе ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»

г. Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 5    от

« 24 » мая   2018 г.

Согласовано:

 Зам.дир. по УР

Н.М. Черемшанова

 «31»  августа  2018 г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 31 » августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

_______________Т.В. Бачинина            

 Приказ № 336  от « 31  »  2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

начальное общее образование

(уровень образования)

2018-2019 учебный год

(срок реализации программы)

Слепова Ольга Ивановна

 (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

АННОТАЦИЯ

Рабочие программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся составлены  в соответствии с нормативными документами:

  • Закона от 29.12.2013 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785); на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  
  • О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Авторской программы    Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Авторской программы Э.Козловой, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена  на:

- формирование  позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

-  раскрытие способностей и талантов учащихся,

 - подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

       Курс «Уроки нравственности» рассчитан на 33 занятия в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах(1 час в неделю). Срок реализации 1 год.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ  НРАВСТВЕННОСТИ» (1 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- положительная мотивация учебной деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.

Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

• Систему нравственных качеств и этическое сознание;

• Потребность в самовоспитании и саморазвитии;

• Чувство уважения к правам и обязанностям человека;

• Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

• Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

• Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;

• Потребность в чтении художественной литературы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

 - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (1 класс)

1.Я и школа (2 часа).

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

2. Я и окружающие (19 часов).

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.

3. Я и семья (1 час).

Поезд везёт подарки мамам.

4. Я и природа (5 часов).

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

5. Я и книга (3 часа).

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».

6. Я и здоровье (3 часа).

    Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности курса «Уроки нравственности»:

  • Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
  • Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
  • Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
  • Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
  • Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
  • Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
  • Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
  • Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
  • Туристско - краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1 класс)

№ П\П

РАЗДЕЛЫ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.

«Я и школа»

       

2

2

2.

«Я и семья»

1

1

3.

«Я и природа»

5

5

4

«Я и книга»

1

2

3

5

«Я и окружающие»

1

18

19

«Я и здоровье»

3

3

Всего:

                 

                   33

33

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ  НРАВСТВЕННОСТИ» (2 класс)

Обучающиеся  должны знать:

  • Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
  • Заповеди и правила этикета.
  •  О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках «Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена.
  •  Афоризмы.

Обучающиеся  должны уметь:

  • Исполнять заповеди.
  • Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
  • Выполнять общение.
  • Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
  • Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося  будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2 класс)

1.Культура общения (9часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения.

Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

2. Общечеловеческие  нормы  нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово держи.

3.Дружеские отношения (11часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг.

О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

4. Понять другого (10часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2 класс)

п/п

РАЗДЕЛЫ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

1

«Культура общения»

2

7

9

2

«Общечеловеческие  нормы  нравственности»

4

4

3

«Дружеские отношения»

6

5

11

4

«Понять другого»

4

6

10

Всего

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ  НРАВСТВЕННОСТИ» (3 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

•        умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний  самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение,  прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;

•        умения (элементарные)  принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;

•        способности  задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

•        умение работать в паре и в группе,  считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

•        знать элементарные  термины предмета, осознанно оперировать ими;

•        уметь обмениваться  собственным наблюдением, умозаключением.

Учебно-познавательные:

•        умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

•        умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места;

•        умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;

•        умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(3 класс)

1.Я и книга- 10 ч.

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги!  Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

2.Я и природа – 6 ч.

И снова об осени…Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка – зима. Бабочка веселый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

3.Я и окружающие – 10 ч.

О себе, о дружбе, о друзьях…. О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручай- ка».

Клуб «Выручай- ка». Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».

4.Я и здоровье – 3 ч.

 Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

5.Я и животные – 4 ч.

 О кошках и собаках. О животных не очень приятных. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева.

6.Я и семья – 1 ч.

Роза для мамы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(3 класс)

РАЗДЕЛЫ

ВСЕГО ЧАСОВ

«Я и книга»

10

«Я и природа»

6

«Я и окружающие»

10

«Я и здоровье»

3

«Я и животные»

4

«Я и семья»

1

ИТОГО

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...