Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности учащихся
методическая разработка

Кузнецова Екатерина Александровна

 

Выступление на педсовете по теме: «Сотрудничество  школы и семьи   в повышении образованности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область,  городской округ Люберецы

МОУ гимназия № 46

================================================================= 

Педсовет «Сотрудничество  школы и семьи   в повышении образованности и воспитанности учащихся».

Выступление на педсовете

Тема: «Сотрудничество  школы и семьи   в повышении образованности учащихся»

Учитель:  Кузнецова Е. А.

п. Малаховка  

Слайд 1

Тема: «Сотрудничество  школы и семьи   в повышении образованности учащихся»

Слайд 2

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.

                                                                         В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.    

Слайд 4

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Учебный процесс располагает большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями (законными представителями). Значимость учёбы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным.

Слайд 5

Какова же роль родителей, семьи в целом в повышении качества образования детей сегодня? В настоящее время сотрудничество семьи и школы является актуальным и востребованным. Каждый учитель и родители учащихся хотят, чтобы они хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. А участие родителей в учебной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»,  писал В.А. Сухомлинский.

Слайд 6

В ФЗ «Об образовании в РФ»  четко сказано, что к участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители). И все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

И все же, как семья может влиять на качество образование?  Прежде всего, это возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка.  Ведь родитель – это тоже в своем роде «профессия» педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход в той или иной ситуации.  На помощь всегда готовы прийти  мы, педагоги. А вот готовы вы ли родители получать эту помощь?  

Но, разве школа, мы, педагоги не создаем условия для сотрудничества со своими учениками и их родителями? Все вы, уважаемые педагоги успешно сотрудничаете с родителями своих учеников, осуществляете взаимодействие с семьями с целью создания  условий для развития личности ребенка и получения им качественного образования – как  участника образовательного процесса, а родителей – как заказчиков образовательного процесса, а  учителей – как исполнителей образовательного процесса.

Слайд 7

В рамках сотрудничества  в  своей деятельности, мы  принимаем во внимание такие ключевые моменты:

1.      Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей.

2.      Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды.

3.      Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.

4.      Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

    Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.   

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Слайд 8

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Слайд 9

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Слайд 10

К ним можно добавить:

  • чтение книг совместно с ребенком;
  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;  проведение дней здоровья;
  • проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

Слайд 11

Все виды взаимодействия школы и семь можно разделить на две группы: индивидуальные и групповые.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации.

Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей можно привлекать специалистов различных направлений:  врачей, юристов, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Общешкольные родительские. Здесь родителей мы  знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы. Заключение.

Слайд 12

Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителей, родителей и детей».

Но вот вопрос – а все ли родители откликаются на наши просьбы и являются активными участниками тех дел, которые организовывает школа?

Какие еще надо изобрести формы, использовать методы и технологии, чтобы каждый родитель  был ответственен за своего ребенка в вопросе повышения качества  образования.

Слайд 13

Безусловно, роль родителей в учебно-воспитательном процессе велика. Родители формируют социальный заказ, но и должны помогать школе его выполнять.

Повышение качества образования - это задача не одного года, поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а мы нуждаемся в ней и надеемся на тесное и плодотворное сотрудничество.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  Чем вас кормили сегодня в столовой?

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования учащихся

Выступление на педсовете. Презентация с конспектом выступления....

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий»

"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий"...

План работы с родителями по повышению качества образования учащихся.

Выступление на МО учителей начальных классов...

Статья "Индивидуальный подход как средство повышения качества образования учащихся"

Индивидуализация обучения требует учёта особенностей детей, иеё специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реали...