рабочая программа
рабочая программа (2 класс)

Брилевич Марина Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon раздел 1104.5 КБ
Microsoft Office document icon razdel_2.doc110 КБ
Microsoft Office document icon razdel_3.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

Личностные результаты

1 класс

Здравствуй, книга

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие)

- осознавать значимость чтения для личного развития;

-формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению ;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

 заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать  правилами поведения в общественных местах (библиотеке)

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументи-ровать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формиро-вать свою этическую позицию;

-высказы-вать своё суждение об оформлении и структуре книги;

-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчи-ков;

—соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д

Книги о Родине и родной природе

- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных)

Писатели детям

- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения)

Народная мудрость. Книги-сборники

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок

По страницам книг

В. Сутеева

- сравнивать и выделять особенности авторских

сказок; использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения)

Сказки народов мира

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

- высказывать суждения о произведении и поступках героев;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них; сравнивать тексты сказок

Книги русских писателей-сказочников

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

- высказывать суждения о произведении и поступках героев;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них

Детские писатели

- находить в тексте и читать диалоги героев;  определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям

Сказки зарубежных писателей

- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; находить в тексте произведения сравнения, обращения

Книги-сборники стихотворений для детей

- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения)

Дети — герои книг

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию

Книги о животных

- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных)

2 класс

Книга, здравствуй

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

- различать пословицы и загадки по темам

знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской  принадлежности  в открытом библиотечном фонде);

пользоваться алфа-витным каталогом для отбора нужной книги;

заполнять каталож-ную карточку;

- систематизировать книги но авторской принадлежности;

составлять список прочитанных книг;

выделять особен-ности учебной книги;

- работать самосто-ятельно с книгой по алгоритму «Работа-ем с книгой»;

- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

-классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументи-ровать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

-высказы-вать своё суждение об оформлении и структуре книги;

-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчи-ков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Книгочей -любитель чтения

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности

Книги о твоих ровесниках

- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение)

-выполнять проекты   индивидуально и в группе

Писатели-сказочники

-понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

-рассказывать сказки с присказками

Книги о детях.

-осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках

Старые добрые сказки

- рассказывать сказки с присказками;

-создавать истории  о героях произведений;

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх

Защитникам Отечества посвящается

- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-выполнять проекты   индивидуально и в группе

По страницам любимых книг

-находить информацию о героях произведений;

-работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

-дополнять таблицы и схемы недостающей информацией

3 класс

История книги. Библиотеки

-осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль

-работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

- сравнивать басни по структуре и сюжету;

- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных        

    книг или открытого библиотечного фонда;

- собирать информа-цию для библио-графической справки об авторе;

- составлять таблицу жанров произведе-ний писателя;

- выполнять поиско-вую работу по проекту;

-презентовать результаты проект-ной деятельности и любимую книгу

- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

- находить по каталогу нужную книгу;

- заполнять катало-жную карточку на выбранную книгу;

- писать отзыв о книге или героях книги;

- пользоваться библиографическим справочником;

- рассматривать и читать детские газеты и журналы;

    находить нужную информацию в газетах и журналах;

- собирать информа-цию для проекта «История детской газеты или

    журнала»;

- готовить материал для классной и школьной газеты;

- пользоваться электронными газетами и журналами

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формиро-вать свою этическую позицию;

- высказы-вать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участво-вать в конкурсах чтецов и рассказчи-ков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

-  использовать в речи, изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения,

сравнение, эпитет)

Басни и баснописцы

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- рассказывать сказки от лица героя; рассказывать о героях произведения;

- создавать истории с героями произведений

Книги о родной природе

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению

Книги Л.Н. Толстого для детей

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

-инсценировать небольшие произведения сказки;

--иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки»

Животные — герои детской литературы

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

- выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Животные — герои литературных произведений»

Дети — герои книг

- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением

Книги зарубежных писателей

- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное

Книги о детях войны

понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

- рассказывать  от лица героя;

- рассказывать о героях произведения;

- создавать истории с героями произведений;

 - находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

- сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять

Газеты и журналы для детей

- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

- различать типы газет и журналов

Книги, книги, книги…

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

- находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем

4 класс

Страницы старины седой

- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

 -использовать в речи   литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, автор

 -рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения

- составлять выстав-ку книг по теме, авторской принадле-жности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв па прочитанную книгу;

-пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией

для получения информации о писателе;

- составлять катало-жную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря

 - выдавать книги и заполнять формуляры;

- собирать, система-тизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

- работать с детскими газетами и журналами

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д

Крупицы народной мудрости

-создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

 -выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок

Мифы народов мира

- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

-ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения

Русские писатели-сказочники

читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

 -создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

 -выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию

«Книги, книги, книги…

- находить информацию в тексте произведения;

-прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный

лист);

 -работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

 -использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев

Книги о детях и для детей

- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге

Словари, справочни-ки, энцикло-педии

- находить явную и скрытую  

(контекстуальную)  информацию в тексте произведения;     -находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

 -собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор

Писатели о писателях. Очерки и воспомина-ния

- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов

Мир книг

- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

 -различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач



Предварительный просмотр:

Раздел 2. Содержание изучаемого курса

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

1 класс

Здравствуй, книга

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живет?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

4

Книги о Родине и родной природе

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

5

Писатели детям

Книга детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

6

Народная мудрость. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку".

Творческая работа «Сочини загадку».

4

По страницам книг В. Сутеева 

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

6

Сказки народов мира

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

6

Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

6

Детские писатели

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских) писателей на страницах журналов.

6

Сказки зарубежных писателей

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро1 «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

6

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники Л. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови.

5

Дети — герои книг

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка»,  «Терёшечка»;  сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»), Конкурс юмористических стихов.

6

Книги о животных

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

6

ИТОГО

66

2 класс

Книга, здравствуй

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной

книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

6

Книгочей — любитель чтения

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

4

Книги о твоих ровесниках

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова

и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова "Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Библиотечные плакаты .Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от дельных эпизодов из рассказов о детях).

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

4

Писатели-сказочники

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

4

Книги о детях

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н, Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бланки, Э. Шим, Г Скребицкий, Н. Сладкое и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

4

Старые добрые сказки

Книги сказок народом мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка "Снегурочка", японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

4

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»; чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они Писали о семье», «Рассказы

о        семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга "Семья".

3

Защитникам Отечества посвящается

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества, Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой  Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара .Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

3

По страницам любимых книг

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

2

ИТОГО

68

3 класс

История книги. Библиотеки

Книги - сборники о былинных героях. Былины, сказки, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи.  Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания; запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная  карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

8

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные  сказки  (народные  и  литературные):  книга-сборник  "Сказки А.С.Пушкина" и сборник народных сказок «На острове Буяне: Сравнение  сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная  дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники.  

6

Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов.        Инсценирование  басен (работа в группах).

6

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга

6

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работ; в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого» «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный, лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге]

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией Л. Брема «Жизнь животных*.

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

6

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный, лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге]

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией Л. Брема «Жизнь животных*.

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

4

Дети — герои книг

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник  рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

6

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж, Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг

2

Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга  В. Железникова  «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор матери; нов, оформление «Книги памяти

6

Газеты и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», "Читайка», «Шапокляк».

 Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание  классной газеты или журнала (работа в группах).

6

Книги, книги, книги...

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

2

ИТОГО

68

4 класс

Страницы старины седой

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия па русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

8

Крупицы народной мудрости

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление стенда с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц ни теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление стенда с собранными материалами, презентация постеров и книг.

8

Мифы народов мира

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс -кроссворд «Мифологические герои».

4

Русские писатели-сказочники

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,

Лермонтова, П, Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений

 ( 'летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.  Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

6

«Книги, книги, книги...»

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг о структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии   и  книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен.

8

Книги о детях и для детей

Дети герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Г.Х.  Андерсена, Марка Твена, Н.Носов, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление  списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва

A.        Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к  книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

6

Словари, справочники, энциклопедии

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс "Объясни слово".

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

6

Родные поэты

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги; Чтение   и   слушание   стихотворений   о   Родине   А.С.   Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

4

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания о  А.П. Чехове.

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой  книге.

8

Мир книг

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк    B.        Пескова  «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера  «От кота до кита»

 Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы

8

ИТОГО

68



Предварительный просмотр:

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по курсу, 2 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общекультурного   направления «В мире книг»  Л.А. Ефросинина  в соответствии с требованиями ФГОС, Москва, Вентана-Граф, 2011 год.

п/п

Название

разделов

Тема

занятий

Кол-во

часов

Основные

формы

организации учебных

занятий

Основные виды

учебной

деятельности учащихся

Дата

проведения

план

факт

Книга, здравствуй

Роль книги в жизни человека

1

теория

Знакомятся с учебной книгой и её справочным аппаратом.

03.09

Книга, здравствуй

Роль книги в жизни человека

1

практика

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

03.09

Книга, здравствуй

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

1

теория

Рассматривают оформление рукописной книги, знакомятся с художниками оформителями.

10.09

Книга, здравствуй

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

1

практика

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

10.09

Книга, здравствуй

Структура книги (элементы книги)

1

теория

Знакомятся с  правилами  работы с книгой.

17.09

Книга, здравствуй

Структура книги (элементы книги)

1

практика

Самостоятельное чтение выбранной книги.

17.09

Книгочей - любитель чтения

Экскурсия в библиотеку

1

теория

Знакомятся с библиотечным формуляром.

24.09

Книгочей -любитель чтения

Экскурсия в библиотеку

1

практика

Проводят игру «Я  - библиотекарь».

24.09

Книгочей -любитель чтения

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

теория

Знакомятся с терминами библиотечный каталог, алфавитный  каталог с правилами поведения в библиотеке.

01.10

Книгочей - любитель чтения

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

практика

Пробуют поиск книги по каталогам, делают памятки   о правилах поведения в библиотеке.

01.10

Книгочей - любитель чтения

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

теория

Работают  с каталожной  карточкой.

08.10

Книгочей - любитель чтения

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

практика

Проводят викторину "Что вы знаете о книге? ".

08.10

Книги о твоих ровесниках

Книги В.Осеевой. книга-сборник.

1

теория

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг».

15.10

Книги о твоих ровесниках

Книги В.Осеевой. книга-сборник.

1

практика

Чтение книг Выставка книг Книги-сборники В. Осеевой,

15.10

Книги о твоих ровесниках

Книги Е.Пермяка. титульный лист.

1

теория

Знакомятся  с героями книг Е Пермяка.

22.10

Книги о твоих ровесниках

Книги Е.Пермяка. титульный лист.

1

практика

Рассматривают обложки книг, читают произведения.

2210

Книги о твоих ровесниках

Книги Н.Носова. типы книг.

1

теория

Знакомятся с творчеством  Н. Носова

29.10

Книги о твоих ровесниках

Книги Н.Носова. типы книг.

1

практика

Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

29.10

Книги о твоих ровесниках

Книги В.Драгунского. аппарат книги.

1

теория

Читальный зал. Чтение и рассматривание книг В. Драгунского

12.11

Книги о твоих ровесниках

Книги В.Драгунского. аппарат книги

1

практика

Просматривают презентацию  книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

12.11

Книги о твоих ровесниках

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)

1

теория

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка»,«Зёрнышко» (электронная версия).

19.11

Книги о твоих ровесниках

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат

1

практика

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от-дельных эпизодов из рассказов о детях).

19.11

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

теория

Знакомятся с книгами - сборниками  малых жанров фольклора

26.11

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

практика

Путешествие по тропинкам фольклора.

26.11

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении»

1

теория

Знакомятся с различной тематикой пословиц.

03.12

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении»

1

практика

Читают пословицы и анализируют и, делают к ним зарисовки.

03.12

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку»

1

теория

Читают загадки, работают со словарем.

10.12

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку

1

практика

  Проводят игру «Отгадай загадку».

10.12

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Скороговорки и чистоговорки

1

Теория

Знакомятся с скороговорками и чистоговорками. Проводят Конкурс «Чистоговорщики

17.12

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Скороговорки и чистоговорки

1

практика

 Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

17.12

Писатели-сказочники

Книги с литературными (авторскими) сказками

1

теория

Знакомятся с авторскими сказками.

24.12

Писатели-сказочники

Книги с литературными (авторскими) сказками

1

практика

 Делают  выставку книги писателей-сказочников. Читают и просматриваю  выбранные  книги.

24.12

Писатели-сказочники

Писатели-сказочники

1

теория

Посещают библиотеку ,организуют поиск книги в открытом библиотечном фонде.

14.01

Писатели-сказочники

Писатели-сказочники

практика

Организовывают выставку  книг с литературными сказками

14.01

Писатели-сказочники

Герои сказок. Викторина.

1

теория

Организуют викторину "Герои сказок".

21.01

Писатели-сказочники

Герои сказок. Викторина.

1

практика

 Организуют викторину "Герои сказок".

21.01

Писатели-сказочники

По страницам сказок Х.К.Андерсена

1

теория

Знакомятся с творчеством Х.К Андерсена просматривают презентацию сказок

28.01

Писатели-сказочники

По страницам сказок Х.К.Андерсена

1

практика

Чтение выбранной книги.

28.01

Писатели-сказочники

Проектная деятельность «путешествие в страну сказок»

1

теория

Готовятся к творческой работе ,планируют деятельность работы.

04.02

Писатели-сказочники

Проектная деятельность «путешествие в страну сказок»

1

практика

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

04.02

Книги о детях

Книги о детях. Выставка книг.

1

теория

Просматривают презентацию.

Выставка книг.

11.02

Книги о детях

Книги о детях. Выставка книг.

1

практика

Читают произведения выбранных книг.

11.02

Книги о детях

Герои книг В.Осеевой

1

теория

Чтение книг Выставка книг Книги-сборники В. Осеевой,

18.02

Книги о детях

Герои книг В.Осеевой

1

практика

Чтение книг Выставка книг Книги-сборники В. Осеевой,

18.02

Книги о детях

Книги Н.Носова. Приключение-сказка о незнайке и его друзьях.

1

теория

Знакомство с книгой Н. Носова. просмотр мультфильма

25.02

Книги о детях

Книги Н.Носова. Приключение-сказка о незнайке и его друзьях.

1

практика

Чтение любимых эпизодов из книги.

25.02

Книги о детях

Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

теория

Чтение и слушание произведений С. Михалкова

04.03

Книги о детях

Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

практика

Инсценировка любимых рассказов и стихотворений.

04.03

Книги о животных

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

теория

Знакомство  с книгами о животных

11.03

Книги о животных

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

практика

Читают и просматривают иллюстрации художников оформителей.

11.03

Книги о детях

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

теория

Рассматривают  книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

18.03

Книги о детях

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

практика

Посещают читальный зал. Самостоятельной чтение произведений.

18.03

Старые добрые сказки

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

1

теория

Знакомство со сказками народов мира (презентация)

01.04

Старые добрые сказки

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок

1

практика

Читают и просматривают иллюстрации Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»,

01.04

Старые добрые сказки

Народные сказки на страницах детских журналов

1

теория

Посещение Читального  зала: народные сказки на страницах детских журналов.

08.04

Старые добрые сказки

Народные сказки на страницах детских журналов

1

практика

Самостоятельное чтение со страниц детских журналов

08.04

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

Книги о семье

1

теория

Знакомятся с жанрами  произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни

15.04

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

Книги о семье

1

практика

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

15.04

Защитникам Отечества посвящается

Книги о защитниках Отечества. Книга Ф.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.»

1

теория

Знакомятся с былинами  и сказаниями  о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества

22.04

Защитникам Отечества посвящается

Книги о защитниках Отечества. Книга Ф.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.»

1

практика

Работают  с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

22.04

По страницам любимых книг

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

теория

Знакомятся с книгами разных жанров.

29.04

По страницам любимых книг

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

практика

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

29.04

По страницам любимых книг

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

Конкурс кроссвордистов

1

теория

Библиотечный урок: Рассказы Н. Носова

06.05

По страницам любимых книг

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

Конкурс кроссвордистов

практика

Проводят конкурс кроссвордов по творчеству Н. Носова

06.05

По страницам любимых книг

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Непоседы» и др.

1

теория

Экскурсия в библиотеку . Знакомство с журналом "Непоседы"

13.05

По страницам любимых книг

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Непоседы» и др.

практика

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

13.05

По страницам любимых книг

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя»

1

теория

Знакомятся со списком чтения на лето

20.05

По страницам любимых книг

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя»

1

практика

Оформляют еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...