Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Погодина Наталья Владимировна

Сценарий подготовки и проведения внеклассного или социально-значимого мероприятия с обучающимися, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx343.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа с.Вареж

Павловского района Нижегородской области

Районный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками

Номинация: Сценарий подготовки и проведения внеклассного или социально-значимого мероприятия с обучающимися, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

ТЕМА:

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»

Работу выполнила:

Погодина Наталья Владимировна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

основной школы с.Вареж

606133, Нижегородская область,

Павловский район, с.Вареж,

ул.Школьная,22

varegschool@mail.ru

8-831-717-95-24

2020 год

Пояснительная записка

Мы Отечество не выбираем,

                                                                            потому что Отечество в нас.

     Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности МБОУ ОШ с.Вареж. За время существования школы, накоплен собственный богатый опыт работы в осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения.  Учителя  школы понимают, что патриотизм категория нравственная. К нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждения, они же являются мощными мотивами активности. Знание того, что каждый человек должен иметь чувство гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю, культуру как своего, так и других народов, его населяющих, учит быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость. Патриотизм есть чувство любви к Родине, проявляющиеся в стремлении служить ей. Речь идет о любви к Родине большой, то есть к той стране, представителем которой является этот человек. И о любви к родине малой, то есть к тому краю, городу поселку, селу или деревне, в которой родился и вырос этот человек.

  В своей работе по патриотическому воспитанию учителя нашей школы используют различные формы: тематические классные часы, устные журналы, сбор материалов о земляках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, тимуровская работа, встречи с ветеранами войны, часы общений, уроки мужества, литературно – музыкальные композиции, торжественные линейки и митинги. В кабинете стории школы представлен богатый материал, который посвящен годам Великой Отечетсвенной войны и подвиг наших земляков, прошедших эти страшные годы.

Материалы, представленные на конкурс в номинации «Сценарий подготовки и проведения внеклассного мероприятия с обучающимися, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»,  являются обобщением работы в данном направлении и могут быть использованы классными руководителями для работы с учащихся  класса.

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»  посвящен нашим землякам, участникам войны, труженикам тыла, показывает взаимосвязь маленьких сел с важнейшими вехами Великой Отечественной войны.

Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.

- Формировать положительное отношение к таким качествам, как

патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;

- Воспитывать активную жизненную позицию;

- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее своей страны;

Подготовительная работа классом:

- Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны,

- Сбор информации о участии собственной семьи в войне.

- Тимуровская  работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);

- Уборка памятников погибшим воинам, расположенным на территории Варежского сельского совета.

- оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций.

Ожидаемые результаты «Уроков Мужества»:

Проведение урока Мужества содействует решению проблемы формирования: - духовно-патриотических ценностей у учащихся;

- поможет воспитать чувства верности Родине,

- позволит создать условия для преемственности поколений.

    В ходе проведения мероприятия формируется социальная активность, гражданственность и патриотизм, чувство гордости и верности своему Отечеству, родному краю.

    Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. Изучение истории собственной семьи, своей малой Родины позволяет приблизить к каждому из воспитанников историю величественного подвига нашей страны в Великой Отечественной войне, протянуть неразрывную нить от семьи к победе народа.

Методика работы по проведению «Урока  Мужества»

   Мы живем в сложное, противоречивое время. Не секрет, что на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века понятие патриотизма из положительного стало превращаться в негативное, слово «патриот» было чуть ли не ругательным, а патриотическое воспитание некоторыми трактовалось как насилие над личностью. Наиболее явно давление велось, да и сейчас ведется на молодежь – самую чувствительную часть населения. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее.

    В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. 

    Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы.

  Приоритетная роль в разрешении этих противоречий отводится школе, всему комплексу учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому в нынешних условиях одним из ведущих направлений школы стало патриотическое воспитание.

Тема урока Мужества «Мы помним! Мы гордимся!» была выбрана не случайно. За многие годы учащимися накоплен большой и богатый материал об участии земляков, членов их семей в Великой Отечественной войне. Эти данные рассказывают о близких людях, земляках. Их судьбы переплетаются с судьбами молодого поколения.

  Сегодня просто необходимо в воспитательной деятельности школы использовать современные информационно-коммуникационные технологии с их преимуществами перед традиционными формами работы.

Этапы  подготовки и проведения «Уроков Мужества»

1-й этап: Подготовка к проведению урока Мужества

-Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации об участии собственной семьи в войне.

- тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);

- уборка памятников погибшим воинам;

- встречи с ветеранами войны, вдовами, тружениками тыла;

2-й этап: Проведение Урока Мужества.

3-й этап – Подведение итогов

- составление летописи «Книга памяти класса»

Итоги « Урока Мужества»

    Патриотизм – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Он находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, самому себе, труду и его результатам.

Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется, прежде всего, в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных мероприятиях. Важно отметить, что история – коллективная память человечества, и без нее общество не может идти вперед. Следовательно, история не только наука о прошлом, но и мост к пониманию настоящего и будущего, так как перспектива строится на опыте прошлого. Местный опыт истории - краеведение, это зримое око в жизнь своей малой Родины, это то, что каждый человек несет в своем сердце как память души.

КОНСПЕКТ

Урока Мужества «Мы помним! Мы гордимся!»

Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.

- Формировать положительное отношение к таким качествам, как

патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;

- Воспитывать активную жизненную позицию;

- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее своей страны;

Оборудование:

Для использования на Уроке Мужества были подготовлены:

- списки участников войны, вдов, тружеников тыла

- выставка рисунков о войне;

- стенд с фотографиями героев, представленных на данном уроке;

- музыкальное сопровождение (диски с песнями военных лет)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели Урока Мужества. (на фоне музыки военных лет)

Эпиграф:

«Помни, какой ценой досталось Им, что ты ходишь по свободной земле!»

К. Симонов

    У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло почти 75 лет, закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

 Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война… От Бреста до Москвы – 1000 км

 Брест… Сейчас это и государство другое, вот правда чужим его назвать никак нельзя. Как нельзя назвать чужими города и села Украины, Прибалтики, Белоруссии. Между ними и нами маленьким протянута тонкая, но прочная нить памяти.

 Война  давно уже закончилась, но подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне навсегда останется в истории и нашей памяти.

  На фронт ушло более 21600 жителей г.Павлова и района. В боях погибли почти 10 тысяч наших земляков. С первых дней войны на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Уходили на фронт солдаты и из нашего села Вареж, с центра села – места самого дорогого для наших земляков, места, где сейчас находится памятник Погибшим односельчанам. Невозможно, посетив наше село, не преклонить колена перед Памятником погибших односельчан.

Выступления учащихся. Сочинения о памятниках погибшим воинам в с.Вареж и д.Пурка.

Памятник в с.Вареж

   В память о своих погибших односельчанах жители села Вареж решили построить памятник. Эскиз памятника был сделан местным художником Ю.Г.Касаткиным, а строительство его велось на средства, собранные жителями села. Открытие памятника состоялось 23 октября 1966 года к двадцатилетию Победы Светского народа в Великой Отечественной войне. На открытие памятника собрались все жители села, чтобы выразить свою скорбь, любовь, благодарность солдатам, защитившим Родину. Памятник прост и скромен. Он представляет собой обелиск, устремившийся ввысь, наверху которого укреплена пятиконечная звезда. Памятник установлен на постаменте, который выложен в виде двух ступенек. С четырех сторон к обелиску прикреплены мемориальные доски: на центральной  - написаны слова: «Вечная слава воинам, павшим в Великой отечественной войне», а трех других – фамилии погибших односельчан. Памятник  окружен красивой оградой.

Этот памятник дорог нам и  ценен. Он напоминает нам о прошедшей ужасной войне, войне, о которой забыть нельзя. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь.

Памятник в д.Пурка.

   В окно нашего дома виден памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Когда я смотрю на него, у меня на глаза появляются слезы. Вспоминаю фильмы о войне, перед глазами мелькают картины боев, атак, редких затиший и солдаты, усталые, грязные, раненые, убитые… Это путь прошли все те, кто записан в списках погибших на памятнике славы.

  Среди моих односельчан зрелые мужчины, которые ушли на фронт от своих семей и маленьких детей навсегда, есть совсем юные мальчишки, у которых никогда уже не будет ни невест, ни собственных детей.

  Все это кажется странно и несправедливо. Памятник в деревне Пурка сооружен на средства, собранные от населения деревни. Изготовлен он по проекту художника-земляка Ю.Г.Касаткина. Памятник устремлен ввысь, словно души погибших парят над нами в вышине, как птицы, защищая нас – ныне живущих. Его открытие происходило на Праздник Победы 9 мая 1967 года. При большом стечении народа, играл духовой оркестр, были торжественные речи, чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Все плакали. Так как было еще много в живых матерей, жен и детей погибших воинов. К сожалению, в настоящее время в дерене Пурка не осталась ни одного ветерана, но память, благодарность, уважение и преклонение перед подвигом этих людей должна быть сохранена и предаваться от  поколения к поколению.

 Чтение стихотворения Ю.Левитанского «Ну. Что с того, что я там был»

Ну, что с того, что я там был. Я был давно. Я все забыл.

Не помню дней, не помню дат, ни тех форсированных рек.

Я - неопознанный солдат. Я - рядовой. Я – имя рек.

Я - меткой пули недолет. Я - лед кровавый в январе.

Я прочно впаян в этот лед. Я в нем, как мушка в январе.

Ну, что с того, что я там был. Я все забыл. Я все забыл.

Не помню дат. Не помню дней, названий вспомнить не могу.

Я - топот загнанных коней. Я - хриплый отклик на бегу.

Я - миг непрожитого дня. Я - бой на дальнем рубеже.

Я - пламя Вечного огня и пламя гильзы в блиндаже.

Ну, что с того, что я там был. В том грозном, быть или не быть.

Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне – война участвует во мне.

И пламя вечного огня дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.

Уже меня не излечить от той зимы, от тех снегов.

И с той землей, и с той зимой уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

  Сколько их наших земляков не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны? Статистика суха. 63 жителя села Вареж. А вот погубленные судьбы, боль, горе подсчитать невозможно.

Сегодня мы поговорим о наших родных, близких, односельчанах, земляках, которые сражались за нашу Родину, за наше светлое будущее, на полях брани и в тылу.

Выступление учащихся.

Касаткин Юрий Георгиевич

    Юрий Георгиевич Касаткин родился и прожил всю свою жизнь в родном Вареже. Родился Юрий в семье священника Варежской церкви Георгия Ивановича Касаткина в 1914 году. Учился в начальной школе в Вареже. Потом в Павлове. В 1930 году отца, как служителя культа, арестовали. Юрий сразу же после окончания школы по совету родных во избежание неприятностей уехал на строительство Уралмаша. Работал сначала землекопом, потом чертежником, а после окончания специальных курсов – чертежником – конструктором. Одновременно занимался в студии при Свердловской ассоциации художников революции.

  С детства любил рисовать, сперва карандашами, красками. Этюды, наброски, рисунки, становились все лучше, квалифицированнее. Свердловские художники поняли, что из этого юного чертежника со временем может получиться настоящий  художник. Поэтому и послали его в командировку в Ленинград. Там  Юрий поступил в Академию художеств. Проходил службу в армии в Ленинграде. После службы остался здесь, в северной столице, свободным художником.

  В первый же день войны получил повестку. Направлен в Горький, в зенитное  училище.  Вот обрадовался – в Вареже не раз можно побывать! Всю войну лейтенант со своим взводом, потом зенитной батареей защищал Ленинград. Пережил все ужасы блокады. Закончил службу в ноябре 1945 года.

  К тому времени окончательно решил вернуться домой. Здесь его ждали мама Ольга Григорьевна и брат. Работал  по заказам отдела культуры райисполкома. В доме с просторной мастерской все больше и больше занимался творчеством.  Основная тема картин – лирический пейзаж. Все окрестности Варежа с мольбертом исходил. Работы Юрия Георгиевича хранятся у многих земляков, павловчан. Его картины есть у любителей живописи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Три персональные выставки в Павлове, одна, в 1958 году, в Горьком.

  Юрий Георгиевич умер на 86 году своей жизни в 1999 году, похоронен в Вареже. Еще при жизни. Он передал в наследство нашей школе, часть своих картин, которые радуют глаз всем, кто учится и работает  в школе и многочисленным гостям, посещающим ее.

  Гладя на картины Юрия Георгиевича Касаткина, молодое поколение может любоваться красотой и очарованием природы своей малой родины.

Сусоров Михаил Егорович

      Имя Сусорова Михаила Егоровича, уроженца с.Вареж, вписана золотыми буквами в книгу памяти Павловского района.  Родился Михаил Егорович  в 1914 году в с.Вареж Павловского района. За свою жизнь повидал немало.  Его родители были простыми крестьянами, но понимали,  что  сыну нужно образование. Окончив пять классов Варежской школы, поступил в Павловскую профтехшколу, получил специальность слесаря. В 1934 году был направлен на строительство ЗАТИ. Копал котлован под фундамент будущих цехов, месил раствор, подавал кирпич. Потом работал в Варежской промартели имени В.П.Чкалова. После призыва в армию три года служил на иранской границе и вновь вернулся в родное село.   Мирная жизнь была прервана войной. В 1942 году М.Е.Сусорова мобилизовали и направили на учебу в Горьковское зенитное училище. Новоиспеченный лейтенант попал в самое пекло, на Сталинградский фронт, где уже шло ожесточенное сражение.
«-Лейтенант, снаряды подвезли!»- обратился к нему молодой солдат.
В огневом взводе, командиром которого был лейтенант Михаил Егорович Сусоров.  Этих  снарядов  ждали  давно. Каждый час, каждая минута были дороги здесь, в Сталинграде. Бои за город шли круглые сутки…
Ящики со снарядами находились на берегу Волги. В течении ночи их надо было перетаскать на себе к их позиции, что находилась за корпусами Сталинградского завода «Красный Октябрь».
Ползком, под постоянным обстрелом фашистов, несколько солдат и с ними лейтенант Сусоров, поползли к переправе.
Вспыхивали и гасли одна за другой немецкие фугаски, успевая осветить кусочек земли и солдат, прижавшихся к ней. Во время очередной вспышки Михаил Егорович заметил, что сержант Величко застыл в какой-то нелепой позе. «Митя, Митя», - позвал он  его, но тот промолчал. Михаил Егорович подполз к сержанту, приложил ухо к его груди и почувствовал на щеке что-то  липкое и горячее. Кровь…
У самой переправы были убиты еще трое солдат из его взвода, среди них всеобщий любимец, весельчак одессит Костя Баранов, которого  все звали «наш Теркин».  На обратном пути, когда до позиции оставалось метров пятьдесят, Михаил Егорович поднялся и прошептал: «Товарищи, еще немного, утром мы отомстим за всех», он хотел еще что-то сказать, но страшная боль поглотила его…
«Видать, отвоевался, солдатик», - женский голос прозвенел в необычной тишине. Михаил Егорович открыл глаза. Ослепительно белый потолок. Глазам было больно, и он поспешил их закрыть. Чуть шевеля пересохшими губами,спросил:«Гдея?»
Больше двух месяцев пролежал Михаил Егорович в Кемеровском госпитале. Долгими, бессонными от боли ночами он вспоминал родное село Вареж, где прошло его детство, мать, потомственную крестьянку с натруженными добрыми руками, жену Елену Степановну с кроткими, немного печальными глазами, а больше всех – маленького сынишку, которому к началу войны исполнилось три года…                        
Что же было после ранения? Родное село, завод, где проработал более тридцати лет слесарем-инструментальщиком шестого разряда. Были праздники и будни. Родились и выросли еще два сына и дочь.
Вот сколько времени прошло, сколько воды утекло. (Приложение газета «Павловский металлист 23 февраля 1995 года ).  Михаил Егорович награжден  многими орденами и медалями. Среди них – медаль «За оборону Сталинграда». (см.приложение). Он был почетным гостем на всех праздниках, посвященных Дню Победы, которые проводились в Вареже. (см.приложение)
сусоров2.tif

Часто общался с ребятами, которые с интересом слушали рассказы ветерана о подвигах нашего народа в годы Великой отечественной войны.

Михаил Егорович принимал участие в городских мероприятиях ветеранов Великой Отечественной войны.

К сожалению, сейчас Михаила Егоровича нет с нами, но память о нем бережно хранится в наших сердцах.(см.приложение).

Хрулев Павел Владимирович.

   Павел Владимирович Хрулев родился в с.Вареж в 1925году. После окончания школы поступил в ремесленное училище, где получил специальность слесаря-инструментальщика. Работа в Варежской артели им.В.П.Чкалова. В 1943 году был призван в армию, служил на Дальнем Востоке, а  с марта 44-го – был направлен на Белорусский фронт. В качестве командира отделения автоматчиков участвовал в операции «Багратион», освобождал Белоруссию и Литву. В бою на территории Восточной Пруссии получил тяжелое ранение и после продолжительного лечения был демобилизован.  За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями.

«Орден Красной Звезды» П.В.Хрулев получил за форсирование реки Неман при освобождении Литвы.

  - Дело было так, - вспоминал бывший связист. – Командир батальона получил приказ захватить плацдарм на вражеском берегу, который послужит для переправы полка и позволит нашим войскам развить наступление в районе  г.Литус. Так как я умел плавать, мне поручили  переправиться на другой берег с катушкой провода и установить там связь. Реку в этом месте разделял остров на две части. Было тепло – июль. Я разделся и одежду закрепил на голове, а катушку с проводами  - на спине. Первую половину реки перешел  вброд, а вторую из-за глубины пришлось переплывать.

 Груз был очень тяжелый, и я, немного не доплыв до берега, стал тонуть. Потерял сознание. Очнулся уже на берегу. Спасли меня наши солдаты, которые переправились раньше.  Одежда и катушка утонули, и я остался в одном нижнем белье. Затем все поднялись наверх и оказались в немецких окопах, которые фашисты в спешке покинули, оставив приготовленную пищу, ставшую нашей добычей.

   Начало темнеть, похолодало, а я оставался без формы. Решил пройтись по окопам, чтобы найти какую-нибудь одежду. Довольно долго искал, уже совсем стемнело. Наконец, мне повезло: нашел рубашку. Но тут послышалась немецкая речь -  противник возвращался в свои окопы. Я побежал назад, чтобы предупредить товарищей. Взвод занял оборону, отбил три яростные атаки, и патроны почти закончились. Поэтому командир принял решение отправить меня к своим за подмогой.

   Только я собрался переплывать реку, как раздался шум в кустах тальника. Я замер, подумал, что это немцы нас обошли кругом. Но тут услышал родную речь. Это наш солдат переправился через Неман на лошади, нагруженной ящиками с патронами и продуктами. Четвертую и последнюю атаку немцев отбили успешно и отстояли плацдарм, так необходимый для наступления наших войск. Как я узнал позднее из рассказа командира, взвод решил биться до последнего патрона, а потом идти в штыковую атаку. Через некоторое время всем, кто выжил в этом тяжелом, кровопролитном бою, вручили награды. (По материалам уголка боевой славы МБОУ ОШ с.Вареж)

Морёнов Анатолий Федорович

      Родился Анатолий Федорович в 1942 году в д.Бандино Павловского района. Ему не было еще и 18 лет, когда в 1942 году, он был призван на фронт. Анатолия Федоровича направили учиться в г.Ижевск в школу сержантов. После ее окончания, он попал на Сталинградский фронт, где уже шли ожесточенные бои. Анатолий Федорович был на разных фронтах. Освобождал Украину, Белоруссию. После окончания войны воевал в Чечне. С фронта вернулся без единого ранения в 1951 году. За боевые заслуги Анатолий Федорович награжден орденом «Отечественной войны 2 степени» и многими другими медалями. К нашему большому сожалению единственный ветеран Великой Отечественной войны на территории Варежского сельского совета умер в прошлом году.F:\фото 9 мая\IMG_26042015_175139.jpg

Выступления учащихся начальной школы.

Мой прадедушка – Кошемякин Николай Семёнович

   Моего прадедушку звали Кошемякин Николай Семенович. Он родился в 1917 году. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 24 года. Совсем молодого прадедушку отправили на фронт, где он стал связистом. На его плечи легла большая ответственность: поддерживать связь между полками. Имел  несколько правительственных наград, но дома никогда не рассказывал о войне. Слишком тяжело было вспоминать об этом тяжелом времени. Умер в 1987 году, но память о прадедушке хранится в нашей семье.D:\бессмертный полк\фомичева 001.jpg

Мой прадедушка – Скурихин Петр Степанович

   Мой прадедушка – Скурихин Петр Степанович родился 12 июля 1889 года. Получил церковно-приходское образование. Участвовал в Гражданской войне 1918 года. Работал в колхозе на конюшне. Во время Великой Отечественной войны служил в обозе, так как был уже не молодым. Со своим отрядом собирал раненых и погибших в бою солдат, потом отвозили их в госпиталь. Подвозил продовольствие. Был ранен. Имеет правительственные награды.D:\бессмертный полк\ларешов 001.jpg

  После Победы продолжал работать в колхозе конюхом. Умер 1976 году, но память о нем жива.

Мой прадедушка – Пронин Михаил Иванович

   Мой прадедушка Пронин Михаил Иванович родился в 1900 году. Работал в колхозе. Участвовал в Финской войне. Когда началась Великая Отечественная война, был призван на фронт в войска ВДВ. Дома у него осталось семеро детей: сын и шесть дочерей. Сын также участвовал в Великой Отечественной войне, прошел ее до конца. А сам Михаил Иванович погиб в 1942 году под Ленинградом около деревни Красненькое при высадке с парашютов. Похоронен в Ленинграде в братской могиле.E:\бессмертный полк\борягин 001.jpg

Мои прадедушка и прабабушка

 Ерастов Федор Иванович и Ерастова Анна Семеновна

D:\бессмертный полк\бобинова1 001.jpg

D:\бессмертный полк\бобинова2 001.jpg

   Ерастова Анна Семеновна родилась в 1914 году в д.М-Иголкино . К  началу войны ей исполнилось 27 лет. Она была уже замужем.

Муж, Ерастов Федор Иванович, ушел на действительную службу  и прошел Финскую войну, выжил, вернулся домой, но счастье оказалось недолгим. Призвали с первых дней на Великую Отечественную войну. Воевал мало. Домой пришла весточка – пропал без вести. И пришлось прабабушке хлебнуть горя, на руках еще малолетние дети, работала в колхозе от зари до зари. Фронту был нужен хлеб, солдат надо было кормить. Себе ничего не оставалось, жили впроголодь. Был лозунг «Все для фронта -  все для победы». Этим и жили. Когда пришла победа, утерла вдовьи слезы, мужа так и не дождалась и не знала, где его могила.

   За доблестный труд во время Великой отечественной войны была награждена медалью «За победу над Германией». Прабабушка – труженица тыла. После войны работала в колхозе, поднимала детей, строила дом.

   В семье помнят о том, какой ценой завоевана эта  Победа. Ценой жизни.

Моя прабабушка - Грошихина Зинаида Алексеевна

  Грошихина Зинаида Алексеевна – моя прабабушка. Родилась в далеком 1910 году. В Арефенской школе закончила 10 классов и поступила в Павловское педагогическое училище. Работала учителем начальных классов в д. Юрьевец, а потом в Степаньковской школе. Любили ее ученики, уважали родители. Грянул 1941 год. Жилось трудно, на руках тетя и маленькая дочь. Каждый день она шагала по 15 км. до работы и назад. В Вареже открыли швейник, набирали работников для пошива обмундирования для фронта. Прабабушка, не раздумывая, пошла туда работать. Наконец-то будет рядом с дочерью, а главное – паек. Все будут сыты, ведь трудились для фронта. За самоотверженный труд  прабабушка была награждена медалью «За победу над Германией». Она дожила до 1996 года, умерла в возрасте 85 лет. Я ее не знала, но в семье бережно хранят воспоминания об этом удивительном человеке, бескорыстном, добром, отзывчивом.D:\бессмертный полк\грошихина 001.jpg

Моя прабабушка – Безумнова Антонина ВасильевнаF:\бессмертный полк\безумнова 001.jpg

 

Моя прабабушка Безумнова  Антонина Васильевна родилась в 1921 году в д.Озябликово  Вачского района. Окончила школу и поступила в Павловское педагогическое училище. После его окончания работала учительницей начальных классов. Когда началась война, ей было 20 лет. В семье было еще 2 сестры и брат, прабабушка было старшей из детей. Отец умер рано. Мать осталась одна с детьми. Прабабушка, работая учительницей, получала продовольственный паек, и этим хоть как-то облегчала тяжелую военную жизнь. После окончания войны прабабушка вышла замуж, и они переехали жить в село Вареж, где вместе с прадедушкой, который был хорошим пекарем, работали на хлебопекарне, снабжая хлебом все близлежащие деревни. До сих пор жители  с.Вареж  вспоминают тот вкусный хлеб. Я родилась, когда прабабушка была еще жива, и она очень радовалась. Когда мы с мамой приходили  к ней в гости. Моя прабабушка Тоня была очень трудолюбивой, честной и заботливой.

  Она прожила 87 лет, умерла в 2009 году.

Заключение.

     Ребята, вот и закончились наша сегодняшняя  встреча, хотя ее можно было еще продолжать. Годы войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить?

     Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Но самое главное, оно навсегда должно остаться в наших сердцах. 9 мая 2020 года салют Победы прогремит  в 75-й раз. Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину. Мы – россияне, граждане одной большой стране. Нам, поколению XXI века, дорого будущее нашей Родины. Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра. И закончить мне хочется словами Степана Кадашникова:

Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нс наши юные сны.

Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдем.

Мы погибли, но и мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имен.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.


Список литературы.

  1. Великая Отечественная война.Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева.// М., «Просвещение», 1995. с.5-6.
  2. Дорожкина Н. Это надо живым. Урок мужества// История.-2011.-№8.-С.40-46.(Приложение к газете « Первое сентября»).
  3. Жуков Г.К. Книга «Воспоминания и размышления».
  4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.// М., 1960.Т.1. с.352 -353.
  5. Книга Памяти нижегородцев, павших в  Великой Отечественной войне1941-1945годов.Т.10.(Лысковский, Павловский, Починковский районы.-Нижний Новгород,1995.-752с
  6. Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история.//Военное изд-во Министерства обороны СССР, - М., 1965 - с.69.
  7. Хорошев М., Ивакин С. Павловчане сражались за Родину.-Павлово, 2010 -176с.
  8. Архивные документы уголка боевой славы МБОУ ОШ с.Вареж.

Сетевые ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org

2. http://project.1september.ru/subject.php?sb=21

3. http://nsportal.ru

4. http://www.uchportal.ru/dir/6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Недаром помнит вся Россия..."

Подобран материал для учащихся начальных классов к 200-летию Бородинского сражения. В презентации собраны иллюстрации к сражению, портреты главнокомандующих армий, фотографии памятников посвящённых и ...

Урок Мужества. Помним! Гордимся!

Разработка Единого Всекубанского урока "Помним! Гордимся!", посвященного 70-летию Победы ( сценарий урока, презентация, материал к проекту "Бессмертный полк")....

Урок мужества: "Мы помним! Мы гордимся!"

Открытое городское мероприятие...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МУЖЕСТВА" ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, ХРАНИМ."

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная релик...

Урок- проект "Мы помним! Мы гордимся!"

Урок для 1 класса, направлен на приобщение обучающихся к истории Родины, к истории Великой Отечественной Войне. Хороший материал для организации групповой работы....

Всекубанский урок мужества " Помним! Гордимся! Наследуем!"

Всекубанский урок мужества к празднику " День Победы"...

Единый Всекубанский урок Мужества «Помним! Гордимся! Наследуем!»

Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа....