Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики
статья

Минченкова Ольга Викторовна

Возникновение понятия "музейная педагогика", создание атмосмферы музея в классе в рамках проектов "Музей одного дня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики

Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX- начале XX вв., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания.

Большое значение для формирования музейной педагогики имел опыт образовательной деятельности музеев Англии и США, где были впервые разработаны программы для разных категорий посетителей музеев.

Но именно в Германии были заложены основы музейной педагогики.

Термин «музейная педагогика», который, как установила Е.Б. Медведева, впервые употребил в своей книге «Музей – образование – школа» (1931) Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он разработал специальную методику работы со школьниками, которая

включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке.

Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному

учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.

Термин появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия

музея и школы. В этом контексте он употребляется и А. Рейхвейном, руководителем отдела «Музей и школа» Берлинского музея немецкой

этнографии. Здесь в 1930–1940-е гг. впервые возникла и была проведена в жизнь идея создания специализированных экспозиций для детей,

построенных по принципу музеев-мастерских, где ребенок получал возможность самостоятельной творческой работы.

Создание специализированных детских экспозиций станет впоследствии одним из важнейших направлений музейной педагогики.

Таким образом, еще в довоенной Германии были разработаны и внедрены в практику важнейшие музейно-педагогические идеи, а затем появился

и сам термин, обозначавший первоначально особое направление

деятельности музея: участие в учебно-воспитательном процессе школы,

создание образовательных программ для детей.

В России в первой половине ХХ в., теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, Ф. Шмидт, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров,
А.В.Бакушинский. 
Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, А. Бакушинский исходил
из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором 
видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера.

Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

Музейно-педагогические технологии - это искусство воздействия

на личность посетителя экспонатом, музейной средой, музейной

информацией, талантом научного сотрудника.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

К сожалению, учитель не всегда имеет возможность привести детей в музей и провести «музейный урок», поэтому можно создать атмосферу музея в классном кабинете.

Мы с обучающимися создаем «музеи одного дня». Сначала определяется тема будущего музея. В рамках урочной и внеурочной деятельности ведется большая подготовительная работа. Обучающиеся распределяют между собой роли: директор музея, заместитель директора, экскурсоводы, художники – оформители, рекламщики, контролеры, охранники. Класс делится на зоны – музейные залы, им даются названия. Проводится предварительное анкетирование по данной теме. Собираются экспонаты для музея, для каждого экспоната делается этикетка. Художники-оформители рисуют вывески с названиями залов, эскиз входного билета, который потом распечатывается достаточным тиражом. Также художники создают афишу – приглашение в музей. Рекламщики заранее распространяют билеты по классам. Экскурсоводы составляют текст экскурсии по своему залу. Руководят работой директор музея и его заместитель. Накануне открытия музея экспонаты занимают свои места на полках, партах и стеллажах.

В день работы музея приходят все желающие – с классами и отдельно. Контролеры проверяют билеты, охранники следят за порядком. Экскурсоводы проводят экскурсии, не забывая познакомить посетителей с правилами поведения в музее. Кроме обычных залов, дважды мы создавали виртуальный зал. Был опыт проведения викторины в одном из залов, результаты которой обрабатывались, а на следующий день победителям вручались грамоты, сделанные своими руками. Вот названия «музеев одного дня», которые мы создавали: «Морской мир», «Лягушки», «Наши домашние питомцы».

Считаю, что в результате такой работы у обучающихся формируются метапредметные компетенции, поскольку происходит включение каждого обучающегося в разные виды деятельности, создаются условия для их личностного роста. Осуществляя совместную познавательную и творческую деятельность, обучающиеся имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, формируется коммуникативная компетенция.

Каждая из задач в музейно-педагогическом процессе имеет две составляющие: познавательную и эмоциональную. У обучающихся формируется представление о музее, кроме этого они получают предметные знания по теме музея. Проходя все этапы создания «музея одного дня», дети получают новые впечатления и опыт общения с разными людьми. У обучающихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, таким образом формируется информационная компетенция.

Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативных,

информационных и личностных.


Литература:

  1. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юнхевич - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001- 223с.
  2. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-

справочник. Изд. 2-е, доп. ФГУК ГМПИР. СПб., 2006 - 32 с.

  1. Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 193-196.
  2. Пляскина С. А. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 937-939. — URL https://moluch.ru/archive/132/36984/

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-kak-innovacionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-666929.html
  2. http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/11/19/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya
  4. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/19645-tehnologii-muzejnoj-pedagogiki-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  5. https://roskoshnaya-ds27-schel.edumsko.ru/articles/tehnologiya_muzejnoj_pedagogiki
  6. https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8455/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.

Хочу   рассказать, как  на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.

Хочу   рассказать, как  на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"

В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...