Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию у младших школьников
статья

Полякова Елена Евгеньевна

Базовые национальные ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество определяют содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию у младших школьников

    Всем нам известен документ «Концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении». Данная тема для нас является актуальной.

      Наш разговор хочется начать со слов одного из российских учёных, кандидата педагогических наук Владимира Лободина. «Качество человеческого духа проверяется двояко – в периоды страшных кризисов и в периоды обычной будничной жизни. Последнее мы, кажется не выдерживаем. От нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно к своей духовности – для нас жизненно важная задача. Для нас сегодня важна именно возвращённая духовность, а не экономика и западные кредиты. Неизмеримо важнее – дух российского человека».

Проблема!!!Возрождения национального духа в сознании российских детей обозначена уже давно. В своё время Иван Алексеевич Ильин - великий русский философ обозначил для нас с вами школьно – педагогическое и социально – педагогическое задание – воспитание в русском народе национального духовного характера. Эту идею можно красной нитью провести по всему этому документу.

В концепции прописаны базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Такие базовые национальные ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество.

Они определяют содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Как же можно на самом деле в реальной ситуации на практике реализовывать вот эти положения Концепции.

  Сегодня мы поговорим о роли семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.

Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Мы знаем насколько непросто сегодня выстроить отношения с семьёй и родителями в частности опытным педагогам, не говоря уже о начинающих молодых специалистах.

Поэтому меняется содержание взаимодействия с родителями, старшим поколением. Оно складывается из общения (просвещения) родителей и старшего поколения в семье; обогащения содержания совместной деятельности в деле укрепления семьи, воспитании ответственного семьянина.

С этой целью важно работать над разработкой образовательных проектов и программ для родителей, бабушек и дедушек.

      Программа «Академия семейных наук для ребят и взрослых» включает в себя: программу образования отцов, программу образования матерей, школу для дедушек и бабушек, школу семьянина.  Уделяется внимание традиции изучения родословной, истории семьи, традиции правильного выбора имени ребенка (Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому детей запрещается называть нелепыми именами. Органам ЗАГС запрещено регистрировать ребенка, в имени которого используются цифры, бранные слова, знаки препинания и должности. Имя будет записываться по соглашению родителей), традиции отмечать День ангела (именины), традиции почитания старших в роду, традиции родительского благословения, традиции гостеприимства, хлебосольства.

Целевые системные проекты. Такие как: «Я и моя семья» (осмысление ценности семьи, родительского дома, каждого человека в семье, своих социальных семейных ролей); «Веков связующая нить» (возрождение традиции писать историю семьи, составлять свою родословную), «Музей семьи», «Папина неделя». В нашей школе проводилась «Папина неделя». В понедельник учащиеся начальной школы выполняли рисунки на тему: «Папины обязанности» или «Папина профессия». Во вторник учащиеся 2 - 4 классов писали эссе «Мой идеальный папа», «Мой папа – мой кумир», в среду – фотоколлаж «Папино дело». В каждом классе проходил классный час совместно с папой «Кто наш гость?». В четверг кульминацией стал спортивный праздник «Умные, смелые, ловкие, умелые!» Папы соревновались, переживали, волновались, словно дети. Получили заряд хорошего настроения. А победила дружба.

Прежде всего надо вернуть детей в контекст национальной культуры к её истокам, к национальной культуре. Посмотрите какое богатство можно использовать в детском саду, в начальной школе и даже в 5 – 6 классах.

  • Сказки, былины, предания, сказания народа; (Не знают наши дети). Народные игры, забавы, развлечения; (Современные дети не играют, поэтому современные психологи и психотерапевты говорят о том, что современные дети больны такой страшной болезнью как игровая дистрофия детей. Они не развиваются во всех отношениях как это было раньше. Дети любят играть и не надо говорить, что кроме компьютера их ничто не интересует. Детей надо заинтересовать и научить.

С этой целью разработаны Игровые системные целевые педагогические проекты:

  • «Возвращение детей в мир развивающих игр и игрушек»
  • «Вспомним забытые игры, или как в старину играли деды»
  • «В стране забытых игр, игрушек, забав и развлечений»
  • «В поход за играми»
  • «Музей игры и игрушек» и др.
  • Национальные виды спорта;
  • Музыкальный фольклор, народная песня, романсы (без этого не может быть понятна высокая классическая музыка);
  • Народные танцы;
  • Приобщение к народной мудрости, в которой заключён нравственный кодекс чести народа; (пословицы и поговорки: затрудняются современные дети объяснять смысл пословиц и поговорок. Это показали и проведённые в этом учебном году Всероссийские проверочные работы в 4 классах, где нужно было объяснить смысл пословицы «Дарёному коню в зубы не смотрят»)
  • Традиции, обычаи праздники нашего народа.
  • Система воспитания сказкой «Лукоморье».

Сказка – мощное духовное средство, из которого ребёнок впервые черпает знания о том, что добро, а что есть зло в этом мире и в человеке, делает первые шаги на пути восхождения к вершинам духовности, нравственности и культуры.

Система воспитания сказкой: «Лукоморье» как и любая система состоит из ряда подсистем.

  • Сказочная школа «Волшебных наук».

Где будем учиться любить человека. А уроки дают кто? Данила Мастер и Марья искусница дают уроки мастерства. Василиса Премудрая даёт уроки мудрости. Сказочные красавицы дают уроки красоты и не внешней, а внутренней. Богатыри былинные дают свои уроки. Как говорил капитан Врунгель: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Поэтому каждая подсистема не носит формальный характер. Можно проводить конкурсы не «МИСС и МИСТЕР», а Марьи Искусницы, Елены Прекрасной, Данилы Мастера и т. д.

  • Музей сказки;
  • Театр сказки; (каждый класс получает свою сказку и инсценирует её. Это помогло весело провести в школе Новогодний утренник в начальной школе).

Раскрывает и развивает творческий   потенциал каждого ребенка; помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; помогает привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; учить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

  • Сказочное конструкторское бюро; (дети сами придумают свои сказки)
  • «Сказочный лабиринт»

      В данной методике комбинируется игра и сказка. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно — учитель читает сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, ребенок отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи. Игры не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который ребенок имеет возможность наблюдать (и гордиться им) в конце игры.

          Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Использование целевых системных проектов помогает реализовывать эти ценности в реальности, способствуют сближению семьи и школы, их более тесному позитивному сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных нача...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

«Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию у младших школьников».

     Всем нам известен документ «Концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении». Данная тема для нас...

Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Всем нам известен документ "Концепция духовно - нравствеенного развития  и  воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении". Возрождение национального духа в со...

Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.

Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...