Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы
рабочая программа

Селина Елена Владимировна

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, храни себя, храни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»

Утверждаю:

Директор школы               Н. Л. Брезгина

«_____»________________2017 год

Программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Моя малая родина»

для 1 - 4 класса

учителя начальных классов

Селиной Елены Владимировны

высшей категории

                                       Согласовано:

                                                                                                                                                  зам.директора по УВР

                                                                                                       ___________О. В. Чичковская

                                                                                                                      «____»______________2017 г.

с. Верхний Кужебар

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Моя малая родина» разработана в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» (далее – программа) составлена на основе:

-  авторской программы внеурочной деятельности Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192с.); 

- программы УУД;

- программы ООН ПОО и учебного плана МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, храни себя, храни».

Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Сибири, как опорного края России;
  • развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
  • изучение проблем развития края (населенного пункта);
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения;
  • укрепление семейных связей:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование стремления знать и изучать как можно больше о родном крае;    
  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наше общество нуждается в возрождении утерянной позиции ценности семьи.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Человек должен знать самого себя, делать себе самооценку и ставить задачи своего развития и совершенствования.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Вооружение знаниями об истории своей семьи важно и потому, что они не только информируют школьника об истории своей страны.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. К. Д. Ушинский говорил: «… русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 1 класса) 1 час работы в неделю, всего 33 часа, продолжительность занятия – 35 минут (I полугодие) и по 45 мин. (II полугодие).

Во 2-4 классах 1 час в неделю по 45 мин. (35 недель * 1 час= 35 часов). Всего 138 часов

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

- доступность: содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название села, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.

-  фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.

- уникальность: наш край по – своему уникален – история села, района, края, застройка, природный ландшафт и памятные исторические места.

-  экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

Содержание программы

Содержание программы достаточно универсально.

Программа выполняет две функции:

- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Курс данной программы включает в себя географические, биологические, экологические, исторические, культурологические компоненты.

В организации:

 - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

 - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.

Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи.

2. История своего села.

3. История открытия нашего края.

4. Каратузский район.

5.Красноярский край –  субъект Российской Федерации.

6. Природа нашего края.

7. Природные комплексы края.

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

      Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • родословную своей семьи
  • историю своего населённого пункта, различных учреждений
  • историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
  • основные краеведческие термины и понятия
  • администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Красноярского края, значения официальных символов
  • основные этапы и ключевые события Красноярского края истории с древности до наших дней
  • изменения природной среды Красноярского края в результате деятельности человека
  • особенности природы, населения
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства
  • природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории Красноярского края, образовании Саянских гор, Каратузского района и своего населённого пункта
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
  • работать с различными источниками, находить и анализировать информацию
  • описывать традиции народов своего края
  • показывать на карте границы и географический центр Красноярского края, Каратузского района.
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края
  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их.

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации
  • понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
  • ориентирования на местности и чтения карт
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов Красноярского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование.

1. История моей семьи (20 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

2. История своего села (20 часа).

История образования села. История школы и других учреждений села.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в селе.

Практические работы.

1) Посещение школьного музея с целью анализа данных о развитии села.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Администрация поселения.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в селе.

3.История открытия нашего края (18 часов).

Открытия и исследования Красноярского края.

История Саянских гор.

Полезные ископаемые Красноярского края.

Практические работы.

1) Работа с картой Красноярского края.

2) Исследование полезных ископаемых Красноярского края.

4. Каратузский район (20 часов).

История района.

Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

Символы района.

Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Каратузского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

5. Красноярского край –  субъект Российской Федерации (20 часов).

Красноярского край на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Красноярск – столица нашего края.

Официальные символы.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Красноярского края.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

6. Природа нашего края (20 часа).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Красноярского края.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

3) Климат и погода. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

3) Составление альбома о местных животных и растениях.

7. Природные комплексы края (20 часа).

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

Памятники природы края.

Практически е работы.

1)  Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Заочное путешествие по достопримечательностям края.

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

Раздел, тема.

Количество часов

Форма занятий

Дата планируемая

Дата фактическая

всего

Я и моя семья

1

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа

Беседа

Творческий проект с защитой

Исследовательский проект

4.09

Старые фотографии рассказывают

1

11.09

Старые фотографии рассказывают

1

18.09

Моя школа мой дом

1

25.09

Из истории школы. Традиции школы

1

2.10

Мой дом

1

9.10

Мой двор

1

16.10

Моя улица, почему так названа

1

23.10

Достопримечательности моей улицы

1

6.11

За что люблю, что бы изменил

1

13.11

Страницы истории. Первые переселенцы

1

20.11

Экскурсия в музей .История заселения Кужебарской земли

1

27.11

Имя села, символы района.

1

4.12

Культурно- просветительные учреждения села

1

11.12

Люди. Где работают родители

1

18.12

Экскурсия на почту

1

25.12

Что такое экология

1

15.01

Растительный и животный мир района

1

22.01

Растительный и животный мир района

1

29.01

Географическая карта Каратузского района

1

5.02

Работа с графической картой Каратузского района

1

19.02

Климат Каратузского района

1

26.02

Полезные ископаемые района

1

5.03

Население и населенные пункты района

1

12.03

Памятники района

1

19.03

Культура, религии, традиции ,обряды района

1

2.04

Крепка семья- крепка держава!

1

9.04

Почему в России семьи были большие

1

16.04

Конституция Российской Федерации и твои права

1

23.04

Как устроено государство, в котором ты живешь

1

30.04

Где и когда используются государственные символы

1

7.04

Почему 9 мая – праздник, со слезами на глазах

1

14.04

Закрепление изученного

1

21.04

 

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

Раздел, тема.

Количество часов

Форма занятий

Дата планируемая

Дата фактическая

всего

Генеалогическое дерево семьи.

1

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа

Беседа

Творческий проект с защитой

Исследовательский проект

3.09

Моя родословная.

10.09

Старые фотографии рассказали.

17.09

Вклад семьи в развитие своего края.

24.09

Составление древа семьи.

1.10

Исследование старых фотографий и их анализ.

8.10

Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

15.10

Изучение традиций семьи и их описание.

22.10

История образования села.

Рассказ учителя

Просмотр презентации и обсуждение

Экскурсия

Практическая работа

Викторина

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Практическая работа с картой

Практикум по изучению полезных ископаемых

Рассказ учителя

Практикум с контурной картой

Практическая работа со словарём

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Работа с картой

Беседа

Просмотр презентации

Практиче6ская работа

Олимпиада

Просмотр презентации

Практическая работа

Презентация

Рассказ учителя

Практическая работа

Экскурсия

Творческий проект

Экскурсия.

Просмотр презентации с обсуждением

29.10

История школы и других учреждений села.

12.11

Народы, заселяющие населённый пункт.

19.11

Традиции народов, живущих в селе.

26.11

Посещение школьного музея с целью анализа данных о развитии села.

3.12

Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

10.12

Изучение и описание традиций народов, живущих в селе.

17.12

Открытия и исследования Красноярского края.

24.12

История Саянских гор.

14.01

Полезные ископаемые Красноярского края.

21.01

Работа с картой Красноярского  края.

28.01

Исследование полезных ископаемых Красноярского края.

4.02

История района.

11.02

Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

18.02

Символы района.

25.02

Администрация района.

4.03

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Каратузского района.

11.03

Работа с топонимическим словарём. Изучение символики района.

18.03

Красноярского край на карте мира, на карте Российской Федерации.

1.04

Границы, пограничные территории.

8.04

Красноярск – столица нашего края.

15.04

Официальные символы.

22.04

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Красноярского  края.

29.04

Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

6.05

Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Красноярского  края

13.05

Край рек и озёр.

20.05

Урок-викторина

Викторина

27.05

        

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости и в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Материально-техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

Физическая карта России

1

На всех учащихся

Физическая карта Красноярского  края

1

На всех учащихся

Коллекция полезных ископаемых Красноярского  края

1

На всех учащихся

Мультмедиа-класс

1

На всех учащихся

Набор картин растений и животных Красноярского  края

1

На всех учащихся

Набор плакатов с символикой района, области

1

На всех учащихся

Учебно-дидактическое обеспечение.

Литература:

  1. «Энциклопедия Красноярского края. Юг»; изд-во «Буква-С», Красноярск – 2008 г.
  2. «Памятная книжка Енисейской губернии за 1863» (справочник; Санкт-Петербург; 1863)
  3. «Минусинский, Красноярский, Ачинский округа Енисейской губернии»; Санкт-Петербург; 1884); И.В. Боголюбский.
  4. В.М. Байзель «Каратузский район. История малой родины», Абакан, ООО Книжное издательство «Бригантина», 2010.
  5. Л.Л. Майкова-Емельяненко «Шадатский форпост – всему начало» - сборник исторических статей; ч. 1, Абакан, 2011.

Источники.

1. Коллекция исследовательских работ участников ТО «Наш Кужебар, храни себя, храни» МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева».

2. Презентации участников ТО «Наш Кужебар, храни себя, храни» МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева».