Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дячук Регина Юрьевна

В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственное воспитание нынешнего поколения

Ценностная проблематика давно привлекает внимание философов, педагогов, психологов.  Ценностью считается всё то, что обладает для людей особой значимостью, выделяющейся на привычном фоне их обыденной жизни, и потому предпочитается ими в  их чувствах, мыслях и желаниях.

Первые представления ценности складывается в античности. Платон выделяет два плана бытия – чувственное и сверхчувственное, а также выдвинул идею связующего их начала, каким является благо . Благо – это начало бытия для всего множества вещей и условие ценности, то есть то, к чему стремится человек в своих желаниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики

В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственное воспитание нынешнего поколения

Ценностная проблематика давно привлекает внимание философов, педагогов, психологов.  Ценностью считается всё то, что обладает для людей особой значимостью, выделяющейся на привычном фоне их обыденной жизни, и потому предпочитается ими в  их чувствах, мыслях и желаниях.

Первые представления ценности складывается в античности. Платон выделяет два плана бытия – чувственное и сверхчувственное, а также выдвинул идею связующего их начала, каким является благо [5]. Благо – это начало бытия для всего множества вещей и условие ценности, то есть то, к чему стремится человек в своих желаниях. В своей работе «Большая этика» Аристотель, рассматривая благо, отмечает, что ценность является разновидностью блага. При этом ценным он называет благо божественное, к которому относится всё самое лучшее (душа, ум, добродетели),  то, что почитаемо и в чести у всех. В конце IV века до н.э. стоиками для обозначения ценности ведет термин axia. Под ценностью они понимали благо и идею высшего [5].

В Средние века сложилось представление о высшем благе (благодати) и высшей ценности, какой является Бог. Кризис античного мировоззрения рассматривается как упадок духовности, а в целом прошлое трактуется как греховной период истории человечества. Возведение Бога в ранг наивысшей ценности связывается с идеей спасания человечества в будущем.

Г. Риккерт дает следующее определение ценности: «Блага и оценки несут ценности, они представляют собой соединение ценности с действительностью. Сами ценности, таким образом, не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они образуют совершенно самостоятельное царство, находящееся по ту сторону субъекта и объекта» [9, c. 33]. Условием соединения действительности и ценности становится особая форма бытия ценностей – их значимость, которая проявляется в акте оценивания.

Таким образом,  начиная с античности, феномен ценности подвергался многообразному истолкованию в зависимости от социально-политических интересов, обстоятельств и мировоззрение мыслителей.

В научной литературе существует большое количество определений понятий «ценность». Так, В.И. Плотников определял ценность как сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое [8].  

По определению Д.А. Леонтьев, «ценность – это духовный или материальный объект, имеющий определенную жизненную цену и способный удовлетворить интересы и потребности личности и общества».

Понятия «ценностные представления» и «ценности» часто смешиваются в психологическо-педагогической литературе: одно из понятий выступает в качестве зеркального отражения другого. Однако, такой подход является в корне неверным.

Согласно В.В. Богословскому [7], представления – это возникающие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующие в данный момент на органы чувств. Представления – это результат переработки и обобщения прошлых восприятий.  Представления не могли бы сложиться без восприятий. Так, у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Войтина Ю.М. [2] определяет представления как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Следовательно, в основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений.

Если говорить о ценностных представлениях, то данное понятие не опирается на наглядность.

Наибольший вклад в изучение ценностных представлений внесли исследования М. Рокич, которые он проводил в конце 60-70х годов в США. В соответствии с его исследованиями ценность представляет собой устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем обратный или противоположный им способ поведения, либо конечная цель существования.

Так, в исследованиях Д.А. Леонтьева человеческие ценности обладают определенными признаками, к которым можно отнести следующие:

  • общее количество ценностей, которые являются достоянием человека, довольно небольшое;
  • каждая личность обладает одним и тем же набором ценностей, хоть и в разной степени;
  • ценности представлены в виде системы;
  • начало человеческих ценностей заложено в культуре, обществе,  также в его институтах и непосредственно в самой личности;
  • ценности влияют на все социальные феномены, заслуживающие изучения.

В своих научных трудах М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Под терминальными ценностями понимается стремление к определенной конечной цели индивидуального существования как с личной, так и с общественной точек зрения. Инструментальные ценности можно определить как убеждения в том, что определенный образ жизни является предпочтительным с личной и общественной точек зрения вне зависимости от ситуации.

Ценностные представления нельзя полностью сводить к ценностным ориентациям, даже учитывая всевозможные отклонения между ними и реальными ценностями личности. Даже поверхностный феноменологический анализ позволяет определить, что в сознании каждого человека совместно с ценностными ориентациями существуют  и различные ценностные представления.

Так, в структуру ценностных представлений входит три категории:

  1. Ценностные стереотипы, которые отражают ожидания той или иной социальной группой, предъявляемые человеку и осознаваемые им. Следует также принять тот факт, что сознание одного человека может включать в себя сразу несколько систем ценностных стереотипов от разных социальных групп.
  2. Ценностные идеалы, суть которых заключается в том, что человек не выступает в качестве пассивного объекта собственно ценностной регуляции, а представляет собой субъект, способный оценивать собственные ценности и мысленно проектировать движение к ценностям, отличным от сегодняшних.
  3. Ценностная перспектива, отражающая представления человека о собственных ценностях через определенный промежуток времени. Ценностная перспектива является промежуточным этапом между ценностными ориентациями и ценностными идеалами.

Категорию ценностных представлений также включает в себя представления о системе ценностей определенных людей – это могут быть как политические лидеры, так просто знакомые. Опыт показывает, что воспроизведение системы ценностей другого человека не является сложной задачей, хотя степень адекватности этого воспроизведения не всегда соответствует действительно. В любом случае, обилие факторов, влияющих на формирование ценностных представлений и их разновидностей, оказывают свое влияние на эмпирические исследования.

Философы Эпохи Возрождения считали, что этика – это нечто, изначально имеющееся в человеке и не требующее воспитания. В каждом человеке с рождения заложены добродетели, и в условиях, благоприятных для развития, он не может стать безнравственным.

Этика – философское учение, исследующее мораль и нравственность, а также вопросы добра и зла. Под этим термином также понимают нормы поведения человека в обществе и способ регулирования отношений.

Предметом изучения этики как науки выступает мораль и нравственность. Мораль появилась еще в первобытном обществе, намного раньше других форм общественного сознания, и служила регулятором поведения людей в бытовой, трудовой и личностной сфере. Мораль была важна для каждого члена общества, так как она закрепляла в себе ценностные основы общества, поддерживала устои жизни, формы общения. Именно на морали строились взаимоотношения между членами общества. Правила морали были обязательны для каждого члена общества и не допускали исключений ни для кого.

Она представляла собой совокупность норм и правил поведения, которые были созданы обществом. Мораль отражала такие важные аспекты жизни общества, как отношение человека к обществу, отношение человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

В процессе развития общества, вырабатывались определенные моральные нормы и правила, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение являлось обязательным, а несоблюдение строго наказывалось.

С делением общества на классы мораль также приобретает классовый характер. Из этого следует, что  каждый класс имеет свои представления о моральных нормах и правилах, которые отражают их социальные и экономические интересы.

С течением времени меняются и представления  моральном долге человека. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы. Однако,  душевное состояние угнетенных не бралось во внимание. Таким образом, можно судить о том, что мораль развивается в соответствии с ходом исторического процесса.

Исходя из вышесказанного, получается, что мораль – это некая врожденная субстанция, генетически передающаяся потомству.

Таким образом, анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что мораль выступает в качестве регулятора поведения людей и представляет собой свод законов и правил общества.  Ценностные представления о об основных понятиях этики позволят сформировать образы поведения, соответствующие моральным устоям общества и общепринятым законам. В дальнейшем развитии представления об основных понятиях этики будут способствовать и направлять человека в образе действий, тем самым формируя его гармоничную личность.

В Концепции духовно-нравственного воспитания учащихся при получении начального образования обозначены цели духовно-нравственного воспитания, одной из которых выступает «формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма» [4].

 Таким образом, на основании Концепции духовно-нравственного воспитания процесс формирования представлений об основных понятиях этики необходимо начинать в период обучения в начальной школе.

При изучении особенностей формирования личности школьника необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на формирование его ценностных представлений.

Развитие ценностных представлений определяется Т.Н. Мальковской, не индивидуальными особенностями личности, а положением развивающегося субъекта в системе общественных отношений, главным образом, зависит, от социального строя и истории культуры в данный временной период, в которую включен этот индивид в процессе развития [5, с.22].

С самого начала свой жизни человек усваивает и создает для себя новые ценностные ориентации и представления, которые составляют его жизненный опыт и которые проецируются на его будущее. Согласно В.Я. Ядову основу ценностных ориентаций личности составляет определенная система ценностей, которая сформировалась в процессе его ознакомления  с окружающей действительностью. На основании данного положения, можно утверждать, что процесс воспитания и формирования качеств личности ребенка представляет собой осознание и принятие младшими школьниками системы ценностей, существующих в обществе.

Ценностные представления и позиция личности тесно связаны между собой. Процесс формирования социально активной позиции личности возможен только в сложной системе отношений, которые имеют определенную иерархию  своих содержательных характеристик, а также согласованную систему установок и мотивов, их целевую и ценностную направленность.

Проблема приоритета ценностных представлений достаточно остро стоит  в жизни и политике государства. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.

Научные труды Э.В. Соколова позволили выделить три важнейших аспекта, присущие процессу формирования ценностных представлений у школьников:

  1. Формирование многостороннего ценностного представления, отвечающего общественно-экономическому развитию общества на современном этапе.
  2. Формирование опережающего ценностного представления у школьников, направленного на идеалы и социальные ценности общества, сложившихся на основе мировоззренческих принципов.
  3. Формирование социально ценных навыков и умений у школьников, направленных на усвоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой.

Процесс формирования ценностных представлений является достаточно сложным, так как имеет определенную временную протяженность. Данный процесс не предусматривает навязывание, а наоборот, предполагает деликатность в становлении и развитии аксиологических позиций.

Проанализировав этапы формирования ценностных представлений, нами были выделены основные направления работы, выраженным в фиксации ценностного ядра личности, а также в усилении педагогического потенциала образовательной деятельности. Таким образом, процесс привития ценностных представлений ребенку может осуществляться как в специально созданных для этого условиях, так и в повседневном бытовом общении. Родители и педагоги являются главными лицами, предъявляющими ценности, поэтому их внутренний мир и профессиональная культура должны иметь высокие ценностные ориентиры.

Осознание ценностей происходит в момент их предъявления, а развития осуществляется постепенно, с учетом понимания их ценностных ориентацией, а также включает в себя действия на их основе, способы осуществления действий и прогнозируемые результаты. Таким образом, в данный момент происходит формирование стимула, осознанного побуждения, которое, в свою очередь, вызывают необходимые проявления личности. На данном этапе ценностные представления становятся осознанными и направляют личность при выборе приоритетной деятельности.

Чтобы ценностное представление стало мощной побуждающей силой, необходимо добиться его внутреннего принятия субъектом. Принятие и понимание осознанной ценностного представления возможно лишь в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Одним из важнейших моментов на данном этапе является процесс вступления ценностных представлений в структуру значимых отношений учащегося начальной школы. В данном случае, ценностное представление приобретает смыслообразующую функцию, что способствует организации деятельности, а не только выступает в качестве сосредоточия смысла.

Особенно важно на этапе реализации раскрыть весь потенциал и спектр возможностей ценностных ориентаций. В этот период ценностные представления должны обладать такими свойствами как побуждение, осмысленность, осознанность, и двойственность, проявление которой довольно закономерно.

Особое внимание  на данном этапе должно уделяться закреплению ценностных представлений. Чтобы ценностное представление стало неотъемлемым свойством личности, ребенок должен многократно осмыслить его суть и смысл, по-разному реализовывать его в своей деятельности и демонстрировать в поведении. Данный этап особенно важен, так как ценностное представление приобретает свойство потенциальной побудительности.

 Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее в сложившихся социокультурных условиях.

Актуализация потенциального ценностно представления должна осуществляться как осознанно, так и не осознаваемо в условиях внешней и внутренней потребности, отношения, желания, принципа. Данный этап завершает процесс формированиям ценностного представления, однако может стать началом для  формирования ценностных (аксиологических) основ личности.

Процесс формирования ценностных представлений стимулируется такими факторами как значительное расширение круга общения, столкновение с  многообразием форм поведения, взглядов, мировоззрений и идеалов.

Изучая теоретические предпосылки формирования ценностных представления, особенно социальных, Т.Н. Мальковская [5, с.60] выделяет главные факторы, оказывающие влияние на данный процесс. К ним можно отнести социальные ценности общества, школы, семьи, а также ближайшего окружения. Помимо этого, она отмечает, что результативность формирования ценностных представлений во многом зависит  от активной позиции учащегося начальной школы, то есть его способности проявлять волевые усилия, принимать решения, делать выбор и претворять его в реальность. Формирование данной позиции, по мнению Т.Н. Мальковской, одна из основных задач, стоящих перед школой в настоящее время.

Моральные знания обязательно должны выражаться в поступках и поведении людей, которые будут соответствовать их содержанию. Для этого необходимо уже в самом раннем возрасте (самое позднее – поступление ребенка в школу) формировать элементарную моральную культуру, которая будет являться основой всей нравственности, базой, с которой начнется нравственное воспитание личности.

Ребенок, находясь в раннем возрасте, уже должен усвоить содержание таких понятий как «добро», «зло», «красота», и в своих действовать проявлять понимание их сущности.

Список литературы:

  1. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова.  Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2007.  318 с.
  2. Войтина, Ю.М. Шпаргалка по общей психологии / Ю.М. Войтина. – М.: «Аллель», 2011. – 64 с. – (Полный зачет).
  3. Капрова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/И.А. Капрова – М.: Просвещение, 2012. – 245 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – URL:http://kpfu.ru/docs/F1162245013/koncepciya.duhovno_nravstvennogo.razvitiya.pdf (дата обращения: 08.03.2017)
  5. Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учеб. пособие / Т.Н. Мальковская – Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1973.
  6. Муравьев, В.Л. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Л. Муравьев. Владимир, 2000. – С.50.
  7. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М: Просвещение, 2001. – 383 с.
  8. Плотников, В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В.И. Плотников // Двадцать лекций по философии. – Екатеринбург, 1999. – 194 с.
  9. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998. – 413 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Исследовательская работа Особенности нарушений письма у младших школьников и процесс его коррекции.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития. Немаловажную роль в повышении ...

Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"

В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...

Особенности формирования процесса письма у младших школьников с ОНР 3 уровня

Теоретические и экспериментальные данные могут выступать материалом для учителей по оптимизации логопедической работы в условиях специальных и массовых школьных учреждений, а так же служить основой по...

Методические рекомендации «Проведение лабораторных работ и опытов в процессе формирования УУПД младших школьников»

Предлагаемые методические рекомендации в теоретической части раскрывают сущность основных понятий, по исследуемой теме и предлагает методику организации и проведения лабораторных работ и опытов. В пра...