Речевые игры
статья

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

      Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение мышления.

      Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

      Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

      Играя с ребёнком, будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.  

      Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. Объясни словечко. Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы)

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3.«Общие слова».

1-й вариант. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

4.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза- ромашка- гвоздика.

5. «Посчитай». Считаем всё, что  можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

6.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

7. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

8. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

9. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: « Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?»

Играйте везде - и речь у ребенка будет на глазах улучшаться!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми.

В данном  материале использованы игры на  развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сил...

Речевые игры на уроках русского языка

Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...

Речевые игры на уроках русского языка

Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...

Речевые игры на уроках русского языка

Игровой материал способствует развитию словаря учащихся, активизации речи....

Речевые игры как метод коррекции ТНР

Выступление на педагогическом совете...

Занятие-речевая игра "Забавы уходящей зимы"

Конспект фронтального занятия для учащихся 1 классаТемы:Логопедическая: «Анализ и синтез слов различной слоговой структуры».Лексическая: «Забавы уходящей зимы»....

презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"

Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....