Рабочая программа курса "Край, в котором ты живешь"
рабочая программа

Рабочая программа для реализации краеведческого направления внеурочной деятельности. Основной целью программы является формирование навыков проведения самостоятельных исследований посредством использования краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Бутурлиновского муниципального районаВоронежской области

Программа внеурочной деятельности

          «Край, в котором я живу »

           

             

Направление: туристско-краеведческая

Вид деятельности: поисково-исследовательская

Возраст школьников:7-10 лет

Разработчик: Иванникова Елена Николаевна

2017                  

Пояснительная записка

Программа разработана для реализации внеурочной деятельности, имеет основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для приобщения детей к исследовательской деятельности направленной на изучение природы родного края, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

 Программа предназначена для изучения  особенностей природы родного края. Основывается она на вооружении обучающихся знаниями в области естественных наук  посредством интегрирования учебной деятельности на уроках природоведения, окружающего мира, на  занятиях краеведческого объединения и организации исследовательской деятельности  в природной среде.  

        Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть  времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

          Занятия  эколого-краеведческого объединения и работа на экологической тропе способствуют  более глубокому закреплению  знаний о природе родного края. Поэтому возможно дублирование и углубление  материала. Практические занятия проходят в природной среде и имеют большую педагогическую ценность, так как в свободных условиях готовят обучающихся к более глубокому изучению наук естественно-географического цикла. При переходе на следующую ступень обучения, ребятам предстоит изучение таких предметов, как география, биология, в программах которых,  как правило, обозначены темы по изучению особенностей природы родного края. Тот жизненный опыт, который ребята получат на занятиях краеведческого объединения подготовит их к восприятию программного материала в рамках вышеуказанных предметов.  Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума. Особенностью является то, что работа в полевых условиях в большей степени возможна только в весеннее-осенний период, поэтому в течение учебного года ребята больше занимаются теоретической деятельностью, а экскурсии и полевые практики проходят  весной и осенью.

Цель программы: обучение приемам исследовательской деятельности посредством изучения природы родного края.

Задачи программы:

1)содействовать знакомству

- с особенностями природы родного края, взаимосвязями между природными компонентами;

-с видами и особенностями профессий, связанных с географией, экологией, биологией;-с особенностями природопользования и состоянием природной среды нашего края.

2)создать условия для овладения навыков

-умения пользоваться терминами для составления характеристики  явлений природы;

-использования методов исследования природы;

- поведения в природе;

-умения  работать с  разными источниками научной информации;

-трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

3)воспитывать

-интерес к предметам естественно-географического цикла;

-гуманное отношение к природе;

-желание заниматься наукой;

 - понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением.

- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

-качества личности, способствующие комфортному пребыванию в коллективе.

Основные задачи исследовательской деятельности обучающихся:

-научиться работать с  различными источниками информации;

- овладеть навыками простейших  исследования природной среды;

- приобрести умение обобщать и анализировать  материалы мониторингов, данных, полученных в ходе исследований;

Принципы построения программы:          

научность

доступность

дифференцированность

практическая направленность.

         Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов(7-10 лет).

 Программой предусматривается по 18 занятий (два занятия в месяц).  Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого  материала и практические работы в природной среде  могут проводиться и более длительное время.

          В ходе  занятий  ребята знакомятся с особенностями природы своего края, рассматривают природные компоненты в отдельности и в составе типичных природных комплексов, овладевают элементарными навыками полевой практики, проводят самостоятельные исследования,  определяют степень антропогенного воздействия на природу  и учатся прогнозировать его последствия.

         Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.

Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа.Практическая направленность курса обеспечивается выполнением практических работ на местности, проведением познавательных игр, реализацией проектно-исследовательской деятельности, обработкой материалов мониторингов.

           Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными  и картографическими источниками информации, а также  обработкой материалов мониторингов.

 

 

Ожидаемые результаты:

Предметные

-основные  особенности природы нашей местности(зависимость рельефа от тектонического строения и экзогенных факторов, особенности залегания горных пород; условия, определяющие климат нашей местности, особенности внутренних вод, факторы, влияющие на образование почв и формирование растительного покрова);  

-терминология в рамках естественно-научных дисциплин;

 -правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-основы рационального природопользования;

- особенности профессий, связанных с изучением природы.

Метапредметные

-умение выявлять  взаимосвязи в окружающей среде, определять степень влияния абиогенных и факторов на состояние природы;

 -умение применять специальную терминологию при составлении научных и художественных описаний;

-проводить собственные микроисследования;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

-организовывать свою деятельность во время экскурсий, походов, полевых исследований.

Личностные

- желание участвовать в природоохранных мероприятиях;

-умение работать в команде;

-чувство гордости за свою малую родину, желание приумножать ее красоту и богатство.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (периодичность занятий 2 раза в месяц)

1 год обучения (5 класс)

Тематика занятий в первый год обучения направлена на изучение основ туристической деятельности.

 

Количество  занятий

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

всего

теоретических

практических

1.

2

2

2 год обучения (6 класс)

В шестом классе  вводятся такие предметы как география и биология. Учащиеся углубляют и расширяют знания об особенностях природы Земли, а на занятиях кружка больше внимания уделяют изучению родного края, отрабатывают практические навыки.

 

 Количество  занятий

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

 

всего

теоретических

практических

1.

2

 1

1

Вводное занятие. 

 Основы исследовательской деятельности

1.

2

 1

1

 

Край, в котором мы живем.

 Фенологические явления в природе.

Составление календаря фенологических явлений 

2.

2

1

1

Основные формы поверхности нашего края.Чем богаты наши недра? Что ищут геологи

Описание  основных форм рельефа и горных пород нашей местности.

3.

2

1

1

Наши водоемы. Как устроены пруды. Кто такие гидромелиораторы

Описание состояния водоема по плану.

4.

2

1

1

Как предсказывают погоду.

Знакомство с профессией метеоролога. Экскурсия на метеоплощадку в воинскую часть

5.

2

1

1

Человек и природа.

Как преобразовалась природа нашего края.

Составление схемы рационального природопользования.  

6.

2

1

 1

 

 Может ли быть экология плохой?

Нахождение взаимосвязей в природе. Описание экологических систем нашей местности.

7.

2

 

 2

 

Природа проснулась (составление отчета на основе календаря фенологических явлений).

 

8-9

4

1

3

Описание природных комплексов

Оценка антропогенного влияния на природу родного края.

итого

18

7

11

       Содержание занятий

1.Вводное занятие. Знакомство с особенностями проведения исследований и оформления исследовательских работ 

2.Край, в котором мы живем. Фенологические явления в природе. 

Краткая характеристика географического положения и особенностей природы Воронежской области, Бутурлиновского района. Знакомство с понятием фенологические явления.

 Практическая работа: разработка дневника наблюдений за фенологическими явлениями.

3. Основные формы поверхности нашего края. Чем богаты наши недра? Что ищут геологи

Знакомство с формами рельефа нашей местности, объяснение причин равнинности территории.  Определение  влияния внешних сил на формирование рельефа. Знакомство с профессией геолога. Практическая работа: Определение видов и происхождения  горных пород, характерных для нашей местности. Сравнение балки и оврага.

4. Наши водоемы. Как устроены пруды. Кто такие гидромелиораторы.

 Закрепление знаний о водах суши. Знакомство с видами и особенностями водоемов нашей местности, элементарными представлениями о сооружении искусственных водоемов.

Практическая работа: Описание водоема. 

5.На метеоплощадке.

 Знакомство с особенностями работы метеорологов и синоптиков. Повторение правил работы с приборами и инструментами на метеоплощадках.

Практическая работа: Экскурсия на метеоплощадку (Бутурлиновская воинская часть)

6.Человек и природа. Как преобразовалась природа нашего края.

Знакомство с видами антропогенного воздействия на природу. Определение роли В.В.Докучаева в преображении природы нашего края. Закрепление знаний о  взаимосвязях природы. Знакомство с главным природным богатством нашего края – черноземом. Изучение особенностей почвообразования.  

Практическая работа: составление схемы рационального природопользования

7.Может ли быть экология плохой?

Знакомство с понятиями экология, сообщество, среда обитания, экосистема.Нахождение взаимосвязей в природе.  

Практическая работа:  Описание экологических систем нашей местности.

7. Природа проснулась.

Практические занятия: Обобщение данных дневников наблюдений за фенологическими явлениями

8-9. Описание природных комплексов нашего края.

Оценка антропогенного влияния на природу родного края.Связь компонентов в природном комплексе. Вода, рельеф, элементы климата и их влияние формирование растительного сообщества.

Практические занятия: Составление моделей природных комплексов по экологическим характеристикам растений. Описание их в научном стиле. 

 

Библиография:

       1.Атлас Воронежской области./ под редакцией Ермоленко Н.Н. .Воронеж   1994

     2. Дорогань Л.В. Урок экологии в средней школе. методическое пособие.-Воронеж: ВОИПКРО, 1995  

     3. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 1986.        

     4.Чурляев Ю.А Краеведческий подход в обучении географии: методическое пособие.-Воронеж: ВОИПКРО, 2004.-50с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277177-rabochaja-programma-kraj-v-kotorom-ja-zhivu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Страна, в которой ты живешь"

На уроке используется игровая ситуация-путешествие на космическом корабле по нашей стране.         ...

Край, в котором ты живешь

Урок 6 (устный журнал) Тема: Край, в котором ты живёшь. Цели: расширить знания учащихся об истории города Новый Уренгой; активизировать умения анализировать, делать выводы, обобщать; способс...

Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь!

Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов о красоте и богатстве республики Башкортостан...

Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь.

Разработка внеклассного мероприятия о красоте и богатстве республики Башкортостан...

Презентация "Край, в котором ты живешь"

Презентация "Край, в котором ты живешь" для урока музыки в 1 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...

Программа модуля "Край, в котором ты живешь" 3-4 классы

Программа модуля "Край, в котором ты живешь"  является дополнением к урокам Окружающий мир 3-4 классы. В Федеральнов стандарте начального общего образования предусмотрено учебное время ...