Рабочая программа "Учусь создавать проекты"
рабочая программа

Рабочая программа направлена на отработку навыков проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области    

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Учусь создавать проекты»

Уровень образования (класс)–начальное общее  - 2 «А».

Количество часов 34 ч

Учитель   Иванникова Е.Н.

2017г

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296. В соответствие с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк и др. М.: Просвещение, 2015 г., авторской программой Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», обеспеченной методическим пособием для учителя (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса. Программа курса. – М., Издательство РОСТ, 2015 г.).

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Каждое занятие пособий «Учусь создавать проект» помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогают расширить кругозор обучающихся и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
  2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
  3. Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В преподавании курса используются следующие формы работы с обучающимися:работа в малых группах, проектная работа, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение практических работ.

Основные технологии: игровая, здоровьесберегающая,ИКТ, развивающее обучение.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

1. Развитие исследовательских способностей.

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

2. Самостоятельная работа над проектом.

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

3. Оценка успешности проектной деятельности.

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения».

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Во 2 «А» классе считаю целесообразным введение данного курса внеурочной деятельности в объёме 34 часа в год, в неделю – 1 час. Так как одно занятие приходится на выходной день – 9 мая, то оно проводиться не будет. Таким образом, всего занятий в течение года – 33.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект» во 2 «А» классе на 2017-2018 учебный год.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -принимать и сохранять учебную задачу;
  • -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • -планировать свои действия;
  • -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • -адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • -различать способ и результат действия;
  • -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -проявлять познавательную инициативу;
  • -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • -преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • -высказываться в устной и письменной формах;
  • -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • -владеть основами смыслового чтения текста;
  • -анализировать объекты, выделять главное;
  • -осуществлять синтез (целое из частей);
  • -проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • -устанавливать причинно-следственные связи;
  • -строить рассуждения об объекте;
  • -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • -подводить под понятие;
  • -устанавливать аналогии;
  • -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -допускать существование различных точек зрения;
  • -учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • -формулировать собственное мнение и позицию;
  • -договариваться, приходить к общему решению;
  • -соблюдать корректность в высказываниях;
  • -задавать вопросы по существу;
  • -использовать речь для регуляции своего действия;
  • -контролировать действия партнера;
  • -владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Разделы программы.

Темы занятий.

Количество часов

1

Введение. Структура учебно-исследовательской деятельности.

  1. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
  2. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
  3. Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
  4. Выбор помощников работе над проектом.
  5. Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».
  6. Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность».
  7. Проблема. Решение проблемы.
  8. Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение».
  9. Цель проекта.
  10. Задачи проекта.
  11. Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».  
  12. Знакомство с интересными людьми. Интервью.
  13. Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».
  14. Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».
  15. Играем в учёных. Это интересно. Проект  «Окрашивание мелка в различные цвета».
  16. Тест. «Чему ты научился?»

16

2

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности.

  1. Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение).
  2. Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».
  3. Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
  4. Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-MicrosoftPowerPoint.
  5. Первые шаги составления презентации на компьютере.  
  6. Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.
  7. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.
  8. Тест  «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина».
  9. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
  10. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».
  11. Играем в учёных. Это интересно.
  12. Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности.
  13. Памятка жюри конкурса.
  14. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
  15. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
  16. Играем в учёных. Это интересно.
  17. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам.Советы на лето от Мудрого Дельфина.

17

Методы организации внеурочной деятельности:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • экспресс-исследование;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа;
  • защита исследовательских работ;
  • консультация и др.

Формы организации обучения.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые, представители различных профессий.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Учусь создавать проект».

Книгопечатная продукция

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска SmartBoard.
  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

 Разработанные лично презентации.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277370-rabochaja-programma-uchus-sozdavat-proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).Так же пред...

Рабочая программа для 2 класса "Учусь создавать проект"

Данную программу использую для занятий во внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...