Детский сад во времена блокады
статья

Костина Анастасия Александровна

Статья о тяжелых военных временах ко "Дню снятия Блокады"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Детский сад во времена блокады»

Составитель: Костина А. А.

Сигнал тревоги слышен всем,

Гудят гудки, сирены воют

Сегодня сколько было?

Семь?

Ну что же, справимся с восьмою...

И вот над самой головой

Вдруг возникает бомбы вой

-

В тебя, в твой старый дом, в котором...

Дом вздрогнул, ахнул и осел,

Провисла под провалом крыша...

Сигнал тревоги слышат все,

Не всем дано «отбой» услышать...

А.Молчанов. «Воздушная тревога» (отрывок).

По этому стихотворению можно судить по частоте налётов в осаждённом городе. Но как же работали детские сады? На этот вопрос и сейчас ответить довольно сложно.

Из воспоминаний Ольги Николаевны Гречиной, чья педагогическая деятельность в годы блокады началась в 43 интернате Дзержинского ( ныне Центрального) района-

 «  Про игрушки»:

... «Полагалось, чтобы в каждой комнате, где находились дети,

сидели в углу на ковре куклы, стояла кукольная мебель, машины, и другие игрушки. Так как все хорошие игрушки уехали вместе с эвакуированными детьми, оставшимся детям достались куклы в потрёпанной одежде, сломанные машинки и рваные книжки. Я отобрала всё, что годилось в починку. Но в ремонтном деле самое сложное оказалось-это устоять, чтобы не съесть клейстер, сделанный из белой муки. Я его съедала, не смотря на страх, что придётся идти на кухню и просить ложечку муки у тёти Моти...» «Вскоре все игрушки были починены, книжки подклеены. Я даже сходила на Васильевский остров, где жила домработница Ульяна, и принесла два больших мешка игрушек и книжек.  Так за две недели были оформлены уголки во всех группах. На коврах сидели куклы в ярких платьях, стояли машинки, на полочках лежали тщательно подклеенные книги, стояла кукольная мебель, было даже несколько настольных игр.»

 Особенности игр детей в блокадном Ленинграде.

В годы блокады педагогический процесс работников дошкольных учреждений имел множество особенностей -начиная от занятий с детьми, заканчивая приёмом пищи. Воспитателям приходилось разрабатывать новые способы общения с детьми, новые методики обучения, новые игры. Чем же отличались игры детей в годы блокады? Все игры объединяла одна общая тема-война. В играх дети отражали не только непреодолимую веру в победу, ненависть к фашистам, но и глубокие переживания, горечь утрат близких им людей.

Из дневника воспоминаний Ольги Николаевны Гречиной:

 «Дети сегодня нашли во дворе ямку, и стали её раскапывать, приговаривая: «Давайте рыть быстрее, там же наши дитеньки, их все немцы убили.» Лида: «Там мой Вовочка». Руфа: « Там моя Лиленька». Лена: «И моя бабушка»...

«В муках жестокого, страшного голода

Рядом со смертью , средь стужи и тьмы,

Как же сумели вы, жители города

Не озвереть, и остаться людьми?

Что дало силы вам лютой годиною

Дух поднимало блокадной зимой?

Просто мы жили семьёю единою

Дружной , большой ленинградской семьёй

А. Молчанов. « В муках жестокого...» отрывок.

«Прогулки детей осаждённого города.»

Круглосуточно шли обстрелы и бомбёжки, на улицу выходить с

детьми было страшно и опасно. Но прятаться постоянно было

невозможно, и воспитатели при любой возможности старались

выводить детей на прогулку.

Из воспоминаний Ольги Николаевны Гречиной:  

«Это было совсем рядом с садом, но неожиданно начался обстрел.

Укрыться было негде. Я пыталась спрятать их внутри Зимнего

дворца, но строгая сторожиха не пустила нас. И мы бежали в садик под свист снарядов...»

«Женя Батыгин.»

За годы блокады в детском саду No 43 Дзержинского (ныне Центрального района) не произошло ни одного смертного случая. Четыре ребёнка лишились своих родителей и были усыновлены работниками детского учреждения.

Из воспоминаний Ольги Николаевны Гречиной:

«Зимой 1943 года Прасковья Викентьевна принесла из дома в детский сад умирающего от голода мальчика. Его положили в кровать у печки и стали поить чем-нибудь питательным-какао, сгущённым молоком, каждые 2-3 часа. Через неделю Женька стал вставать, говорить шёпотом, но совсем не улыбался и не смеялся со всеми детьми. В мае 1943 года Женька уже выступал на празднике, но поражал всех жуткой серьёзностью и очень тоненькой, как ниточка, шейкой...» Вскоре Ольга Николаевна оформила опекунство над этим мальчиком. Прошли года... Блокада стала историей, но подвиги тех женщин, которые сберегли детские жизни-бесценен.

 «Восславим наших матерей

Простых блокадных женщин,

Их подвиг эрам не стереть,

Он, как Россия, вечен!

Восславим тех, кто нас сберёг

В кошмарной круговерти,

В аду обстрелов и тревог,

В тисках голодной смерти.

Кто город сердцем согревал 

Кто детям и Отчизне 

Без колебанья отдавал 

И хлеб, и кровь, и жизни...»

А. Молчанов «Восславим наших матерей» (отрывок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Времена года(детская презентация)

Презентация приготовлена ученицей самостоятельно ....

Аттестационная работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"

Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающая сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,...

Мастер-класс рисования витражными красками учителем в кожуунной детской библиотеке во время сетевой акции "Библионочь-2014"

На мастер - класс приглашены учащиеся. которые нарисовали картины витражными красками для кожуунной библиотеки под руководством учителя начальных классов Дазырбан Ч.В....

Искусство во время блокады Ленинграда

Анна Адамовна Яцкевич и её "Кобальтовая сеточка"...

Сплочение детского коллектива во время ГПД с помощью игр. Подвижные игры для детей

Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Игра способна сотворить чудеса. Из ленивого она может сделать трудолюбивого, из незнайки умника, а неумелого умельцем. А самое главное, играя с дет...

Постановка к блокаде Ленинграда "Детская книга войны"

Постановка к блокаде Ленинграда "Детская книга войны"...